Культурные традиции и религия не могут не влиять на формирование убеждений человека, его системы ценностей, стиля поведения, на отношение к окружающим и собственному здоровью и общение с семьей и медицинскими работниками. Если диабетологу часто приходится иметь дело с больными какой-то определенной национальности или вероисповедания, ему стоит выяснить, нет ли у них каких-либо обычаев или запретов, которые могут повлиять на отношение к лечению. Однако, имея дело с отдельно взятым представителем какой-либо этнической группы или конфессии, нельзя забывать, что он может и не разделять принятые в этой группе верования и не соблюдать запреты. Кроме того, диабетолог должен понимать, что недостаточно составить обучающие материалы для этой группы больных на их родном языке, нужно адаптировать информацию (скажем, о диете и выборе продуктов) в соответствии с их традициями.
Задав больному несколько общих вопросов о его вере и обычаях, можно понять, влияют ли они на его отношение к своему здоровью. Какое-то представление об этом можно составить и из ответов на вопросы, упомянутые выше. Диабетолог не должен оставить без внимания ни одно высказывание больного или его близких о причинах и об осложнениях сахарного диабета, о влиянии лечения на образ жизни, применении лекарственных трав и «целебной» пище, распределении ролей и обязанностей в семье, а также о традициях и об обычаях, которые могут повлиять на лечение.
При выяснении взглядов больного и его семьи важно удержаться от критических замечаний. Попытки развенчать неверные с точки зрения диабетолога суждения могут помешать контакту с больным. Полученные сведения можно использовать при составлении плана лечения или поиске причин его неэффективности.
Оценка способностей обучаемого Прежде чем начинать занятия с больным, нужно понять, хорошо ли он видит и может ли читать. Для этого просят прочесть какой-либо простой текст (например, несколько строк из обучающей листовки, цифры на шприце или инструкцию на у паковке с тест-полосками). Работа с больными, страдающими нарушениями зрения, подробно обсуждается ниже.
Чтобы быстро оценить пространственную координацию и способность выполнять тонкие движения, достаточно понаблюдать, как больной вставляет иглу шприца во флакон с инсулином либо наносит контрольный раствор или каплю крови на тест-полоску.
Чтобы оценить подвижность суставов и другие двигательные навыки, необходимые для осмотра ступней, больному предлагают осмотреть свои подошвы с помощью зеркала и потрогать различные участки ступней, как будто обмывая их или нанося крем.
Обучая больного, следует чаще интересоваться, понимает ли он то, о чем говорится на занятиях, и сможет ли потом применить полученные знания. При этом случаются неприятные открытия — например, выясняется, что больной не способен выполнить простейшие арифметические действия, скажем, сложить дозы инсули-нов при их смешивании или сравнить результат измерения глюкозы в крови с желаемой цифрой. Другие больные заучивают информацию, но не могут воспользоваться ею на практике. Ниже мы расскажем, какие вопросы можно задать больному, чтобы оценить, понимает ли он материал, и при необходимости пересмотреть подход к обучению.
Впечатление, которое составит о больном диабетолог, играет существенную роль при составлении плана лечения. Например, если больному показана ин-сулинотерапия по схеме двукратных сочетай ных инъекций, но диабетолог ясно видит, что больной с ней не справится, он должен для начала рекомендовать более простую схему (например, применение комбинированных препаратов инсулина). Задача диабетолога — пытаться найти выход из любой ситуации, отказаться от слепого следования устоявшимся методикам и всегда защищать интересы больного. Американская диабетическая ассоциация составила список из десяти тем, которые должна включать программа обучения в школе для больных сахарным диабетом, однако содержание занятий необходимо приспосабливать к нуждам больных