Высокая частота повреждения задней уретры в мирное время находит объяснение в особенностях ее топографии и анатомического строения. Анатомически простатический и перепончатый отделы мочеиспускательного канала неподвижны, плотно прилегают друг к другу и к окружающим органам и тканям, что делает их легкоранимыми при травме таза со смещением костных отломков, падении на промежность. Разрыв лобкового симфиза, наблюдающийся вследствие нарушения целости тазового кольца, приводит к смещению и натяжению перепончатого отдела уретры. Перелом лобковых костей сопровождается смещением перепончатой части уретры, фиксированной к простате, что способствует ее разрыву. Подобный механизм травмы уретры имеет место в 70% случаев [Cass А., 1984; Koraitim М.М. et al., 1996; Demetriades D. et al., 2002]. Передняя (висячая) часть уретры, окруженная губчатым телом полового члена, благодаря своей подвижности подвержена травме значительно реже [DevineC.J. etal., 1977].
Травма уретры, сочетающаяся с повреждением других органов, возникает в основном при автотранспортных происшествиях [Demetriades D. et al., 2002; Dobrowolski Z. et al., 2002]. Редкими причинами острой травмы мочеиспускательного канала могут быть бурный половой акт, ятрогенные повреждения, связанные с врачебными манипуляциями и оперативным вмешательством на предстательной железе (аденомэктомия).
У женщин, кроме бытовой травмы и перелома костей таза, причинами повреждения мочеиспускательного канала являются акушерская патология и гинекологические операции. Травматическое поражение мочеиспускательного канала нередко ведет к деструкции с формированием уретровлагалищного свища. Необходимо подчеркнуть, что травма мочеиспускательного канала независимо от причины, ее вызвавшей, приводит к развитию рубцового сужения просвета уретры, выраженность и протяженность которого определяют последующие осложнения и эффективность хирургического лечения.
Классификация. Отдельные сообщения, посвященные травме мочеиспускательного канала, в литературе появились в начале XX столетия. По мере накопления опыта количество опубликованных работ, посвященных этой проблеме, стало увеличиваться. Особенно много работ, основанных на большом материале, отражающем достижения по диагностике и лечению различных видов травмы этой локализации, было опубликовано после Великой Отечественной войны. Этот факт указывал на возросший интерес хирургов и урологов к этой проблеме и необходимость дальнейшего изучения наиболее важных аспектов травмы уретры. Стало очевидным, что для разработки тактики и методов лечения разных форм повреждения мочеиспускательного канала необходима удобная для практического использования классификация травмы уретры, в которой будут представлены все ее виды.