Сахарный диабет у матери представляет угрозу для плода. Этому есть несколько доказательств. Во-первых, на фоне сахарного диабета беременность чаще заканчивается самопроизвольным абортом, чем в отсутствие этого заболевания. Частоту самопроизвольных абортов можно снизить, если обеспечить нормальный уровень глюкозы в плазме к моменту зачатия [13,14] и поддерживать его на протяжении I триместра [15, 16]. Во-вторых, у детей, рожденных матерями с сахарным диабетом типа 1, риск врожденных пороков в 6,4 раза, а перинатальная смертность — в 5,1 раза выше, чем среди населения в целом [17]. Причем чем выше уровень НЬА,С, тем больше вероятность неблагоприятного исхода беременности.
При сахарном диабете типа 1 и содержании НЬА,С > 7,5% частота неблагоприятных исходов беременности (например, самопроизвольных абортов) вчетверо, а риск тяжелых врожденных пороков — в 9 раз выше, чем при нормальных значениях этого показателя [18]. Частота врожденных пороков у детей, рожденных женщинами, не болеющими сахарным диабетом, составляет около 2% [19, 20]. Под тяжелыми пороками развития мы понимаем дефекты нервной трубки и пороки сердца (табл. 11.3); они формируются в начале I триместра — в период органогенеза. К счастью, если к моменту зачатия будущая мать поддерживает уровень глюкозы в плазме близким к норме, риск врожденных пороков у ее ребенка оказывается
не больше, чем в отсутствие сахарного диабета 111, И, 21,22]. Тяжелые микроан-гиопатические осложнения у матери (в том числе диабетическая нефропатии) - независимые факторы риска внутриутробной задержки развития (23]. Истинная причина внутриутробной задержки развития плода неизвестна, однако исследования на животных показали, что патология плаценты и плацентарная недостаточность приводили к задержке роста у детенышей крыс с экспериментальным сахарным диабетом, вызванным стрептозоцином [24]. Как мы уже неоднократно подчеркивали, к моменту зачатия следует добиться содержания НЬА|С не более 7%.
Другие неблагоприятные последствия сахарного диабета типа 1 у матери для плода заключаются в повышенной частоте развития у новорожденных таких патологических состояний, как болезнь гиалиновых мембран, гипогликемия, гипербили-рубинемия и гипокальциемия. Легкие у новорожденных, матери которых больны сахарным диабетом, но жестко контролируют уровень глюкозы в плазме, кажутся достаточно зрелыми, и болезнь гиалиновых мембран в этой группе новорожденных развивается редко [25], однако, судя по уровню фосфатидилглицерина в околоплодных водах, задержка созревания легких плода при сахарном диабете у матери может составлять 1—1,5 нед [26]. При де-компенсированном сахарном диабете у женщин, которые не могут точно указать срок беременности, перед родоразрешени-ем имеет смысл провести анализ околоплодных вод для определения степени зрелости легких плода. При сахарном диабете типа 2 или диабете беременных часто развивается макросомия плода, которая затрудняет родоразрешение через естественные родовые пути (в частности, рождение плечиков) и часто служит показанием к кесареву сечению. В одном из исследований частота макросомии колебалась от 20% при диабете беременных до 35% при сахарном диабете, развившемся до беременности [27]. Как макросомия [28—30], так и заболеваемость новорожденных [28] обусловлены гипергликемией у матери во II и в III триместрах, и для их профилактики важно поддерживать нормальный уровень глюкозы в плазме именно в эти периоды. Женщине, больной сахарным диабетом типа I или типа 2, при планировании беременности необходимо сообщить о риске таких осложнений, чтобы подготовить ее к возможным трудностям.
У детей, чье внутриутробное развитие протекало на фоне тяжелого течения сахарного диабета у матери, помимо упомянутых проблем впоследствии возможны отставание в речевом развитии, нарушение произвольных движений глаз и затруднение социальной адаптации [31]. Кроме того, в недавно проведенном исследовании 231 женщины с диабетом беременных, у детей, рожденных от этих матерей, хромосомные мутации выявлялись вдвое чаще, чем у детей, у матерей которых во время беременности углеводный обмен не нарушался. Среди этих аномалий преобладали аномалии числа половых хромосом. После стандартизации по возрасту, уровню образования и индексу массы тела, а также по воздействию неблагоприятных факторов в I триместре оказалось, что диабет беременных повышает риск аномалий числа половых хромосом в 7,7 раза. Клиническое значение полученных данных неясно [32].
Сахарный диабет типа 2 у матери повышает риск этого заболевания у ребенка [33]. Это справедливо и для детей, чьи матери перенесли диабет беременных. Сахарный диабет у матери повышает риск нарушения толерантности к глюкозе у ребенка, причем если мать заболела еще до беременности, то этот риск составляет 33%, а если она заболела во время беременности, то этот риск вдвое ниже — 14% [34]. Для сравнения: если отец болен сахарным диабетом, вероятность этого заболевания у ребенка составляет всего 7%.
Есть данные, что некоторые последствия сахарного диабета у матери проявляются много позже, когда ребенок повзрослеет. Эта тема заслуживает отдельной главы, но мы ограничимся лишь несколькими примерами. Многочисленные популя-ционные исследования показали, что вес человека при рождении (при доношенной беременности) влияет на риск некоторых заболеваний в зрелом возрасте. Так, установлена связь между весом при рождении и риском сахарного диабета типа 2, инсулинорезистентности, артериальной гипертонии и ИБС |35,36]. В одном из исследований показано, что дети женщин, больных сахарным диабетом типа 1, в возрасте 5—11 лет имели более высокий уровень общего холестерина, ЛПНП и антиактиватора плазминогена 1, чем дети, чьи матери не болеют сахарным диабетом [37]. Вестбом и соавт. [38] наблюдали 4380 детей, матери которых уже до беременности страдали сахарным диабетом. Они обнаружили, что у таких детей риск злокачественных новообразований в детстве в 2,25 раза выше, чем у детей, чьи матери не болеют сахарным диабетом. Другие аутоиммунные заболевания у матери, например СКВ, ревматоидный артрит, болезнь Крона, хронический лимфоцитарный тиреоидит и рассеянный склероз, не повышают этот риск в такой степени, как сахарный диабет. Следовательно, наличие аутоиммунных процессов у женщин, заболевших сахарным диабетом до беременности, не является фактором, обусловливающим повышение частоты злокачественных новообразований у их детей. Необходимо провести большую работу по изучению изменений внут-риматочного гомеостаза у женщин, больных сахарным диабетом, и их влияния на заболеваемость потомства.