Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
Неврозы
Неприятие коллективом сверстников обусловливает пребывание в психологической изоляции, крайне болезненно переживаемой подростком. Ощущение разобщенности, одиночество могут стать источником невротических срывов. Частая смена школьного коллектива тоже может стать толчком к возникновению невроза. Необходимость каждый раз приспосабливаться к новым товарищам и учителям может постепенно истощить адаптационные возможности подростка, тем более что психотравмирующим фактором является и ломка сложившегося стереотипа.
Особенности переходного возраста, характеризующиеся эмоционально насыщенными отношениями со сверстниками, стремлением быть равноправным в коллективе класса, страхом быть отвергнутым, вместе с потребностью в самоутверждении, склонностью к самоанализу, «уходу в себя», стремлением к автономности, потребностью в независимости, способствуют столкновению противоположных тенденций, внутреннему психологическому конфликту, способному достичь степени невротического.
В возникновении и формировании невроза обычно принимают участие многие психотравмирующие обстоятельства, но у большинства лишь какое-то одно в силу его особой значимости для конкретного больного является неврозогенным фактором. Поиск причин невроза у подростков весьма трудная задача. Неопытный врач склонен проецировать на представленную ему ситуацию свои установки, принципы, собственные конфликты и считать причиной невроза смерть бабушки, коммунальные склоки, пьянство отца и т.д., в то время как подросток может быть равнодушным к этим ситуациям, а истинная причина может оказаться вовсе не очевидной.
Клиническая картина неврозов у подростков приближается к таковой у взрослых. Возрастное своеобразие окрашивает психогенные факторы. Кроме того, прослеживается определенная связь клинических форм с особенностями характера.
К группе психогенных заболеваний у детей, не достигающих психотического уровня, относят страхи. Причины невротических страхов — шоковые и субшоко- вые психотравмы, вызывающие острый испуг, и затяжные психотравмирующие ситуации (разлука с близкими, тяжелая болезнь родителей). Способствующие факторы — тревожно-мнительный характер, повышенная внушаемость, впечатлительность, а также чрезмерная опека с тревожными опасениями по поводу здоровья ребенка. Патопластически страхи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дошкольники боятся животных, персонажей сказок и фильмов, драк и скандалов, «страшных дядек» и милиционеров. Младшие школьники боятся темноты, одиночества, разлуки с матерью. В препубертатном и пубертатном возрасте могут присутствовать страхи болезни и смерти, ипохондрические опасения. Чем ребенок младше, тем чаще страхи возникают после испуга, чем старше, тем чаще после затяжных психотравмирующих ситуаций.
Клиническая картина неврозов у подростков соответствует классическим вариантам. Большинство отечественных и зарубежных авторов в личностном конфликте, реализующемся в неврозе, видят сочетание психогении и премор- бидных особенностей личности, причем в этиопатогенезе невроза, формировании его клинической картины, течении прогнозе роль социально-средовых и личностных факторов может быть разной в каждом отдельном случае.
Г.К. Ушаков и Н.Д.Лакосина, говоря о значении индивидуальности пациента, полагают общим для невротиков наличие у них аномалии характера. Большая распространенность неврозов (15% состоящих на психиатрическом учете среди подростков) определяется тем, что большинство подростков заболели, еще будучи детьми. В возникновении неврозов у подростков и формировании клинических проявлений находят отражение особенности переходного возраста.
Среди неврозогенных факторов у подростков значительное место занимает неблагоприятная ситуация в семье. Среди прочих следует назвать неправильное воспитание, патологию характера, асоциальное поведение, алкоголизм одного или обоих родителей, угрозу развода, дезорганизацию семьи, совместное проживание разведенных родителей, хронические заболевания у родных с угрозой смерти, хроническую ревность к брату или сестре и т.д.
Из типов неправильного воспитания наиболее патогенными являются те, в которых в той или иной форме наличествует отвержение ребенка родителями. Родительское отвержение «приводит ребенка к постоянному, гнетущему чувству безнадежности и неудовлетворенности собой. Находясь в непрекращающейся погоне за тем, чтобы ублаготворить родителей, и не получая одобрения, он перестает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины» (Д.Н. Исаев), вырабатывается комплекс неполноценности с тревожностью, мнительностью, склонностью к аутоагрессии.
Неблагоприятным в плане возникновения невротических комплексов является гиперсоциализирующее воспитание (разные виды гиперпротекции). Оно порождается тревожной мнительностью родителей в отношении здоровья ребенка, его статуса среди сверстников, успехов в учебе, характеризуется чрезмерной озабоченностью будущим ребенка, стремлением к раннему многопрофильному обучению. Сверхзабота со стороны родителей, информационные перегрузки приводят к пассивности, подчиненности, зависимости, неумению адаптироваться, развитию чувства неполноценности, школьным фобиям и другим невротическим формам реагирования (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).
При воспитании по типу повышенной моральной ответственности подросток поставлен перед необходимостью прекрасно учиться или следить за младшим братом, ухаживать за больной бабушкой или показывать высокие спортивные результаты. Чувство ответственности постоянно эксплуатируется, и, находясь долго под таким непосильным бременем, подросток, особенно наделенный тревожно-мнительным характером, может отреагировать невротическим расстройством.
Противоречивое воспитание с противоположными требованиями к подростку может истощить его возможности к адаптации и также привести к возникновению невроза.
Среди «неврозогенных» заметное место в пубертатном возрасте занимают ситуации, непосредственно связанные со школой. В их числе неспособность справиться с учебной нагрузкой, неблагожелательное отношение учителя, неприятие сверстниками, смена школьного коллектива. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени, особенно у инфантильных или соматически ослабленных подростков, могут привести к утомляемости, раздражительности, расстройствам сна и другим невротическим проявлениям вплоть до истерических рвот и регрессивных реакций в виде энуреза и энкопреза. Несправедливо заниженные оценки, злоупотребление плохими отметками, а в еще большей мере унижение достоинства, оскорбительные удары по самолюбию подростка могут привести не только к протесту, но и к состоянию тревожного ожидания, неуверенности в себе, подавленности и многообразным невротическим состояниям.
В рамках невротических расстройств условно рассматриваются так называемые патологические привычки, в основе которых лежит фиксация действий, свойственных более раннему возрасту. Наиболее распространены среди них сосание пальцев, грызение ногтей, выдергивание волос и яктация.
Происхождение и клинико-нозологическое положение патологических привычек неопределенно. По-видимому, эти расстройства клинически неоднородны. Их связывают с хроническими психотравмирующими переживаниями, эмоциональной депривацией, чрезмерно строгим воспитанием, что создает у ребенка эмоциональное напряжение,
неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким. Предполагается, что патологические привычки как бы подавляют отрицательные эмоции, а так как некоторые привычки сопровождаются чувством удовольствия, то они легко фиксируются. Патологические привычки — это произвольные сознательные действия, их можно на время пре- . кратить волевым усилием. Ребенок сознает их ненужность, но не стремится их преодолеть, возможно, из-за возникающего при попытках преодоления чувства дискомфорта. Патологические привычки в пубертатном возрасте постепенно исчезают даже без лечения.
Одно из проявлений невротического состояния детского возраста — тики, судорожные сокращения в мышцах лица, шеи, головы и верхних конечностей. Тики возникают по типу целенаправленного акта, утратившего свою первоначальную функцию. Например, ребенок подергивает плечом, будто его стесняет одежда, моргает, будто хочет смахнуть соринку из глаза, встряхивает головой, как бы откидывая волосы. Тики внешне напоминают защитный рефлекс, но лишь иногда действительно представляют собою фиксацию защитного рефлекса, чаще в основе тиков иная психогенная причина. Тикозные движения сильнее и быстрее защитных рефлексов, часто серийны и скорее напоминают клонические движения, хотя и не тождественны им. Большинство исследователей считают причинными факторами невротических тиков сочетание длительной психотравмирующей ситуации и местного раздражения, вызвавшего рефлекторную защитную реакцию. Определенная роль отводится системной слабости стриопаллидарных структур. Нередок невропатический фон. Некоторые авторы рассматривают тики как этап развития невроза навязчивых движений.
Клиника тиков однотипна. Локализация может меняться. Субъективно дети считают тики болезненной привычкой, активно преодолеть ее не пытаются. Могут задержать тик волевым усилием, но при этом отмечаются беспокойство, тревожность, эмоциональное напряжение. При волнении и утомлении тики учащаются. Невротическая реакция на психотравму в виде тиков может быть непродолжительной (до месяца), а может фиксироваться, сопровождаясь другими невротическими проявлениями (астенией, расстройствами сна и пр.), приобретая рецидивирующее течение.
Невротические тики следует дифференцировать с неврозоподобными органического происхождения и с органическими насильственными гиперкинезами. Неврозоподобные тики стереотипны, монотонны, выступают на психоорганическом фоне. Гиперкинезы невозможно подавить усилием воли, им свойственны большой размах движений, отсутствие внешне защитного характера и компонента целесообразности.
Для установления наличия расстройств сна имеет значение не столько продолжительность, сколько глубина сна и длительность засыпания. У младших детей непосредственным поводом к возникновению расстройств сна бывают психотравмирующие факторы, действующие в вечерние часы: ссоры родителей, страшные фильмы и сказки. Способствующий фактор — невропатический фон. Патогенез невротических расстройств сна не изучен.
Клиника расстройств сна представлена нарушениями засыпания, расстройством глубины сна с ночными про- буждениями, страхами, снохождением и сноговорением. Нарушение засыпания практически не бывает изолированным. Замедленное (до 1-2 часов) засыпание сочетается с различными опасениями (темноты и пр.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос).
В младшем возрасте возможны длительные (на 1-2 часа) пробуждения ночью. При этом ребенок спокойно играет своими ручками, что-то тихонько напевает. Ночные страхи у дошкольников и младших школьников отражают психотравмирующие обстоятельства и дневные впечатления. Невротические снохождения и сноговорения связаны с содержанием сновидений, отражают психотравмирующие переживания. Нередко во время них возможен контакт с ребенком, что исключено при эпилептических автоматизмах. Кроме того, невротические страхи и снохождения более длительны. У эпилептика с течением времени появляются другие эпилептические симптомы (судороги, дисфории и пр.), меняется личность и т.д. У невротика смена обстановки, привычных раздражителей нередко способствует исчезновению ночных страхов, но при помещении в прежнюю ситуацию они могут возобновиться.
Невротическое заикание возникает в прямой связи с психической травматизацией как проявление системного речевого невроза. Критериями невротического заикания являются:
- Несомненная связь с острой или хронической психо- травматизацией, определяющей острое или постепенное начало заикания.
- Выраженная динамичность невротического заикания с чередованием обострений и улучшений при отчетливой связи ухудшения с эмоциональным напряжением, повторными психотравмами и пубертатным периодом.
- Отчетливая связь состояния речи с ситуацией (усиление заикания в школе, общественных местах, перед незнакомыми людьми, при фиксации внимания на речи).
- Преобладание тонического компонента речевых судорог.
- Невротическое переживание дефекта речи, часто со страхом ответа у доски, публичного выступления.
- Вторичные подавленность, неуверенность, стремление к уединению.
Невротическое заикание возникает после сильного эмоционального потрясения, в связи с агрессией со стороны животного или человека, при падении с высоты или в воду, в катастрофах (ДТП, пожар), при угрожающем поведении взрослых, то есть при внезапном задействовании инстинкта самосохранения. Способствовать появлению заикания может неблагоприятный «речевой климат» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития, резкой смены требований к речевой деятельности или просто чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму фиксации физиологических задержек и запинок речи при ее становлении, но в целом патогенез заикания изучен мало. Динамика заикания разнообразна.
Начальный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным испугом, особенно в случаях реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также при неблагоприятном речевом климате начальный этап проявляется эпизодическими запинками в речи. Далее может наблюдаться либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления. Развивается логоневроз, в структуру которого помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные компоненты.
Течение волнообразно с усилением заикания при любых психотравмах или при эмоциональном напряжении, например в начале школьного обучения, во время экзаменов. Усиление заикания возможно в подростковом возрасте в связи с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте усиливается логофобия, может быть сниженным настроение.
Таким образом, невротическое заикание имеет затяжное рецидивирующее течение. В постпубертатном возрасте прослеживается тенденция к сглаживанию и даже исчезновению заикания. В отличие от невротического заикания, при неврозоподобном заикании резидуально-органического происхождения наблюдается постепенное развитие заикания на фоне задержки речевого развития (замедленном его темпе, косноязычии). Нет указаний на психотравмы, предшествующие заиканию. Клонический компонент преобладает над тоническим. Реакция личности на дефект отсутствует вплоть до пубертатного возраста. Отмечается органический психический фон, нередко рассеянная неврологическая симптоматика. Возможны органические изменения на электроэнцефалограмме, признаки гидроцефалии на рентгенограмме черепа.
Динамика неврозоподобного заикания отличается монотонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи при инфекциях и др. соматических болезнях. При спотыкании (poltern) нет расстройства речи судорожного характера, а есть расстройства темпа и ритма речи (ускоренная, неравномерная по ритму, захлебывающаяся речь) с нарушениями артикуляции (смазанность речи).
При спотыкании основная роль отводится остаточным явлениям органического поражения головного мозга.
Новости медицины
Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...
Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.
Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.
Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.