«Безумие приходит во множестве форм, - пишет психолог Ричард Адлер, -Мы все знакомы с психическими расстройствами, которые поражают яку дей, - депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, навязчивые идеи, паранойя и психозы. Однако случается, что целые общества сходят с ума... Средневековый мировой уклад медленно рушился,., ведьмы были повсюду, и разумные люди желали как можно скорее увидеть их сожженными».
Одним из самых выдающихся врачей, которые изучали поведение женщин, обвиняемых в колдовстве, был голландский врач Иоганн Вейер. Он жил во времена, когда подозреваемых в колдовстве пытали. Многие историки, вероятно, пошли слишком далеко, называя Вейера «отцом психиатрии», нов некоторых разделах его книги 1563 г. De Praestigiis Daemonumи Incantationibusас Venificiis(«Об обманах демонов и о заклинаниях и ядах») действительно обсуждалось увлечение колдовством в перспективе развития психологии, и он также отвергал некоторые из диковинных верований в сверхъестественные силы и действия так называемых ведьм. В частности, Вейер критиковал жестокую охоту на ведьм и преследование их христианскими властями, и он, возможно, был первым, кто использовал термин «психически больной» применительно к некоторым странным женщинам, обвиняемым в колдовстве.
Вейер никогда не отрицал существование дьявола. В отдельных разделах De Praestigiisон предполагает, что некоторые беспечные или меланхоличные женщины были в психологическом отношении предрасположены стать добычей дьявола, заставляющего их думать, что они участвуют в диких ритуалах, в которых они на самом деле не принимали участие. Вейер полагал, что было необходимо консультироваться с врачами, когда женщины обвинялись в колдовстве. Как пишет историк Джордж Мора, «своей краткой историей, сообщением открытий и логическим обоснованием лечения он «предвосхитил» развитие современного психиатрического исследования. [Его лечение] включало лекарства, физические процедуры, поддержку, советы и в случаях повальной истерии в женских монастырях изоляцию наиболее беспокойных монахинь». Как можно было ожидать, Вейера критиковали за его подход, и его книга была занесена в список книг, запрещена церквью.