Сложные схемы лечения сахарного диабета, страх перед ранними и поздними осложнениями, осознание того, что жизнь уже никогда не станет прежней, и большие расходы на лечение — все это вносит целый ряд психологических проблем в жизнь больных и их близких. Как правило, психологические проблемы возникают уже в момент постановки диагноза, когда у большинства больных имеются легкая депрессия, тревожность и соматоформ-ные расстройства [87,88]. Хотя в большинстве случаев эти расстройства самостоятельно проходят в течение 6—9 мес, у некоторых больных депрессия и тревожность даже нарастают [89]. Во время постановки диагноза очень важно убедиться, что психические нарушения, если они имелись до начала заболевания, не усугубились и что больной и члены его семьи способны адаптироваться к заболеванию и при поддержке диабетологической бригады и лечащего врача смогут контролировать его течение. Психосоциальные факторы, которые могут влиять на лечение сахарного диабета.
Психологические факторы, влияющие на эффективность лечения сахарного диабета
- Приспособленность больного и членов его семьи к ограничениям и неопределенности, связанным с заболеванием
-
- Необходимость выполнять рекомендации врача, вступающие в противоречие с традициями, принятыми в семье больного, и его убеждениями Эмоциональные реакции (боязнь уколов, необходимость частых измерений уровня глюкозы в крови, действия при гипергликемии и гипогликемии, отношение к отдаленным осложнениям) Наличие психических нарушений и социальных проблем еще до развития сахарного диабета
- Поддержка со стороны окружения и социальных служб
- Взаимоотношения с диабетологической бригадой и лечащим врачом, возможность поддерживать с ним связь
- Наличие квалифицированного врача и средств на лечение
Чтобы справиться с потрясением, возникающим после постановки диагноза, больные и члены их семей используют различные защитные механизмы [90]. Отрицание болезни помогает уменьшить тревожность, а интеллектуализация — начать реалистично планировать будущую жизнь с сахарным диабетом. У многих детей вырабатываются своеобразные ритуалы, связанные с лечением сахарного диабета, которые дают ребенку чувство, что он управляет ситуацией. Очень важно помочь детям и членам их семей превозмочь свое горе, научиться выражать и контролировать свои переживания, поскольку известно, что у детей, растущих в сплоченных семьях, где принято обсуждать проблемы сообща, компенсация сахарного диабета лучше [91]. Диабетологическая бригада и лечащий врач должны активно привлекать членов семьи к процессу обучения, учить их решать возникающие проблемы, ставить перед ними четкие, достижимые цели и распределять обязанности и в то же время обязательно учитывать особенности образа жизни и религиозные и культурные ценности семьи.
Одна из целей в лечении сахарного диабета — постепенное увеличение ответственности ребенка за собственное состояние здоровья при помощи и поддержке со стороны родителей. Не нужно думать, что цель лечения — сделать подростка полностью независимым от родителей и целиком переложить решения о терапии сахарного диабета на его плечи; ряд исследований показывает, что это не так. Наоборот, взаимодействие подростка и родителей помогает уменьшить конфликты в семье [92]. Другие исследования показывают, что поддержка родителей — это единственный важный фактор, определяющий исход сахарного диабета у подростков [93,94]. Это указывает на то, как важно помочь семье больного сплотиться и бороться с недугом сообща.
Многие психологические проблемы возникают через много лет после начала заболевания. Детям и подросткам очень трудно постоянно соблюдать жесткий режим, необходимый при сахарном диабете. Им также бывает трудно понять, какие изменения в инсулинотералии или питании нужно сделать, если уровень глюкозы в плазме выходит за пределы рекомендованных значений [95]. Ежедневные измерения уровня глюкозы в крови, бесконечные инъекции инсулина или прием лекарственных средств, постоянное ожидание гипогликемии или гипергликемии ведут к депрессии, чувству безнадежности и беспомощности и в итоге к развитию синдрома опустошенности. При этом дети и подростки начинают пропускать инъекции инсулина и перестают контролировать уровень глюкозы в крови, что приводит к декомпенсации сахарного диабета. Чтобы справиться с этой проблемой, у ребенка всегда должна быть возможность рассказать о своих невзгодах и поделиться переживаниями. Только совместными усилиями диабетологической бригады и опытного психолога, который мог бы своевременно выявлять и разрешать возникающие проблемы, можно добиться хорошей компенсации сахарного диабета и дать больному возможность вести полноценную жизнь.
Последние два десятилетия достигнут ачительный прогресс в лечении сахарного диабета. Появились новые препараты инсулина и устройства для его введения, новые пероральные сахаропонижающие средства и приборы для контроля уровня глюкозы в крови. Лечение сахарного диабета будет постоянно совершенствоваться, так же как и наши знания о патогенезе и возможностях профилактики осложнений сахарного диабета. Однако в настоящий момент нет ничего более важного, чем ежедневный контроль и жесткий режим терапии сахарного диабета. Больные и члены их семей должны уметь пользоваться средствами для самостоятельного контроля и знать, как нужно действовать в той или иной ситуации; необходимо способствовать дальнейшему совершенствованию их знаний и навыков, необходимых для достижения компенсации сахарного диабета. Регулярное наблюдение специалистами позволяет нормализовать физическое и психическое развитие ребенка с сахарным диабетом. Больной ребенок, члены его семьи, персонал детских садов и школ, диабетологическая бригада и лечащий врач должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы лечение сахарного диабета было эффективным и безопасным.