Стиль обучения
Мы часто строим процесс обучения, опираясь на то, как нам самим легче усваивать знания. Например, если нам легче учиться, используя наглядные пособия и аналогии, мы используем их и на занятиях с больными. Мы более охотно используем на занятиях с больными те способы подачи информации, которые легче воспринимаем сами (например, рисунки, лекции или письменные инструкции). Однако нужно учитывать не только свои предпочтения, но и способности больных. Как уже упоминалось, необходимо чаще задавать больным вопросы по пройденному материалу, чтобы понять, все ли они усвоили. Едой больные отвечают неудовлетворительно, стоит пересмотреть подход к обучению.
Особенности жизненного уклада больных
У каждого есть свои предпочтения в таких вопросах, как распорядок дня, любимые блюда, режим питания, работа, физическая активность, отношения в семье и так далее. Не следует полагать, что у больного такие же взгляды на жизнь, как и у вас. Классический пример: больному назначают инъекции инсулина исходя из того, что он будет завтракать в 7:00—8:00, обедать — с 12:00 до 13:00, с 17:00 до 18:00 у него будет полдник и с 21.00 до 22:00 — ужин. И если больной постесняется сказать мрачу, что не привык так рано вставать и обычно ест в другое время, ему придется полностью сменить привычный распорядок. Вот еще один пример: больной может не придавать посещению занятий и покупке, скажем, тест-полосок такого значения, как диабе-толог, считая, что для него важнее позаботиться о детях или приготовить обед.
Обсуждая план лечения, который бы удовлетворил всех участников, недопустимо критически высказываться о привычках больного. Осознавая, что его жизненный уклад может отличаться от вашего, вы сможете лучше наладить с ним контакт.
Индивидуальный подход
Многих врачей обучают методическому, научному подходу к укреплению здоровья, а кто-то успевает на собственном опыте убедиться, что знания в сочетании с самодисциплиной помогают вести здоровый образ жизни. Кто-то твердо верит, что в лечении важны самостоятельность и независимость и больные должны научиться самостоятельно изменять дозы инсулина, измерять глюкозу в крови и планировать свой рацион, однако сам больной может считать, что ему удобнее возложить эти функции на близких. Не следует навязывать таким больным свою точку зрения — возможно, он прав, и участие семьи в его случае будет наилучшим выходом.