1941 - 1945 {mainvote} История специализированных автомобилей скорой медицинской помощи и санитарных автомобилей в период Великой Отечествественной Войны 1941-1945 года.
До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ - модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. |
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (GAZ-55 ambulance) |
Санитарный автомобиль БА-22 на базе трехосного ГАЗ-ААА (BA-22 ambulance) |
В предвоенные годы был разработан и испытывался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет, но даже если машина и выпускалась, не думаю, что таких машин было много, и что они могли сыграть существенную роль.
|
Автомобиль ГАЗ-ААА |
ЗИС-44 санитарный фургон |
Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары. |
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. |
ЗиС-8 (санитарный автобус на базе ЗиС-11/ЗиС-5)) |
Автобус ЗИС-16 (ZIS-16) |
Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация - медицинский автобус - разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара). |
Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S) |
Упрощенный вариант ЗИС-16С оснащался кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна. |
Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S ambulance) |
Автобус ГАЗ-03-30 (GAZ-03-30) |
|
ГАЗ-05-193 (GAZ - 05-193) |
На фотографии внутреннего двора госпиталя видны практически все вышеперечисленные санитарные автобусы. |
Cанитарные автобусы ЗИС-16, ЗИС-16С, ГАЗ-55, ГАЗ-03-30 - фото (ZIS-16, ZIS-16S, GAZ-55, GAZ-03-30) |
Трамвай санитарный Горэвакопункта (Москва, 1941) - ambulance Tram |
Справедливости ради отметим, что в крупных городах значительную часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли трамваи. Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, а основным транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной войны трамвай не имел такой протяженной сети линий - почти 555 км. Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям. И днем и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых. |
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии: |