Обучение и вмешательство в поведение должны быть направлены на достижение индивидуальных целей больного. Чтобы облегчить переход к нужному поведению, диабетологу рекомендуют следующее:
- Используйте обучающие материалы, написанные просто и доступно, на родном языке больного. Помните, что культурные традиции могут наложить свой отпечаток на отношение к учебе, стиль общения, жизненный уклад и систему ценностей.
- При возможности привлекайте родственников и друзей больного к обучению и принятию решений. Хорошо, если они будут помогать больному правильно питаться или вместе с ним заниматься спортом.
- Обсудите с больным важность правильного питания и его предпочтения в еде. Составьте вместе с ним индивидуальный план питания с учетом особенностей национальной кухни и традиций, связанных с питанием. Попросите больного рассказать о принятых в его среде кулинарных традициях и об отношении к избыточному весу.
- Если вы не говорите на языке больного, найдите переводчика.
- Поощряйте откровенные высказывания больного о его представлениях о сахарном диабете и его лечении.
- Передавайте новую информацию постепенно, опираясь на уже полученные знания и навыки.
- Повышайте уверенность больного в себе, всячески поощряя его успехи.
- Предоставьте больному достаточно возможностей для оттачивания навыков.
Учебные пособия
Существует множество пособий, которые помогают больным овладеть новыми знаниями и навыками. Фармацевтические компании и диабетические организации предоставляют широкий выбор обучающих материалов. Учебные фильмы, образцы препаратов инсулина и пероральных сахаропонижающих средств, модели шприц-ручек и глюкометров делают индивидуальные и групповые занятия более плодотворными. Многим больным помогают печатные материалы пройденное на занятиях. Одни предпочитают брошюры, в которых подробно рассматривается сразу несколько тем, а других утомляет избыток письменной информации, и им больше подойдут краткие распечатки основных сведений по изученным темам.
Чтобы облегчить восприятие материала и применение полученных навыков дома, печатные материалы по возможности нужно готовить индивидуально. Некоторым больным предлагают записать последовательность действий своими словами.
В приложении 1 есть ссылки, по которым диабетолог и найдут большое количество обучающего материала. Комбинируя данные из нескольких источников, можно составить индивид'ал ьную подборку учебных материалов для каждого больного. Кроме того, больному следует сказать, что было бы хорошо, если бы он по окончании курса обучения продолжал ходить на занятия в специализированный центр, вступил в диабетическую ассоциацию или группу поддержки для больных сахарным диабетом и подписался на какой-нибудь журнал для больных сахарным диабетом. Если больной пользуется интернетом, полезно дать ему адреса сайта Американской диабетической ассоциации и других сайтов, которые содержат достоверные сведения о сахарном диабете (например, тех, что указаны в приложении 1).