Антигистамины «С технической точки зрения, — пишет врач Дэвид Хили, - разработка антигистаминов стала поворотным пунктом в развитии лекарств». Первые исследования этих простых химических веществ привели ученых к созданию как простых лекарств для борьбы с аллергией, так и серьезных, например антипсихотических средств и препаратов для лечения язвы желудка.
Гистамины найдены во многих растениях и ядах насекомых. У людей гистамин присутствует в большинстве тканей и хранится в лейкоцитах (особенно в тучных клетках и базофилах), участвуя в иммунном ответе, включая аллергические реакции и воспаление. Гистамин увеличивает проницаемость капилляров, куда попадают лейкоциты, способные бороться с инородными агентами, а жидкость, которая также устремляется из капилляров в ткани, омывает участок воспаления, что может привести к насморку. Гистамин также действует как нейротрансмиттер в определенных нейронах (мозговых клетках). В желудке секретирующие гистамин клетки стимулируют образование кислоты.
В 1910 г. британские химики Джордж Баргер и Генри Дейл сначала выделили гистамин из спорыньи, гриба, который растет на растениях. У крапивы есть жгучие волоски, которые действуют как шприцы для подкожных инъекций, вводя гистамин после того, как до них дотронулись. У людей гистамин работает, связываясь с четырьмя видами гистаминовых рецепторов на поверхности клеток. Два самых известных рецептора — Н (найденный на гладкомышечной клетке, клетках внутренней выстилки стенок кровеносных сосудов и в ткани центральной нервной системы) и Н2 (расположенный на париетальных клетках желудка).
В 1937 г. швейцарский фармаколог Даниеле Бове и его студентка Анна- Мария Стауб создали первый антигистамин, но он был слишком токсичен для людей. Бове с коллегами упорно продолжали работать и в 1944 г. создали Нео-Антерган (пириламин), который мог применяться у людей. Анти- истамины первого поколения, используемые при аллергиях с насморком и укусах насекомых, действовали, связываясь с рецепторами Н , а также вызывали сонливость. Антигистамины более позднего поколения не проходили через гематоэнцефалический барьер и не развивали сонливости. Структура антипсихотического препарата хлорпромазина лишь немного отличается от антигистамина прометазина. Некоторые неврологические болезни (например, болезнь Альцгеймера и рассеянный склероз) связаны со значительными изменениями в гистаминовой системе мозга.