Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Неврозы

Неприятие коллективом сверстников обусловливает пре­бывание в психологической изоляции, крайне болезненно переживаемой подростком. Ощущение разобщенности, одиночество могут стать источником невротических сры­вов. Частая смена школьного коллектива тоже может стать толчком к возникновению невроза. Необходимость каж­дый раз приспосабливаться к новым товарищам и учителям может постепенно истощить адаптационные возможности подростка, тем более что психотравмирующим фактором является и ломка сложившегося стереотипа.

Особенности переходного возраста, характеризующие­ся эмоционально насыщенными отношениями со свер­стниками, стремлением быть равноправным в коллективе класса, страхом быть отвергнутым, вместе с потребностью в самоутверждении, склонностью к самоанализу, «уходу в себя», стремлением к автономности, потребностью в неза­висимости, способствуют столкновению противоположных тенденций, внутреннему психологическому конфликту, спо­собному достичь степени невротического.

В возникновении и формировании невроза обычно принимают участие многие психотравмирующие обстоя­тельства, но у большинства лишь какое-то одно в силу его особой значимости для конкретного больного является неврозогенным фактором. Поиск причин невроза у под­ростков весьма трудная задача. Неопытный врач склонен проецировать на представленную ему ситуацию свои уста­новки, принципы, собственные конфликты и считать при­чиной невроза смерть бабушки, коммунальные склоки, пьянство отца и т.д., в то время как подросток может быть равнодушным к этим ситуациям, а истинная причина может оказаться вовсе не очевидной.

Клиническая картина неврозов у подростков приближа­ется к таковой у взрослых. Возрастное своеобразие окрашивает психогенные факторы. Кроме того, прослеживается определенная связь клинических форм с особенностями характера.

К группе психогенных заболеваний у детей, не до­стигающих психотического уровня, относят страхи. Причины невротических страхов — шоковые и субшоко- вые психотравмы, вызывающие острый испуг, и затяжные психотравмирующие ситуации (разлука с близкими, тя­желая болезнь родителей). Способствующие факторы — тревожно-мнительный характер, повышенная внушаемость, впечатлительность, а также чрезмерная опека с тревожными опасениями по поводу здоровья ребенка. Патопластически страхи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дошколь­ники боятся животных, персонажей сказок и фильмов, драк и скандалов, «страшных дядек» и милиционеров. Младшие школьники боятся темноты, одиночества, разлуки с мате­рью. В препубертатном и пубертатном возрасте могут при­сутствовать страхи болезни и смерти, ипохондрические опасения. Чем ребенок младше, тем чаще страхи возникают после испуга, чем старше, тем чаще после затяжных психо­травмирующих ситуаций.

Клиническая картина неврозов у подростков соответству­ет классическим вариантам. Большинство отечественных и зарубежных авторов в личностном конфликте, реализую­щемся в неврозе, видят сочетание психогении и премор- бидных особенностей личности, причем в этиопатогенезе невроза, формировании его клинической картины, течении прогнозе роль социально-средовых и личностных факторов может быть разной в каждом отдельном случае.

Г.К. Ушаков и Н.Д.Лакосина, говоря о значении индиви­дуальности пациента, полагают общим для невротиков наличие у них аномалии характера. Большая распростра­ненность неврозов (15% состоящих на психиатрическом учете среди подростков) определяется тем, что большин­ство подростков заболели, еще будучи детьми. В возникно­вении неврозов у подростков и формировании клинических проявлений находят отражение особенности переходного возраста.

Среди неврозогенных факторов у подростков значитель­ное место занимает неблагоприятная ситуация в семье. Среди прочих следует назвать неправильное воспитание, патологию характера, асоциальное поведение, алкоголизм одного или обоих родителей, угрозу развода, дезорганиза­цию семьи, совместное проживание разведенных родите­лей, хронические заболевания у родных с угрозой смерти, хроническую ревность к брату или сестре и т.д.

Из типов неправильного воспитания наиболее патоген­ными являются те, в которых в той или иной форме нали­чествует отвержение ребенка родителями. Родительское отвержение «приводит ребенка к постоянному, гнетуще­му чувству безнадежности и неудовлетворенности собой. Находясь в непрекращающейся погоне за тем, чтобы убла­готворить родителей, и не получая одобрения, он пере­стает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины» (Д.Н. Исаев), вырабатывается комплекс неполно­ценности с тревожностью, мнительностью, склонностью к аутоагрессии.

Неблагоприятным в плане возникновения невротиче­ских комплексов является гиперсоциализирующее воспи­тание (разные виды гиперпротекции). Оно порождается тревожной мнительностью родителей в отношении здоро­вья ребенка, его статуса среди сверстников, успехов в учебе, характеризуется чрезмерной озабоченностью будущим ребенка, стремлением к раннему многопрофильному обу­чению. Сверхзабота со стороны родителей, информацион­ные перегрузки приводят к пассивности, подчиненности, зависимости, неумению адаптироваться, развитию чувства неполноценности, школьным фобиям и другим невротиче­ским формам реагирования (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).

При воспитании по типу повышенной моральной ответственности подросток поставлен перед необходимо­стью прекрасно учиться или следить за младшим братом, ухаживать за больной бабушкой или показывать высо­кие спортивные результаты. Чувство ответственности по­стоянно эксплуатируется, и, находясь долго под таким непосильным бременем, подросток, особенно наделенный тревожно-мнительным характером, может отреагировать невротическим расстройством.

Противоречивое воспитание с противоположными тре­бованиями к подростку может истощить его возможности к адаптации и также привести к возникновению невроза.

Среди «неврозогенных» заметное место в пубертатном возрасте занимают ситуации, непосредственно связанные со школой. В их числе неспособность справиться с учеб­ной нагрузкой, неблагожелательное отношение учителя, неприятие сверстниками, смена школьного коллектива. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени, особенно у инфантильных или сома­тически ослабленных подростков, могут привести к утом­ляемости, раздражительности, расстройствам сна и другим невротическим проявлениям вплоть до истерических рвот и регрессивных реакций в виде энуреза и энкопреза. Несправедливо заниженные оценки, злоупотребление пло­хими отметками, а в еще большей мере унижение досто­инства, оскорбительные удары по самолюбию подростка могут привести не только к протесту, но и к состоянию тревожного ожидания, неуверенности в себе, подавленности и многообразным невротическим состояниям.

В рамках невротических расстройств условно рассма­триваются так называемые патологические привычки, в основе которых лежит фиксация действий, свойственных более раннему возрасту. Наиболее распространены среди них сосание пальцев, грызение ногтей, выдергивание волос и яктация.

Происхождение и клинико-нозологическое положение патологических привычек неопределенно. По-видимому, эти расстройства клинически неоднородны. Их связывают с хроническими психотравмирующими переживаниями, эмоциональной депривацией, чрезмерно строгим воспи­танием, что создает у ребенка эмоциональное напряжение,

неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким. Предполагается, что патологические привычки как бы по­давляют отрицательные эмоции, а так как некоторые при­вычки сопровождаются чувством удовольствия, то они легко фиксируются. Патологические привычки — это про­извольные сознательные действия, их можно на время пре- . кратить волевым усилием. Ребенок сознает их ненужность, но не стремится их преодолеть, возможно, из-за возника­ющего при попытках преодоления чувства дискомфорта. Патологические привычки в пубертатном возрасте посте­пенно исчезают даже без лечения.

Одно из проявлений невротического состояния детского возраста — тики, судорожные сокращения в мышцах лица, шеи, головы и верхних конечностей. Тики возникают по типу целенаправленного акта, утратившего свою первона­чальную функцию. Например, ребенок подергивает плечом, будто его стесняет одежда, моргает, будто хочет смахнуть соринку из глаза, встряхивает головой, как бы откидывая волосы. Тики внешне напоминают защитный рефлекс, но лишь иногда действительно представляют собою фиксацию защитного рефлекса, чаще в основе тиков иная психогенная причина. Тикозные движения сильнее и быстрее защитных рефлексов, часто серийны и скорее напоминают клонические движения, хотя и не тождественны им. Большинство исследователей считают причинными факторами невроти­ческих тиков сочетание длительной психотравмирующей ситуации и местного раздражения, вызвавшего рефлек­торную защитную реакцию. Определенная роль отводится системной слабости стриопаллидарных структур. Нередок невропатический фон. Некоторые авторы рассматривают тики как этап развития невроза навязчивых движений.

Клиника тиков однотипна. Локализация может меняться. Субъективно дети считают тики болезненной привычкой, активно преодолеть ее не пытаются. Могут задержать тик волевым усилием, но при этом отмечаются беспокойство, тревожность, эмоциональное напряжение. При волнении и утомлении тики учащаются. Невротическая реакция на пси­хотравму в виде тиков может быть непродолжительной (до месяца), а может фиксироваться, сопровождаясь другими невротическими проявлениями (астенией, расстройствами сна и пр.), приобретая рецидивирующее течение.

Невротические тики следует дифференцировать с невро­зоподобными органического происхождения и с органиче­скими насильственными гиперкинезами. Неврозоподобные тики стереотипны, монотонны, выступают на психоорга­ническом фоне. Гиперкинезы невозможно подавить уси­лием воли, им свойственны большой размах движений, отсутствие внешне защитного характера и компонента целесообразности.

Для установления наличия расстройств сна имеет зна­чение не столько продолжительность, сколько глубина сна и длительность засыпания. У младших детей непо­средственным поводом к возникновению расстройств сна бывают психотравмирующие факторы, действующие в ве­черние часы: ссоры родителей, страшные фильмы и сказ­ки. Способствующий фактор — невропатический фон. Патогенез невротических расстройств сна не изучен.

Клиника расстройств сна представлена нарушениями засыпания, расстройством глубины сна с ночными про- буждениями, страхами, снохождением и сноговорением. Нарушение засыпания практически не бывает изолирован­ным. Замедленное (до 1-2 часов) засыпание сочетается с различными опасениями (темноты и пр.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос).

В младшем возрасте возможны длительные (на 1-2 часа) пробуждения ночью. При этом ребенок спокойно играет своими ручками, что-то тихонько напевает. Ночные стра­хи у дошкольников и младших школьников отражают пси­хотравмирующие обстоятельства и дневные впечатления. Невротические снохождения и сноговорения связаны с содержанием сновидений, отражают психотравмирующие переживания. Нередко во время них возможен контакт с ре­бенком, что исключено при эпилептических автоматизмах. Кроме того, невротические страхи и снохождения более длительны. У эпилептика с течением времени появляются другие эпилептические симптомы (судороги, дисфории и пр.), меняется личность и т.д. У невротика смена обстанов­ки, привычных раздражителей нередко способствует ис­чезновению ночных страхов, но при помещении в прежнюю ситуацию они могут возобновиться.

Невротическое заикание возникает в прямой связи с психической травматизацией как проявление системного речевого невроза. Критериями невротического заикания являются:

  • Несомненная связь с острой или хронической психо- травматизацией, определяющей острое или постепен­ное начало заикания.
  • Выраженная динамичность невротического заикания с чередованием обострений и улучшений при отчетли­вой связи ухудшения с эмоциональным напряжением, повторными психотравмами и пубертатным периодом.
  • Отчетливая связь состояния речи с ситуацией (усиле­ние заикания в школе, общественных местах, перед не­знакомыми людьми, при фиксации внимания на речи).
  • Преобладание тонического компонента речевых судорог.
  • Невротическое переживание дефекта речи, часто со страхом ответа у доски, публичного выступления.
  • Вторичные подавленность, неуверенность, стремление к уединению.

Невротическое заикание возникает после сильного эмо­ционального потрясения, в связи с агрессией со стороны животного или человека, при падении с высоты или в воду, в катастрофах (ДТП, пожар), при угрожающем поведении взрослых, то есть при внезапном задействовании инстинкта самосохранения. Способствовать появлению заикания мо­жет неблагоприятный «речевой климат» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого разви­тия, резкой смены требований к речевой деятельности или просто чрезмерной требовательности родителей к речи ре­бенка. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму фиксации физио­логических задержек и запинок речи при ее становлении, но в целом патогенез заикания изучен мало. Динамика заика­ния разнообразна.

Начальный этап может протекать в форме острой не­вротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным ис­пугом, особенно в случаях реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также при неблагоприятном речевом климате начальный этап про­является эпизодическими запинками в речи. Далее может наблюдаться либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления. Развивается логоневроз, в структуру которого помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные компоненты.

Течение волнообразно с усилением заикания при любых психотравмах или при эмоциональном напряжении, на­пример в начале школьного обучения, во время экзаменов. Усиление заикания возможно в подростковом возрасте в связи с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте усиливается логофобия, может быть снижен­ным настроение.

Таким образом, невротическое заикание имеет затяж­ное рецидивирующее течение. В постпубертатном возрасте прослеживается тенденция к сглаживанию и даже исчезно­вению заикания. В отличие от невротического заикания, при неврозоподобном заикании резидуально-органического происхождения наблюдается постепенное развитие заика­ния на фоне задержки речевого развития (замедленном его темпе, косноязычии). Нет указаний на психотравмы, предшествующие заиканию. Клонический компонент пре­обладает над тоническим. Реакция личности на дефект от­сутствует вплоть до пубертатного возраста. Отмечается органический психический фон, нередко рассеянная невро­логическая симптоматика. Возможны органические измене­ния на электроэнцефалограмме, признаки гидроцефалии на рентгенограмме черепа.

Динамика неврозоподобного заикания отличается моно­тонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухуд­шением состояния речи при инфекциях и др. соматических болезнях. При спотыкании (poltern) нет расстройства речи судорожного характера, а есть расстройства темпа и ритма речи (ускоренная, неравномерная по ритму, захлебывающа­яся речь) с нарушениями артикуляции (смазанность речи).

При спотыкании основная роль отводится остаточным яв­лениям органического поражения головного мозга.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры