Для инструктора-диабетолога важно, какой тип сахарного диабета у больного, когда он заболел, чем он лечится (следует расспросить не только про сахаропонижающие средства, но и про все препараты, лекарственные травы и пищевые добавки, которые принимает больной, и выяснить, насколько регулярно он это делает; лучше всего попросить больного принести все лекарства с собой). Обязательно просматривают дневник самоконтроля или память глюкометра, оценивают колебания уровня глюкозы в крови; если больной получает инсулин или средства, стимулирующие его секрецию, обязательно выясняют, не бывает ли у него гипогликемии. Следует также установить, есть ли у больного сопутствующие заболевания и хронические осложнения сахарного диабета. Больного спрашивают, почему он пошел учиться и чего ждет от занятий. Кроме того, по тому, как больной выполняет назначения врача и насколько тщательно следит за собой, можно определить его отношение к своему здоровью и уровень ответственности, который он готов принять.
Перечисленные сведения можно почерпнуть из медицинской карты больного или из разговора с самими больным либо его лечащим врачом.
Особенности питания
Чтобы поддерживать нормальный уровень глюкозы, больной должен правильно питаться. Предпочтения в еде и режим питания неразрывно связаны с особенностями образа жизни, культурными традициями и отношением к своей болезни. Анализ осо-енностей питания необходим для того, тобы понять, на какие темы нужно будет делать акцент и что больной должен из-енить в своем образе жизни для того, тобы достичь компенсации диабета и отсрочить развитие осложнений. Прежде всего нужно выяснить:
- Взгляды больного на то, как нужно питаться.
- Диету, которой больной придерживался
для лечения сахарного диабета и коррекции веса.
- Предпочтения в еде.Знания о влиянии пищи на уровень глюкозы и липидов в крови, а также на вес.Рацион и режим питания (больного просят представить дневник питания за 2— 3 сут).Питание вне дома (насколько часто больной ходит в рестораны и в какие именно).Особенности питания в различных ситуациях, например при эмоциональном перенапряжении.
- •Употребление алкоголя и напитков, содержащих кофеин.