Вероятно, в будущем идеальном обществе никому не придется доказывать необходимость выделения крупных средств на улучшение здоровья людей. Но сегодня к здравоохранению предъявляют серьезные претензии по поводу роста затрат на лечение, в частности — на лечение сахарного диабета. Действительно, на больных сахарным диабетом расходуется непропорционально большая доля ресурсов здравоохранения: почти в 4 раза больше, чем на больных любыми другими заболеваниями [75]. Хотя жесткий контроль глюкозы предупреждает возникновение и тормозит развитие осложнений сахарного диабета, затраты на этот контроль могут быть очень большими. Например, при проведении исследования DCCT ежегодные дополнительные расходы на одного участника составили 4000—5800 долларов.
Разработано несколько моделей для анализа экономической эффективности лечения сахарного диабета. Одна из таких моделей основана на оценке снижения частоты и тяжести осложнений при жестком контроле глюкозы [77]. Согласно этой модели пожизненный жесткий контроль глюкозы вполне приемлем с экономической точки зрения: затраты на 1 год жизни без осложнений составляют примерно 16 ООО долларов, то есть примерно столько же, сколько расходуется на лечение других хронических болезней, таких как артериальная гипертония. И при этом еще не учитывается снижение затрат на лечение мак-роангиопатических осложнений сахарного диабета при применении гиполипидемических и гипотензивных средств,
Другой подход — это анализ соотношения между содержанием НЬА,, и стоимостью лечения. Гил мер и соавт. впервые показали, что цена лечения обратно пропорциональна содержанию НЬА,С 178], В более позднем ретроспективном исследовании [79| больных сахарным диабетом pa i делили на три группы: «хорошего», «по* средстве иного» и «плохого» контроля уровня глюкозы, в которых содержание НЪА,С составляло соответственно < 8%, 8— 10% и > 10%. Подсчет койко-дней за 4 года показал, что в группе «хорошего» контроля уменьшилось число госпитализаций по поводу острых осложнений сахарного диабета и, соответственно, снизилась стоимость лечения. Однако надо заметить, что выявление связи между содержанием НЬА|С и стоимостью лечения еще не означает, что целенаправленное снижение содержания НЬА,, приведет к снижению затрат.
В ходе проспективных клинических исследований постепенно накапливаются данные, которые можно использовать в экономическом планировании [80]. Недавний метаанализ 17 клинических исследований в области терапии сахарного диабета показал, что наиболее выгодны офтальмологическая помошь и подготовка женщин, больных сахарным диабетом, к беременности [81]. Кроме того, экономически эффективными были признаны профилактика нефропатии и жесткий контроль глюкозы у больных сахарным диабетом типа 1.
Системой центров по лечению сахарного диабета в США была разработана программа всесторонней помощи больным. После внедрения этой программы проанализировали данные более чем по 7000 больных, получавших лечение в рамках 7 разных программ регулируемой медицинской помощи больным сахарным диабетом.
Оценка затрат показала, что чистая общая экономия составила 44 доллара на человека в месяц (10,9%), главным образом 38 счет снижения частоты госпитализаций по поводу острых осложнений. Кроме того, у участников программ снизилось содержание НЬА1с и улучшились другие показатели компенсации сахарного диабета, а это дает основание рассчитывать на снижение частоты развития хронических осложнений. В исследовании UKPDS затраты на лечение в стационаре были наименьшими на фоне жесткого контроля глюкозы, однако эта разница нивелировалась за счет возрастания затрат на необходимые лекарственные средства.
Доходы больных сахарным диабетом, конеч но зависят от их работоспособности и других личных качеств, но в любом случае гораздо ниже, чем у здоровых людей [84], Разница в среднем составляет около 1/3 дохода, то есть 3700—8700 долларов в год. В одном из исследований установили, что жесткий контроль глюкозы не только улучшает качество жизни, но и помогает повысить трудоспособность [85]. В этом же исследовании показали, что активная тактика лечения сахарного диабета типа 2 увеличивает производительность труда, уменьшает количество прогулов, больничных листов и дней с ограниченной трудоспособностью.
Итак, экономическая выгода жесткого контроля глюкозы заключается не только в снижении частоты острых и хронических осложнений сахарного диабета, но и в повышении качества жизни и благосостояния больных.