После внедрения инсулинотерапии Бантингом и Бестом в 1922 г. структура смертности при сахарном диабете изменилась коренным образом. Сегодня подавляющее большинство больных умирают от сосудистых осложнений. Они обычно развиваются через много лет после начала болезни, а это значит, что имеется достаточно времени, чтобы их предотвратить или хотя бы облегчить. Можно выделить три большие группы осложнений: макроангиопатию (поражение коронарных артерий, артерий головного мозга и периферических артерий), микроангиопатию (ретинопатия, нефропатия) и нейропатию (периферическую и автономную).
Основной патоморфологический признак диабетической микроангиопатии — прогрессирующее утолщение базальной мембраны капилляров глаз, почек и большинства других органов. Утолщение базальной мембраны наблюдается и у всех видов животных с экспериментальным сахарным диабетом. На этих моделях показали, что снижение уровня глюкозы в плазме до значений, близких к нормальным, с помощью интенсивной инсулинотерапии или трансплантации р-клеток (у синген-ых животных) в большинстве случаев едотврашает микроангиопатию. Эти данные послужили базой для круп-масштабных кооперированных проспек-вных исследований среди больных са-§g|§(|i диабетом типа 1 и типа 2, наце-на выяснение вопроса о том, как влияет снижение уровня глюкозы на осложнения сахарного диабета. Результаты исследования DCCT, опубликованные в июне 1993 г. [1], подтвердили, что у больных сахарным диабетом типа 1 снижение уровня глюкозы до значений, близких к норме, позволяет значительно отсрочить начало и затормозить прогрессирование осложнений. Затем сходные результаты были получены и для больных сахарным диабетом типа 2. Сначала в небольшом исследовании, проведенном в Университете Кумамото в Японии, было показано, что интенсивная инсулинотерапии тормозит развитие микроангиопатических осложнений у больных сахарным диабетом типа 2.
В 1998 г. эта находка была подтверждена результатами монументального исследования UKPDS [2]. Значение кооперированных исследований огромно, и мы детально расскажем о них в отдельных разделах этой главы. Но надо отдать должное и небольшим рабочим группам, проторившим путь для крупномасштабных исследований. Так, труды Мики и соавт. и Пирара [15] помогли установить связь между гипергликемией и ретинопатией. Работы Жана Пирара внесли вклад и в понимание связи между гипергликемией и нейропатией. Благотворное влияние жесткого контроля глюкозы на течение неф-ропатии было доказано Таказакурой и соавт. путем изучения почечных биоптатов [16] и Райхардом и соавт. [17] в клинических исследованиях. Говоря об этих работах, мы напоминаем читателю о долгих и кропотливых поисках, послуживших основой для открытий, которые мы интуитивно воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.