Согласно традиционной теории обучения, в памяти ученика задерживается лишь малая часть преподанного материала. Усвоение информации можно повысить, сочетая различные методики обучения и предоставляя больным возможность попрактиковаться в полученных навыках и самим определять направление занятий. Чрезвычайно важно как можно чаще возвращаться к пройденным темам и оценивать знания и навыки больного, хотя на это не всегда легко найти время. Врачи должны понимать, что, если больной прошел курс обучения в школе для больных сахарным диабетом, это еще не значит, что он усвоил все, чему его там учили, и готов тут же изменить свой образ жизни. Больные способны изменить лишь некоторые из своих привычек, поэтому при каждом посещении нужно выяснять, чего именно больной добился, и ставить перед ним новые цели. Не стоит скупиться на похвалы. Кроме того, регулярная проверка и подкрепление знаний и навыков помогают твердо усвоить материал и способствуют изменению поведения. В последнее десятилетие популярность завоевала теория стадийного изменения образа жизни, разработанная в Университете Род-Айленда [2]. С ее помощью диабетолог может разработать тактику, позволяющую помочь больному изменить отношение к своему здоровью. Согласно этой теории отказ от какой-либо привычки или приобретение новой проходит ряд стадий:
Стадия неведения: больной не собирается менять свое поведение ближайшие полгода. Возможно, он не осознает, что болен, не считает, что ему нужно что-то менять в своей жизни, или не понимает, что наносит вред своему здоровью. Возможно, он уже когда-то пытался изменить свое поведение, но потерпел неудачу и теперь не верит в свои силы. В новом образе жизни он видит для себя одни лишь неудобства и не осознает его пользы и с легкостью находит множество препятствий к тому, чтобы меняться. Диабетолог должен помочь ему осознать необходимость изменений, предоставив доказательства их пользы.
Стадия размышлений: больной осознает, что ему нужно изменить свое поведение, и собирается заняться этим в ближайшем будущем. Плюсы и минусы нового образа жизни почти уравновешивают друг друга, но минусов все же чуть-чуть больше. Задача диабетолога — подчеркнуть преимущества нового образа жизни и помочь больному обрести веру в свои силы, установив с ним доверительные отношения. На этой стадии важно обсуждать межличностные, социальные и другие факторы, которые влияют на поведение больного и его отношение к изменениям.
Стадия подготовки: больной собирается изменить свой образ жизни в ближайший месяц. Зачастую он уже предпринял несколько шагов в нужную сторону, например купил глюкометр. Диабетолог должен акцентировать внимание на переменах к лучшему и предложить новые достижимые цели, например начать измерять глюкозу до и после еды три раза в неделю, в дни, выбранные самим больным. . Стадия действия: больной придерживается новых привычек последние полгода и пытается противостоять соблазнам. Задача диабетолога на этой стадии — закрепить достигнутые изменения. Полезно вместе с больным составить план действий, научить его справляться с трудностями и подчеркнуть важность социальной поддержки. 5. Стадия стойких изменений; больной придерживается нового образа жизни хотя бы полгода и старается избежать срывов. На этой стадии больные более уверены в своей способности сохранить достигнутое, но диабетолог все равно должен подбадривать их и не скупиться на похвалы. Чтобы придать больному еще больше уверенности в себе, научите его вести себя в сложных ситуациях. Заметьте, что больной проходит эти стадии для каждой привычки в отдельности. Скажем, диабетолог должен понимать, что, если больной уже готов самостоятельно следить за уровнем глюкозы в крови, это еще не значит, что он в скором времени займется физкультурой. Соответственно, тактику необходимо разрабатывать в зависимости от стадии, на которой находится требуемое изменение