Зная социальное окружение больного, можно определить, кто из домочадцев, соседей или коллег в состоянии помочь ему с лечением диабета и кого из них имеет смысл научить, например, распознавать и лечить гипогликемию. Необходимо выяснить, какой образ жизни ведет больной: когда он ест, какой у него рабочий распорядок, приходится ли ему заниматься на работе физическим трудом, какие на нем лежат домашние обязанности, делает ли он зарядку, ходит ли за покупками и как проводит выходные. Если больному приходится работать по ночам или у него нет возможности регулярно питаться, лечащий врач и диетолог должны совместными усилиями корректировать план лечения. Следует также выяснить материальное положение больного и наличие медицинской страховки. Это необходимо, чтобы помочь больному и его близким приобрести глюкометр и обучающие материалы (книги, журналы), а также найти для него подходящую школу для больных сахарным диабетом и спортивный клуб.
Исходный уровень знаний Знания больного можно оценить с помощью тестов, опросников или короткой беседы, а составить представление о его навыках — понаблюдав за тем, как больной, скажем, определяет уровень глюкозы в крови, вводит инсулин или осматривает стопы.
Полагаться на устное описание того, как больной проделывает ту или иную процедуру, не стоит. Нужно также выяснить, какое у больного образование, что может помешать ему учиться (когнитивные и психомоторные нарушения, психосоциальные факторы), готов ли он к учебе, хочет ли учиться и в каком виде предпочитает получать информацию (в виде буклетов, лекций, семинаров или обучающих фильмов).
Эмоциональное состояние, медицинская грамотность, готовность к учебе Чтобы завязать диалог и дать больному и его родственникам возможность выразить свои тревоги переживания, задайте несколько общих вопросов открытого типа (то есть предполагающих развернутый ответ), например: «Чем диабет пугает вас больше всего?» Если больной не верит, что у него сахарный диабет, или считает, что у него «ничего страшного, просто сахар повышенный», его трудно чему-то научить или убедить в необходимости, скажем, соблюдать диету. Еще один вопрос, который стоит задать: «Как реагируют на вашу болезнь близкие, друзья, коллеги? Чувствуете ли вы их поддержку?» Неприятные впечатления, связанные с сахарным диабетом или другими заболеваниями у близких, друзей и знакомых, могут сказаться на отношении больного к медицине и собственному здоровью. Его нелегко будет заставить поверить в пользу здорового образа жизни и регулярного самостоятельного измерения глюкозы, он вряд ли будет охотно учиться и менять свое поведение. Если больной стесняется говорить о своих чувствах, ему могут помочь наводящие вопросы, например: «Диабет у многих вызывает подавленность, страх, уныние или злость. А у вас возникают такие чувства?»
Некоторым диабетологам трудно начать подобный разговор, они боятся задавать вопросы, потому что не знают, как реагировать на ответы. Однако стоит превозмочь свой страх, поскольку это поможет понять, принесет ли обучение пользу больному и его близким, и определить, что мешает больному смириться со своим недугом и усваивать знания. Иногда больному и его близким требуется помощь психолога или психотерапевта, но в ряде случаев диабето-лог оказывается единственным, с кем больной может обсудить свои переживания.