Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
1917 - 1941
История развития автомобилей скорой помощи в период между 1917-1941 годом. {mainvote}

 Переделанный санитарный автомобиль Фиат-15 тер, Москва, декабрь 1917

Бурные события 1917 года с двумя революциями оставили свой отпечаток и на санитарных машинах.
На фотографии слева - Фиат-15тер с большим санитарным кузовом, используемый в Москве как боевая машина красногвардейцев.
На правом фото - разгрузка санитарного Форд ТТ в порту Архангельска в 1918 году. Очевидно использование этой машины противниками большевиков (или интервенционными корпусами стран Антанты или Белой армией). Вот только цели этого использования могли быть отличными от целей, которым призваны были служить знаки красного креста на бортах...

 Санитарный автомобиль Форд ТТ, Архангельск, 1918


 Санитарный автомобиль Адлер

На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием (по некоторым сведениям) автомобилей "Адлер". Вполне возможно, что это были сохранившиеся довоенные машины Адлер или просто путаница, связанная с отдаленностью от нас того времени. Во всяком случае, на фотографиях 1924 года из Петрограда узнается все тот же Фиат-15тер.

 Санитарный автомобиль Фиат 15 тер Петроград, 1924


 Скорая помощь Ленинградской пожарной команды

Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. К сожалению, пока не установлена марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.



18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Н.А.Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.
Под помещения для станции были выделены три комнаты (два телефона) в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне НИИ Скорой помощи им.Склифосовского). В кустарных условиях под карету скорой помощи по довоенным чертежам был переделан трофейный автомобиль. К сожалению, пока я не нашел сведений о его марке. Скорее всего, именно эта машина изображена на фото. Обращу внимание на то, как сделана надпись "ПОМОЩ" на борту.
Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному. После был оборудован гараж-сарай на территории больницы. Машина была крайне изношена и регулярно стояла в ремонте.
Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками: терапевтическим (с ~30 стеклянными баночками с лекарствами) и хирургическим (с хирургическим набором и перевязочными материалами).

 Автомобиль московкой скорой помощи 20-х годов


 Москва: автомобиль скорой помощи 1920-х

В 1920 году В.П.Поморцев был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически - одной круглосуточной бригады на донельзя раздолбанной машине) было явно недостаточно для обслуживания города.
С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки.
Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана вторая автомашина (к сожалению, ее марка тоже не установлена. Есть предположение, что на этом фото изображен Рено). Организация работы была начата "с азов", по выражению А.С.Пучкова, он "оказался генералом без армии".
Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы, умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до сих пор.


Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 - 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать в 1930. "Персональный" состав парка машин Московской скорой помощи в те годы пока, к сожалению, не известен.

Ориентация на создание отечественной автомобильной промышленности привела к созданию санитарной машины на базе АМО Ф15, выпускавшейся московским заводом. Первый образец кареты скорой помощи изготовлен в 1925 г. В 1926 г. изготовлено 10 санитарных машин. Сколько всего изготовлено до 1931 г. санитарных АМО - вопрос.
Машина тряская (грузовик отличался очень жесткими рессорами), с очень неудобным водительским сидением, устаревшей к тому времени конструкции, не слишком надежная из-за низкого качества (полукустарного) комплектующих и неумелой сборки и очень дорогостоящая - явно не самая удобная для службы в скорой. (другие фото)

 АМО Ф 15 санитарная (AMO F15 ambulance)


 Mercedes 15/70/100 Typ 400 ambulance (1924-1925)

Вероятно, АМО Ф15 не вполне "вписался" в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой помощи были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS Typ 400 (1924/25 гг.).
А санитарные АМО, вероятнее всего, использовались в других городах.

 Скорая Mercedes Typ400, Москва, 1928


Закупленные Меседесы служили в Московской скорой вплоть до конца 30-х годов (фотография датирована 1937 г.) Думается, что работа в открытой кабине особенно "радовала" водителя в зимнее время. К сожалению, сведений о числе санитарных Мерседесов, работали ли эти машины только в Москве или других городах тоже, а также том, как они проявили себя в эксплуатации у меня пока нет. Дожить до наших дней, похоже, шансов у них тоже не было.

 Mercedes Typ 400 ambulance, Moscow, 1937


 Москва: неоложная медицинская помощь 1927

Как уже было сказано, в первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.

С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада - психиатрическая, выезжавшая к "буйным" больным. Впоследствии (1936) эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра.


Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото - санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно.

 Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-А (GAZ-A ambulance)


 Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance)

Вторым шасси, пригодным для переоборудования под нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА. Под специализированные кузова машины переделывались во множестве безвестных мастерских. На фото - санитарная машина из Тулы.

Любопытно, что сегодня основной машиной для скорой стала "внучка" полуторки - "Газель".


 Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance), Ленинград 1930-е

В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934 году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции.

 Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance), Ленинград, 1930-е гг


 "Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance) , Москва, 1930

В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное 1930 г. Возможно, это Форд-АА).
В Москве переделка Форд-АА под машину скорой помощи производилась по проекту И.Ф.Германа. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, на обе оси устанавливались гидравлические амотизаторы, задний мост комплектовлся одинарными колесами, за счет чего машина имела узкую заднюю колею. Машина не имела собственного названия или обозначения. В книге Л.М.Шугурова она условно обозначена как СП-32 (справа).

 Скорая помощь на базе ГАЗ-АА обр. 1932 (СП-32)


Еще один вариант санитарки на базе ГАЗ-АА. Фото 1936 г, Москва. Видны отличия от предыдущей машины.
Надпись на борту "Перевозка больных" относит машину к Горэвакопункту, который с 1936 по 1954 г. был выделен из Станции в самостоятельное учреждение и ведал распределением и использованием коечного фонда города. Он же и транспортировал всех больных, включая инфекционных. Только пациентов с острыми хирургическими заболеваниями по прежнему госпитализирует Скорая.

 Скорая помощь на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance) 1936




Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего парка машин - быстрых, вместительных и комфортабельных. Советский лимузин ЗиС-101 стал основой для создания машины скорой помощи. Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии докторов А.С.Пучкова и А.М.Нечаева.

Эти машины работали в Московской скорой и послевоенное время.

 "Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-А (GAZ-A ambulance)




Специфика работы предъявляет особые требования к автомобилю скорой помощи. В гараже московской скорой спроектирована и построена специализированная машина. В книге Л.М.Шугуров отмечает ее условным индексом СП-36.
К сожалению, у меня пока нет сведений, на какой агрегатной базе создана эта машина. Вероятно, она была удобнее в эксплуатации, чем серийные ЗиСы (хотя бы тем, что имела сзади две распашные двери). Сколько было выпущено таких машин (некоторые исследователи считают, что машина существовала в единственном экземпляре, хотя на фотографиях явно видны индивидуальные отличия как минимум двух разных машин), срок и результаты эксплуатации, а также дальнейшая их судьба пока неизвестны.

В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919-1994", М., 1994;
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
В.И.Матвеенко Знаменитые и забытые. Книга 1, С-Пб, 2003;


 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры