Ее начинают сразу же после постановки диагноза. Назначают инсулин п/к, 2 или 3 раза в сутки [14, 25—28]. Доза инсулина зависит от тяжести заболевания и возраста больного. В табл. 10.2 приведены дозы инсулина и распределение доз у больных с впервые выявленным сахарным диабетом типа 1 [29]. При бурном начале заболевания с диабетическим кетоацидозом требуются большие дозы инсулина: 1—2 ед/кг/сут, тогда как в менее тяжелых случаях достаточно 0,5—1 ед/кг/сут, а при бессимптомном сахарном диабете доза инсулина еще меньше: около 0,5 ед/кг/сут. Суточную дозу инсулина разделяют: две трети вводят утром, одну треть — вечером. Если ЩИ лин вводят 2 раза в сутки (режим двукратных сочетанных инъекций), то треть утренней дозы приходится на инсулин короткого или сверхкороткого действия, а две трети — на инсулин средней длительности действия.
Вечернюю дозу делят пополам между инсулином короткого или сверхкороткого действия и инсулином средней длительности действия. При режиме трехкратных инъекций распределение утренней дозы инсулина такое же, как и при режиме двукратных сочетанных инъекций, а вечернюю дозу разделяют: перед ужином вводят половину вечерней дозы в виде инсулина короткого или сверхкороткою действия, а оставшуюся половину вводят на ночь, в виде инсулина средней длительности действия. В дальнейшем дозу инсулина подбирают в зависимости от уровня глюкозы в плазме, потребления углеводов и индивидуальных особенностей больного [29, 30]. Например, если повышен уровень глюкозы в крови перед завтраком, то увеличивают вечернюю дозу инсулина средней длительности действия до тех пор, пока уровень глюкозы не станет нормальным. Другой пример: если понижен уровень глюкозы в крови перед обедом, то уменьшают дозу инсулина короткого или сверхкороткого действия перед завтраком. Чтобы контролировать уровень глюкозы в плазме, большинству больных с недавно начавшимся сахарным диабетом и членам их семей необходима частая, практически ежедневная, помощь медицинских работников. Поначалу они будут помогать корректировать дозы инсулина, но конечная цель такого сотрудничества — научить больного и членов его семьи делать это самостоятельно.
Через несколько недель или месяцев после начала инсулинотерапии наступает ремиссия («медовый месяц»). Для этой стадии болезни характерны превосходная компенсация сахарного диабета и минимальное число эпизодов гипо- и гипергликемии. Это связано с восстановлением секреции инсулина еще не разрушенными в результате аутоиммунного процесса р-клет-ками. Благодаря этому доза экзогенного инсулина может быть снижена, часто менее чем до 0,3 ед/кг/сут. В прошлом на время ремиссии больным отменяли одну или несколько инъекций инсулина, а иногда даже полностью отменяли инсулин. Однако сейчас от этой практики отказались, поскольку соблюдение режима многократных инъекций закрепляет у больного навыки инсулинотерапии, а поддержание нормального уровня глюкозы в плазме, по-видимому, продлевает ремиссию [1, 31]. Но, несмотря на это, длительность ремиссии редко превышает 6—12 мес. Окончание этой фазы характеризуется нарастанием колебаний уровня глюкозы в плазме, содержания НЬА,С и потребности в экзогенном инсулине. С этого момента лечение сахарного диабета и поддержание нормального уровня глюкозы в плазме становится более сложной задачей, поэтому необходимо, чтобы больной и члены его семьи были к этому готовы: овладели всеми необходимыми навыками и умениями и изменили свое поведение таким образом, чтобы сложные и изменяющиеся схемы инсулинотерапии стали частью их жизни.