Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Неврозы

При особом беспокойстве родителей по механизму условной связи одышка или кашель повторяются уже без соматических причин. Симптом фиксируется и появляется в нужный ребенку момент, в трудных для него обстоятель­ствах. Здесь просматривается истерическая подоплека, что дает основание некоторым авторам не выделять одышку или кашель как мононевроз, а рассматривать их в структуре больших общих неврозов.

В этиологии невротического энуреза помимо психо­травмирующей ситуации определенную роль играет не­достаточно зрелый механизм регуляции мочеиспускания, слабость контроля за состоянием мочевого пузыря во вре­мя сна. Зависимость энуреза от психогении подтвержда­ется усилением его при обострении психотравмирующих обстоятельств (очередной скандал, разрыв родителей, из­биение ребенка) и явным улучшением (урежением и даже прекращением энуреза) иногда даже при временном благо­получном разрешении ситуации (изъятие ребенка из скан­дального быта семьи, болезнь ненавистной учительницы и пр.) Невротический энурез (в отличие от органического неврозоподобного) возникает после более или менее про­должительного периода сформированного навыка опрятно­сти. Возникновению невротического энуреза способствуют робость, тормозимость, тревожность, неуверенность в себе. Невротические энуретики стесняются своего недостатка, тревожно ожидают рецидива. Невротический энурез может длиться годами, эпизодически прекращаясь или усиливаясь.

Диагностика невротического энуреза опирается на тесную связь возникновения и течения энуреза с психотравмирую­щими факторами, на выраженную реакцию личности на рас­стройство, на сочетание энуреза с другими невротическими нарушениями (сна, аппетита, плаксивость, астенические симптомы). При невротическом варианте энурез только дневной и только в психотравмирующей ситуации. Вместе с тем дневной энурез как проявление протестной реакции может фиксироваться, и тогда он утрачивает четкую связь с психотравмирующими обстоятельствами. Такая динамика возможна при длительном сохранении психотравмирующей ситуации. Реакция личности на болезнь при органическом энурезе отсутствует почти до пубертатного возраста.

Другой механизм состоит в формировании патологи­ческой условно-рефлекторной связи между состоянием аффекта и необходимостью интенсивной деятельности в момент аффективного напряжения. Например, острая по- А требность говорить или кричать или потребность в дея- тельности, сопровождающейся усиленным дыханием и т.д. I Представления о патогенезе невроза, как видно из сказан- щ ного, весьма поверхностны и туманны.

Довольно часто в анамнезе удается найти объяснения уязвимости, слабости той или иной системы. Это, например, перенесенная ребенком тяжелая диспепсия, оставившая след в виде слабости пищеварительной системы, коклюш, приведший к слабости дыхательной системы. Нарушение формирования речи (по разным причинам) делает при псйхогении уязвимой именно речевую функцию. В первом случае мы видим психогенно обусловленную анорексию, нервные рвоты и т.д., во втором — нервную одышку, нерв­ный кашель, в третьем — заикание и мутизм.

Неврогенные расстройства пищеварительной систе­мы (анорексия, рвоты, энкопрез) чаще наблюдаются у детей раннего возраста и дошкольников. Среди психотравмирую­щих факторов — разлука с матерью, помещение в детсад, грубость и насилие педагогов.

Непосредственным поводом к возникновению первич­ной невротической анорексии часто является попытка ма­тери накормить насильно, перекорм, совпадение кормления с неприятным впечатлением (резкий окрик, ссора взрослых, «подавился» и пр.) Клиника известна — ребенок отказыва­ется от любой пищи или крайне избирателен в еде. Ест мед­ленно. Из-за повышенного рвотного рефлекса часта рвота во время еды. Как правило, при рвоте родители прекращают кормление или вообще «сдаются» — не ведут в садик и т.д. Этот механизм фиксируется, закрепляется и генерализует­ся, рвота становится ответом на все нежелаемое ребенком.

У детей, давно овладевших навыком опрятности, в новой непривычной обстановке (ясли, школа) наряду с другими симптомами может появиться временное недержание кала. Но чаще при энкопрезе выявляются хроническая психо- травматизация в семье, длительная эмоциональная депри­вация, чрезмерные требования родителей в отношении опрятности, внешнего вида и т.д. Нередко энкопрез приоб­ретает упорный характер. Диагноз базируется на сочетании непроизвольного недержания кала с другими расстройства­ми невротического уровня и наличием психотравмирующей обстановки. Но патогенез все-таки малопонятен. В отдель­ных случаях энкопрез как форма регрессивного поведения является неосознаваемой протестной реакцией на предъ­явление непосильных требований. Буквально: «Отстаньте, пожалейте, я еще маленький».

У детей младшего возраста нередки «нервный кашель» и «нервная одышка». Особенно часто в анамнезе прослежи­ваются тяжелый (с «закатыванием») коклюш или соматиче­ские болезни, сопровождающиеся кислородным голодани­ем и неприятными ощущениями нехватки воздуха.

У детей с инфантилизмом затруднена адаптация в дошкольных учреждениях. Их социальная незрелость, склонность к конфликтам повышают риск возникновения невротического реагирования, чаще по истероидному типу.

На фоне минимальной мозговой дисфункции с неглубо­ким интеллектуальным дефектом могут формироваться заниженная самооценка, противоречивые притязания, ощу­щение вины, агрессивный тип защиты, что создает почву при исихогениях к формированию невротических реакций в виде тиков и заикания, дневного и ночного энуреза, а также энкопреза в рамках истерического невроза.

Интеллектуальный дефект — частая причина не только отвергания со стороны полноценных детей, но и раздражения педагогов. Неудачи в учебе вызывают неуверенность, во-первых, и являются причиной семейных неурядиц, во- вторых. Родители, не допускающие мысли об интеллекту­альной недостаточности, неосознанно ищут истоки плохой успеваемости в недостатке усердия. Таким образом, ребен­ку плохо и дома и, в школе. При неглубоком отставании ре­бенок сохраняет способность к осознаванию унизительного характера своего дефекта, переживает чувство вины, скло­нен к аутоагрессии.

Психофизическая неполноценность нередко приводит к своеобразной психотравмирующей ситуации, когда ребенок одновременно «кумир» дома и предмет для насмешек вне родных стен.

Ребенок, страдающий неврозом, не осознает ни причин, ни тем более психогенеза своего переживания, да и само­го факта заболевания. Механизмы невроза, как и его кли­нические проявления, разворачиваются и формируются на неосознаваемом уровне.

Невротик не осознает или осознает лишь частично ис­токи своего психологического конфликта, его связь с кли­ническими проявлениями. Что касается соматической ослабленности и вегетативной дисфункции, то в происхо­ждении неврозов они играют роль факторов, облегчающих воздействие психогений и пролонгирующих течение невро­за. Наследственность как биологический фактор в генезе неврозов роли не играет, то есть неврозы не наследуются, но наличие невроза у родителей обусловливает семейный климат, который может стать при определенных условиях психогенным фактором для ребенка. О личностной преди- спозиции как факторе наследственной предрасположенно­сти к невротическому реагированию говорилось раньше.

Среди различных проявлений неврозов у детей (особен­но младших) преобладают элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства. Обычно они выступают как относительно изолированные и доминирующие моносимптомы, соответствуя так называемым системным или органным неврозам, то есть тем неврозам, при которых ведущую роль в патогенезе и клинике играют расстройства одной из соматических функциональных систем (сердечно­сосудистой, пищеварительной, выделительной, дыхатель­ной, двигательной и т.д.) При этом система понимается не как отдельный орган, а как сложное многоуровневое обра­зование. Системные неврозы не являются самостоятельной нозологической единицей; это самостоятельная клиниче­ская группа в рамках психогенных заболеваний. Их выде­ление у детей важно не только потому, что это довольно нередкая клиническая реальность, но и потому, что пре­обладающие при каждом системном неврозе расстройства требуют коррекции, существенно отличающейся от методов воздействия при общих неврозах. Причина системных не­врозов — психотравмы шокового или субшокового уровня, сопровождающиеся испугом, реже — затяжные психотрав­мирующие ситуации. Почва — невропатия или мягкий органический церебральный фон. Ведущей проблемой па­тогенеза является проблема выбора органа, то есть меха­низмы, определяющие расстройства именно в этой системе. Выбор органа скорее всего определяется первичной слабо­стью той или другой функциональной системы (речедвига­тельной, пищеварительной и т.д.)

Кратко остановлюсь на особенно неврозогенных ситуа­циях у детей разного возраста. Наиболее психотравмирую­щим, нарушающим отношения в системе «мать — дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные роды, гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) — уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства — ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, ощущение вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).

В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Между психотравмой и клиническими проявлениями мо­жет иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработ­ка информации, тем этот период дольше. Невротическое заикание может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический энурез и тики — через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее латентный период (до нескольких месяцев).

У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально де­фектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.

Невропатия — врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невроти­ческие явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рожде­ния проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Возбудимость, раздра­жительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при невропатии имеет место патология соматовегетативной основы; пси­хопатия же — аномалия характера, то есть высоких слоев личности. У невропатов чаще астеническое телосложение, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пла­стичны и нередко музыкальны, быстро психически развива­ются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них бес­причинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекват­ном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении невро­зов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.

Невроз — это психическое заболевание, в основе кото­рого лежит неудачно, непродуктивно разрешаемое лич­ностью противоречие между нею и реальностью.

Невроз возникает на почве столкновения желаний лич­ности и действительности, которая их не удовлетворяет, то есть невроз — это нарушение системы отношений челове­ка не просто с реальностью, а с весьма для него значимыми сторонами реальности. Не менее важно, что ситуация, при­водящая к неврозу, актуальна и неразрешима, компромисс невозможен; налицо длительно существующий личностный конфликт. Именно из него вырастает самостоятельное ав­тономное и динамичное психическое целое — невроти­ческий комплекс. Поскольку неразрешимый конфликт, сопровождающийся интенсивной эмоцией неудовольствия, мучителен для личности, невольно возникает неосознавае­мое стремление вытеснить его из сознания, изолировать от всей остальной личности и тем самым его игнориро­вать. Обособившись, невротический комплекс приобретает определенную автономию, но в связи с тем, что изоляция комплекса всегда остается неполной, он в состоянии кос­венно причинять личности беспокойство, проявляя себя невротической симптоматикой. Таким образом, обособле­ние невротического комплекса, перемещение его на неосо­знаваемый уровень — наиболее существенный признак невроза.

Перечислив классические положения, обратим внимание на то, что человек находится в постоянном взаимодействии с миром, отношениях с людьми, реакциях на ситуации. Все, что как-то его касается, составляет его жизнь и не может быть для него незначимым, будь это невосполнимая утрата или уязвленное самолюбие, несовершенное мироустрой­ство или прыщик на видном месте. Неготовность к парт­нерству с жизнью, неспособность конструктивно решать предлагаемые ею задачи — следствие в большей мере изна­чальной слабости личности, нежели патогенности ситуации. То есть патогенность ситуации в определенном смысле за­ключена в самой личности, в ее негибкости, недостаточной пластичности, в силу чего ситуация становится значимой и непродуктивно разрешаемой. Именно неразрешимость си­туации для данной конкретной личности, воспринимаемая ею как жизненная неудача, вызывающая мучительное пере­живание неудовлетворения потребностей, влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию и в итоге наделяет эту ситуацию качеством патогенности, в данном случае «неврозогенности». Отсюда следует, что главный неврозообразующий фактор — личность, наделенная «пре- диспозицией» или преневротическим радикалом, при кото­ром наиболее рельефно представлены гиперсоциальность, честолюбие, сенситивность и тревожность. То есть налицо сочетание тонкости, дифференцированности, хрупкости и необходимости соответствовать ожиданиям, быть в посто­янном тонусе.

Признавая черты характера генетически детерминиро­ванными, следует также оценивать и преневротическую диспозицию и, соответственно, ставить вопрос о наслед­ственном предрасположении к невротическим реакциям, неврозам и пограничным состояниям в широком смысле. Без личностной готовности даже при очень серьезных жиз­ненных трудностях невроз не сформируется. При наличии же таковой ситуация, подходящая к почве «как ключ к зам­ку» по Э. Кречмеру, сделает невроз очень реальной пер- спективой. И чем беднее адаптационный ресурс, тем она реальнее. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоя­нием. Слово «принципиально» употреблено не случайно, поскольку благоприятное разрешение и даже устранение неврозогеннои ситуации не всегда приводит к выздоров­лению. Гармонизация личностного реагирования вообще, а не только в конкретной обстановке, зачастую требует многолетних усилий психотерапевта, что дополнительно свидетельствуют в пользу примата личности в личностно­ситуационном конфликте при неврозе.

Пограничные состояния и неврозы в том числе не являют­ся промежуточным звеном между психозами и здоровьем. Их нельзя рассматривать ни как начало или стадию «боль­шого» психоза, ни как мост между здоровьем и психотиче­скими состояниями, ни как переходную симптоматику. При установленном диагнозе невроза перехода симптоматики с невротического на психотический уровень не встречается, трансформации невроза в психоз не бывает. Неврозы, как и другие пограничные заболевания, представляют собой осо­бую патологию со своими причинами, закономерностями течения, предпочтительной симптоматикой и недостаточно изученными механизмами развития и патофизиологической базой. Мнение Э. Крепелина, что в клинических проявлени­ях отражается «предуготовленный характер реагирования мозга», что симптоматика не создается патогенным факто­ром, а лишь включается под его воздействием, справедливо и для пограничных состояний, и, в частности, неврозов.

Для невроза характерны функциональный характер, воз­никновение в результате внутриличностного конфликта, отсутствие психотической симптоматики, органического дефекта и, с определенного возраста, сохранение крити­ческого самосознания личности и сознания болезни. Трем классическим формам невроза соответствуют три типа лич­ностного конфликта. При неврастении имеет место несоот­ветствие между возможностями личности и требованиями реальности, то есть «хочу, но не могу». Для истерического невроза типично противоречие между личностью и дей­ствительностью, которую эта личность не в состоянии под­чинить своим требованиям, равно как и отказаться от этих требований, то есть «хочу, хоть и не имею права». При не­врозе навязчивых состояний личность во власти противо­речивых тенденций, то есть испытывает конфликт типа «хочу, но не могу решиться». Понятно, что разновидности личностных конфликтов сформулированы в общей фор­ме, достаточно приблизительны и в разных состояниях и стадиях болезни могут видоизменяться. Таким образом, в возникновении и клиническом оформлении невроза орга­нически сочетаются психогения и преморбидные особенно­сти личности.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры