В США существуют национальные стандарты, которые определяют, по каким критериям оценивать качество обучения. Они способствуют повышению эффективности лечения сахарного диабета и улучшению прогноза и применимы к различным условиям [1]. Инструктор-диабетолог может использовать эти стандарты, разрабатывая программу занятий. Если школа для больных сахарным диабетом соответствует этим стандартам, она может получить сертификат; сертификация школ не только обеспечивает больным качественные знания, но и позволяет им возместить расходы на обучение за счет страховки. Стандарты ежегодно публикуются в приложении к журналу «Diabetes Саге» и на сайте Американской диабетической ассоциации (http://www.diabetes.oni). Там же представлена подробная информация о структуре занятий, процессе обучения и способах оценки результатов.
Процесс обучения
Процесс обучения — это последовательность передачи знаний. Он состоит из следующих этапов:
- Предварительная оценка знаний, определение потребностей больного и целей, которые он преследует, придя в школу для больных сахарным диабетом.
- Планирование обучения на основании информации, полученной на предыдущем этапе.
- Применение обучающих методик и модификация поведения, направленные на достижение поставленных целей.
- Оценка приобретенных знаний и навыков, достижения поставленных целей и формирования новых привычек.
- Обратная связь, оценка знаний, при необходимости повторное обучение, при необходимости внедрение новых обучающих методик и пересмотр целей обучения.
- Ведение документации.
Предварительная оценка и определение индивидуальных целей обучения
Диабетолог, больные и их близкие привносят в процесс обучения свой уникальный жизненный опыт и систему ценностей, которые влияют на ход занятий. Предварительная оценка — важный этап процесса обучения. Перед началом занятий инструктор-диабетолог расспрашивает всех болы* ных о перенесенных заболеваниях и об особенностях питания, выясняет их психологические особенности и социальный статус, оценивает уровень образования, медицинскую грамотность и готовность учиться. Можно почерпнуть эти сведения из медицинской карты или попросить больного заполнить стандартный опросник. Во время занятий также следует задавать вопросы, чтобы понять, какие еще темы нужно затронуть и почему больной плохо усваивает знания или утратил интерес к учебе.