Представьте, что вы смотрите на своего супруга, своего ребенка или собственное отражение в зеркале и видите незнакомца. Люди с тяжелыми формами прозопагнозии, или «лицевой слепотой», имеют эти симптомы, которые могут сделать обычные социальные взаимодействия весьма затруднительными.
Изначально существовала мысль, что болезнь вызвана внезапным повреждением головного мозга, например, при несчастном случае или от удара. Но возможна также врожденная форма этого расстройства. В 1947 г. немецкий невропатолог Иоахим Бодамер придумал термин «прозопагнозия», обсуждая симптомы молодого человека, который после пулевого ранения в голову не мог узнать членов семьи и даже собственное лицо. Конкретной областью мозга, повреждение которой часто приводит к прозопагнозии, является веретенообразная извилина, расположенная в нижней части коры головного мозга. Во многих случаях заболевший человек обычно в состоянии отличить объекты, не ассоциированные с человеческими лицами. В одном известном случае фермер с прозопагнозией мог отличить своих овец по их мордам лучше, чем человеческие лица.
Исследование прозопагнозии важно в истории медицины не только потому, что оно позволяет проникнуть в суть теории восприятия лиц, но и потому, что благодаря ему можно узнать способ, которым перцепционные образы организовываются и сохраняются в мозге. Патология также вынуждает нас непрерывно подвергать сомнению наши фундаментальные идеи о понимании дружеских отношений. Кроме того, этот недуг характерен для многочисленных необычных расстройств психики. Например, когда люди с синдромом Капгра видят друга, супруга или себя в зеркале, они полагают, что видят идентичного самозванца. При синдроме Фреголи пациент настаивает, что он или она знает кого-то, кто на самом деле ему незнаком. Люди с синдромом Котара по ошибке полагают, что они лишились всех органов или что они ходячие трупы. При синдроме двойника пациент полагает, что у него есть двойник, с той же самой внешностью, который ведет отдельную жизнь.