1917 - 1941 История развития автомобилей скорой помощи в период между 1917-1941 годом. {mainvote}
Переделанный санитарный автомобиль Фиат-15 тер, Москва, декабрь 1917 |
Бурные события 1917 года с двумя революциями оставили свой отпечаток и на санитарных машинах. |
Санитарный автомобиль Форд ТТ, Архангельск, 1918 |
Санитарный автомобиль Адлер |
На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием (по некоторым сведениям) автомобилей "Адлер". Вполне возможно, что это были сохранившиеся довоенные машины Адлер или просто путаница, связанная с отдаленностью от нас того времени. Во всяком случае, на фотографиях 1924 года из Петрограда узнается все тот же Фиат-15тер. |
Санитарный автомобиль Фиат 15 тер Петроград, 1924 |
Скорая помощь Ленинградской пожарной команды |
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. К сожалению, пока не установлена марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.
|
18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Н.А.Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией. |
Автомобиль московкой скорой помощи 20-х годов |
Москва: автомобиль скорой помощи 1920-х |
В 1920 году В.П.Поморцев был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически - одной круглосуточной бригады на донельзя раздолбанной машине) было явно недостаточно для обслуживания города. |
Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 - 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать в 1930. "Персональный" состав парка машин Московской скорой помощи в те годы пока, к сожалению, не известен. |
АМО Ф 15 санитарная (AMO F15 ambulance) |
Mercedes 15/70/100 Typ 400 ambulance (1924-1925) |
Вероятно, АМО Ф15 не вполне "вписался" в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой помощи были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS Typ 400 (1924/25 гг.). |
Скорая Mercedes Typ400, Москва, 1928 |
Закупленные Меседесы служили в Московской скорой вплоть до конца 30-х годов (фотография датирована 1937 г.) Думается, что работа в открытой кабине особенно "радовала" водителя в зимнее время. К сожалению, сведений о числе санитарных Мерседесов, работали ли эти машины только в Москве или других городах тоже, а также том, как они проявили себя в эксплуатации у меня пока нет. Дожить до наших дней, похоже, шансов у них тоже не было. |
Mercedes Typ 400 ambulance, Moscow, 1937 |
Москва: неоложная медицинская помощь 1927 |
Как уже было сказано, в первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения. |
Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото - санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно. |
Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-А (GAZ-A ambulance) |
Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance) |
Вторым шасси, пригодным для переоборудования под нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА. Под специализированные кузова машины переделывались во множестве безвестных мастерских. На фото - санитарная машина из Тулы. Любопытно, что сегодня основной машиной для скорой стала "внучка" полуторки - "Газель". |
Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance), Ленинград 1930-е |
В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934 году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции. |
Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance), Ленинград, 1930-е гг |
"Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance) , Москва, 1930 |
В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное 1930 г. Возможно, это Форд-АА). |
Скорая помощь на базе ГАЗ-АА обр. 1932 (СП-32) |
Еще один вариант санитарки на базе ГАЗ-АА. Фото 1936 г, Москва. Видны отличия от предыдущей машины. |
Скорая помощь на базе автомобиля ГАЗ-АА (GAZ-AA ambulance) 1936 |
|
Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего парка машин - быстрых, вместительных и комфортабельных. Советский лимузин ЗиС-101 стал основой для создания машины скорой помощи. Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии докторов А.С.Пучкова и А.М.Нечаева. Эти машины работали в Московской скорой и послевоенное время. |
"Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-А (GAZ-A ambulance) |
Специфика работы предъявляет особые требования к автомобилю скорой помощи. В гараже московской скорой спроектирована и построена специализированная машина. В книге Л.М.Шугуров отмечает ее условным индексом СП-36. К сожалению, у меня пока нет сведений, на какой агрегатной базе создана эта машина. Вероятно, она была удобнее в эксплуатации, чем серийные ЗиСы (хотя бы тем, что имела сзади две распашные двери). Сколько было выпущено таких машин (некоторые исследователи считают, что машина существовала в единственном экземпляре, хотя на фотографиях явно видны индивидуальные отличия как минимум двух разных машин), срок и результаты эксплуатации, а также дальнейшая их судьба пока неизвестны. |
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии: |