Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Психопатии

Существует точка зрения, согласно которой в определен­ных условиях каждый обнаруживает ту или иную степень конформности. Но, если речь идет об экстремальных об­стоятельствах, связанных с биологическим выживанием, то сходные с большинством поведенческие реакции к кон­формности отношения не имеют. Что касается потребности жить «не хуже людей», примерно одинаковых способов и форм проведения досуга, то в их основе не конформность, а вековая бедность и связанная с нею ограниченность вы­бора. В свойственном же многим нуворишам стремлении демонстрировать одинаковые пристрастия (мода на ре­лигиозность, марку автомобиля, вид спорта), как правило, проявляет себя именно конформность в сочетании с тще­славием, снобизмом и почти всегда плебейской сущностью.

Следует отличать конформность как природную особен­ность личности от конформизма как способа адаптации к системе официальных ценностей. Усвоение определенных групповых норм и предписаний, будучи непременным усло­вием социализации личности, вовсе не предполагает пассив­ного принятия господствующих мнений и порядка вещей. Суть конформизма не в отсутствии самостоятельного мыш­ления, а в отказе от привилегии высказывать собственное суждение, и, как правило, он порожден тоталитарными ре­жимами и культивируется ими. Лояльность и тем более по­корность по отношению к власти или покупаются ею или достигаются репрессивными мерами. Критичность и соб­ственное мнение вполне может иметь место, но сохранение его при себе есть условие выживания. Одни воспринимают ритуальное соблюдение требуемых правил как фрустриру- ющий фактор, как социальное унижение. Другие находятся со своим конформизмом в гармонии и готовы жить по за­кону стаи. Ощущение принадлежности ко многим дает им эмоциональный комфорт, чувство безопасности и право­ты. Вероятно, это одна из причин исторической стойкости конформизма. Привычка к беспринципному следованию нормам и правилам большинства приводит к потере спо­собности принимать самостоятельные решения, утрате нравственной оценки преступлений аморальной власти и собственного в них участия. Имея широкое представитель­ство в населении, конформисты вместе с конформными личностями служат нравственно-психологической основой тоталитарных режимов.

Конформность, так же как порядочность или бессовест­ность, жесткой сцепленности с тем или иным характером не имеет. Рассмотрение конформности в главе об аномаль­ных личностях — дань традициям. Распространенность конформных личностей в молодежной среде, по материа­лам давних исследований, от 10% до 30%. Складывается впечатление, что число неспособных к самостоятельному мышлению вместе с нежелающими думать значительно пре­вышает эти цифры, что весьма существенно сказывается на общественном климате. Современных исследований по определению места, которое занимают конформные лич­ности в населении, не проводится, хотя знать об этом не только любопытно, но и полезно, поскольку это знание мог­ло бы определить векторы развития общества и страны и поставить вопросы сравнительно частного научного харак­тера — например, может ли психически аномальное быть серьезным множеством, а серьезное множество считаться аномалией? Понятно, что на эти вопросы нельзя будет от­ветить определенно и окончательно, прежде всего потому, что в психологии и психиатрии границы нормы недоста­точно определенны и имеют тенденцию меняться вместе с меняющейся жизнью. Современная концепция нормы как оптимума адаптации к социуму неизбежно ставит вопрос о характере социума. В тоталитарном обществе, где понятия «мыслящий» и «инакомыслящий» тождественны, пробле­мы с адаптацией будут иметь как раз неконформные лично­сти. Следует ли из этого вывод об их аномальности?

Вполне возможно, что доля конформных личностей в населении — это установленная природой константа, уни­версальная для человеческой популяции, и тогда это неустра­нимая сущность, и порождаемые ею проблемы становятся в ряд с другими, вытекающими из природы человека. Если же эта константа существенно колеблется в разных человече­ских сообществах (этносах, регионах, странах), закономерен вопрос — почему? Излишек конформной массы в странах с тоталитарной историей — естественное следствие много­векового жестокого искусственного отбора, подавлявше­го достоинство, яркость, нестандартность и поощрявшего серость, стадность и рабскую психологию. Засилье неспо­собных самостоятельно мыслить — серьезная преграда на пути культурного и общественного прогресса. Изменение ситуации требует чрезвычайных многосторонних усилий.

В изучении феномена конформности, стоящего на границе клинической и социальной психиатрии, должны сочетаться клинико-психологический и социально-психологический подходы. Весьма важно провести широкое исследование этого феномена в историческом, этноконфессиональном, возрастном, половом аспектах, понять его социальные и биологические корни, значение образования, профессии, проживания в городе или селе, у моря (в портовых городах) или в глубине континента и т.д. и т.п. И в конце концов за­даться вопросом: конформность — это дефект психики или особое ее свойство, адаптирующее к суровому миру?

 Антисоциальное поведение обязательно приведет морально-дефектную личность к конфликту с законом. Эти, по определению Э. Крепелина, «враги общества» знают раз­ницу между добром и злом, вполне вменяемы и ответствен­ны перед законом. Анэтические психопаты во множестве присутствуют среди воров «в законе», проституток, для ко­торых их профессия — следствие естественного и осознан­ного выбора, среди матерей, добровольно и без сожаления бросающих детей, среди инцестофилов (сожительствую­щих с кровными родственниками). От обычного мерзавца и подлеца анэтическая личность отличается тем, что она та­ковая с рождения, всегда и всюду и не стремится ни быть, ни казаться в свободное от подлых и мерзких деяний время добропорядочной и социально приемлемой, то есть соот­ветствует критериям психопатии П.Б. Ганнушкина.

Основываясь на склонности анэтических психопатов к антисоциальному поведению, итальянский психиатр Ч. Аомброзо предложил считать свойственные им аномалии характера специфическими для «врожденных преступни­ков», что вполне справедливо для именно такой квалификации анэтических психопатов, тем более что социальная их коррекция невозможна.

Из-за отсутствия единого диагностического подхо­да трудно судить о распространенности нравственно­дефектных личностей. Нет ответа на вопрос: анэтические психопаты — следствие дегенерации или общественной де­градации? Возможно, это природой установленная констан­та, по-разному представленная в разных этносах, а может быть, она универсальна для человечества в целом. Вполне отдавая себе отчет в субъективности любых впечатлений, не опирающихся на широкие исследования, позволю себе высказать мнение, что анэтические личности, к сожалению, явление достаточно заметное.

Как нам известно, морально-дефектным психопатам не­ведомо чувство вины. Любопытно, в связи с этим доступ­но ли им переживание идей виновности хотя бы в психозе? Может быть, депрессия — печальная привилегия прилич­ных людей? Может быть, бессовестные лучше защищены от психических расстройств?

Отдельного и особого внимания заслуживает рассмотре­ние феномена конформности, поскольку, будучи широко распространенным, он представляет собой социальное яв­ление, оказывающее серьезное влияние на общественное развитие.

Среди особенностей, свойственных конформным лич­ностям, обычно называют банальность, шаблонность, стремление походить на привычное окружение, уподо­биться большинству, консерватизм, лояльность к власти и настороженность по отношению к новой действитель­ности в любых ее формах, некритичность и т.п. А.Е. Личко считал конформность акцентуацией характера и пола­гал наиболее устойчивой его чертой зависимость от не­посредственного окружения. П.Б. Ганнушкин связывал конформность с низким интеллектом и, классифицируя аномальные личности, поместил этих субъектов в рубрику «конституционально-глупых».

Этимология термина (от латинского conformis — по­добный) не полностью отражает его суть. В основе мен­тальности и поведения конформных личностей лежит именно некритичность, то есть неспособность к самостоя­тельному мышлению. Некритичность не стоит в одном ряду с вышеназванными характерологическими особенностями. Консерватизм, банальность и пр. являются производными некритичности, которая сама по себе не может считаться отдельной чертой характера и отражает, по всей вероят­ности, более глубинный дефект психики, определяющий не столько недостаточность интеллекта, сколько его серость, бескрылость, отсутствие оригинального мышления и твор­ческого потенциала. Не будучи умственно отсталыми, кон­формные личности в силу природно-генетических причин неспособны к критическому анализу, сопоставлению пози­ций, взвешиванию аргументации, выработке собственного суждения и в итоге — поиску истины.

Глупость отличается от конформности тем, что глупец может прийти к своему ничтожному суждению в процессе вполне самостоятельных размышлений. Конформный же находится в плену избитых истин или архетипических и даже дремучих установок и представлений потому, что их разделяет большинство. Находясь в дискомфортном со­стоянии, например, в униженном социальном или эконо­мическом положении, конформные не размышляют о его природе, часто не только не осознают, но и Fie воспринима­ют унижение, легко склоняются к конспирологическим его объяснениям, готовы жить и выживать на биологическом уровне. Неспособные критически мыслить, «стремящие­ся уподобиться многим», крайне внушаемые, конформные личности становятся участниками коллективных психозов и заблуждений. Описанные старыми авторами индуциро­ванные психические эпидемии только зарождались среди истероидов, параноиков, эпилептиков, а распространялись именно в конформной среде.

В детстве конформные обычно открыты, общительны, уступчивы, послушны и незаметны, бесцветны и посред­ственны. Им нечем обратить на себя внимание. Они легко и естественно воспринимают режим детского сада, школы, вливаются в коллектив, при этом весьма зависимы от ситуа­ции и окружения. Для них очень важно ощущение похоже­сти на многих, принадлежности к большинству. Вместе со всеми активно участвуют в общественной классной работе и с тем же энтузиазмом — в травле сверстников, непохо­жих на большинство. Отвергание же привычным окруже­нием (из-за случайного нарушения какого-либо правила детского кодекса чести или неуспехов в спорте, учебе и т.п.) или ломка стереотипов (смена класса, школы, места жи­тельства) могут оказаться серьезным психотравмирующим обстоятельством.

Непосредственное окружение определяет их суждения, манеры, формы времяпрепровождения и поведение в це­лом, но было бы неверным считать конформных «продук­том среды». Скорее они сами, будучи явлением нередким, выступают в качестве «средообразующего» фактора, во многом влияющего на стиль жизни коллектива или группы. В подростковой компании «за компанию» курят, выпивают, хулиганят. Но чаще конформные дети и подростки вполне благонравны и удобны для школьных учителей (школа тра­диционно не поощряет носителей именно критического Духа).

Повзрослев, конформные становятся опорой для лю­бого толка авторитарных режимов, поскольку, не будучи свободно мыслящими, легко пропагандируются и управля­ются. Авторитет любой, даже аморальной, сильной власти априорен, исходящую от нее информацию воспринимают не к размышлению, а к сведению, а предписания и запреты — к исполнению. Предпочтение отдается простым, воздей­ствующим не на разум, а на чувства лозунгам и призывам, Характерна привычка к терпению и страху перед жизнью, покорность в бесправии, ограничении во всем, одинако­вой для всех нищете. Понятия «страна» и «государство», «режим» и «отечество» тождественны. Гражданами себя не чувствуют и быть ими не стремятся. В гражданских пра­вах и свободах потребности не испытывают. Собственный имидж строится по принципу «мы как все», «поступа­ем как положено» (кем и почему так положено, неважно). Склонны к культу вождей и предубеждению в отношении любых меньшинств. Свойственное конформным личностям общинное сознание исключает персональную ответствен­ность, вину и раскаяние. Ближе конформным зависть и не­доверие ко всему, выходящему за рамки привычной серости и стандарта. Приверженность конформных коллективист­ской доктрине, бездумная готовность раствориться в мас­се (коллективе, толпе), врожденная «социалистичность» определяют их враждебность к состязательности, конку­рентности, таланту, самобытности, личностному началу в целом. Консерватизм и стремление к изоляции, псевдопа­триотичность и ксенофобия способствуют укоренению в среде конформных националистических идей. Социальная инфантильность среди прочего проявляет себя тягой к раз­влечениям, веселью в любых формах и при любых обстоя­тельствах, пренебрежением к ценности здоровья и жизни (своих и чужих). Конформная ментальность и конформная субкультура — это питательная среда для сохранения пле­менного жизненного уклада и для воспроизводства той вла­сти, которой выгодна и удобна именно такая ментальность обывательской массы.

По-видимому, среди конформных есть часть «спящих» неконформных. Имеются в виду те, кто, не будучи лишенным способности самостоятельно думать, волею обстоятельств не испытывал в этом нужды. Их можно «разбудить», при­вить им вкус к размышлениям, к получению наслаждения от этого психического процесса.

 

Неустойчивые психопаты в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляют себя разбросанностью ин­тересов, невыполнением требований режима, их поведение мотивировано лишь стремлением к получению удоволь­ствия. Несмотря на то что у детей черты неустойчивости неспецифичны и носят физиологический характер, все же повышенная внушаемость, подчиняемость дурному влия­нию уже заметны. Они беззаботны, избегают школьных трудностей. У них слабо развиты воля и чувство долга. | Будучи неспособными заставить себя делать то, что нужно, они достаточно настойчивы в реализации сиюминутных желаний. Гонимые жаждой впечатлений, бродят по улицам, магазинам, катаются в общественном транспорте. Они про­стодушны, любопытны, доверчивы, охотно «за компанию» прогуливают уроки, курят, хулиганят, в 10-12 лет в компа­нии асоциальных приятелей начинают выпивать.

Подростки с неустойчивой психопатией собственно­го мнения и стойких интересов не имеют. Их стремления, взгляды, поступки диктуются лидером. Они общительны, но глубокие и стабильные привязанности им не свойствен­ны. Не терпят занятий, требующих усидчивости и кропотли­вого труда. Живут сегодняшним днем, стремясь наполнить его легкими удовольствиями. Легкомыслие, разболтан­ность и беспринципность неустойчивых обычно сочета­ются с добродушием; им несвойственно держать сложную интригу, вынашивать, таить и лелеять злой умысел. Если добродушие вполне совместимо с расхлябанностью, то зло всегда сосредоточенно (разгильдяи редко бывают не­годяями, и наоборот). Не имея, к сожалению, личностного стержня, принципов, собственных взглядов на добро и зло, не умея себя занять, неустойчивые личности совершенно не переносят одиночества и легко поддаются влиянию микро­среды. Слабовольные, они не способны к сопротивлению и послушно, не заботясь о собственной выгоде или поль­зе, следуют за складывающимися обстоятельствами или за другими людьми.

Социально-позитивное окружение способствует адапта­ции неустойчивого подростка. Слабоволие и трусоватость помогают ему удерживаться в рамках жестко регламенти­рованного режима, где он учится или работает под страхом наказания или возможных потерь. Те же черты вместе с лю­бопытством, жаждой ярких впечатлений и подчиняемостью делают его послушным орудием яркого лидера асоциальной группы. В поисках удовольствий и развлечений неустой­чивые психопаты наркотизируются, алкоголизируются, быстро деградируют и, ранее милые, приветливые, уступчи­вые, становятся грубыми, бессердечными, холодными.

Проблема бесхарактерности крайне серьезна с социально­прогностической точки зрения не только в отношении са­мой неустойчивой личности, но и для социума в целом, во-первых, потому что неустойчивых много, а во-вторых, потому что значительное число пьяниц, алкоголиков и нар­команов рекрутируется именно из этой среды.

Антисоциальные (бесчувственные, нравственно- дефектные, морально-тупые, анэтические) психопаты. Основной аномалией личностей этого типа является недо­развитие высших эмоций — альтруистических и этических. Это, по определению К. Шнайдера, бездушные психопаты, у которых изначально отсутствуют социальные эмоции, ре­гулирующие отношения в семье и обществе. С раннего дет­ства поражает отсутствие привязанности к близким, даже к матери. Болезни, тревоги, несчастья родителей их не тро­гают, тоски по дому они не испытывают, увещевания вос­принимают иронически; к товарищам, игрушкам, домашней обстановке теплых чувств не питают. Они бессердечны, им неведомы стыд, раскаяние, сострадание, чувства вины, долга, ответственности, благодарности, чести. Анэтические подростки дерзят и сквернословят в лицо взрослым. Не ис­пытывая ни к кому симпатий, они равнодушны к похвале и порицанию, лживы, причем лгут не во спасение и не для рисовки, а для сокрытия намерений, которые диктуются примитивными желаниями и эгоизмом. Они ленивы, не­способны к регулярному труду, безразличны к своему буду­щему. Даже при отсутствии непосредственно преступных намерений из-за моральной дефектности поступки их, как правило, антисоциальны. Они не желают считаться даже с минимальными удобствами других людей не потому, что воспитаны эгоистами, а из-за природного отсутствия сове­сти; педагогическому воздействию недоступны, так как нет никакой почвы для воспитательных влияний. Анэтический психопат при любых, даже самых благоприятных обстоя­тельствах поступит безнравственно, получая удовольствие от преступления как такового. В подростковом возрасте злоупотребляет алкоголем, наркотизируется, ворует, в се­мье не удерживается.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек и диагностируется в пубертатном возрасте, но главные ее чер­ты (эгоизм, стремление находиться в центре внимания, быть предметом всеобщего восхищения) заметны уже в дошколь­ном и младшем школьном возрасте. По Ясперсу, главный признак истероидной личности в том, чтобы «себе и другим казаться больше, чем есть в действительности, и переживать заметнее и сильнее, чем она на это способна». У истериче­ских детей бросается в глаза нечто поддельное, театральное, аффектированное. Они выставляют свои чувства напоказ, в зависимости от обстоятельств выглядят возмущенными, терпеливыми, самоотверженными, сокрушенными. С удо­вольствием выступают с чтением стихов, капризны, любят, чтобы их упрашивали, завистливы и ревнивы к чужому успе­ху. Добиваясь первенства в коллективе, интригуют, доносят, клевещут, умеют всех перессорить. Они экстравагантны в прическе, одежде, склонны к фантазиям. Не умея держать в узде воображение, выдумывают необыкновенные истории, в которых выступают в роли благородных героев или при­бегают к самооговорам, приписывая себе участие в бандах, алкоголизацию, прием наркотиков и пр. Фантазируя, буду­чи самовнушаемыми, увлекаются, легко вживаются в роль и иногда на короткое время могут поверить в свои фантазии. Инфантильность истероидов проявляется в способности вытеснять все неприятное, игнорировать реальность и до­воды здравого смысла. Истероидные психопаты часто ста­новятся фанатами эстрадных идолов, преследуют их своим вниманием, вмешиваются в частную жизнь. Вместо глуби­ны, искренности и постоянства чувств — экзальтированное обожание и поклонение, легко меняющиеся на равнодушие и злословие в адрес вчерашних кумиров.

Стремление к вниманию и признанию не является спец­ифически истерическим свойством, но у истероидных лич­ностей эта естественная общечеловеческая потребность гипертрофирована. Они используют все, что может стать источником внимания к их персоне, убедить окружение в их собственной значимости и оригинальности — близость к знаменитостям, осведомленность в скандалах и сплет­нях вокруг них, демонстрация увлеченности оккультными практиками, крайними направлениями в философии и ис­кусстве, — и способны сами «впечатлиться» своими не­стандартными талантами. Средством для привлечения внимания становятся эксцентричные манеры и поступки, шокирующие мнения и фальшивые слезы. Стремясь пораз­ить воображение, продемонстрировать нестандартность личности, безбожник подчеркнуто открыто носит атрибуты веры, истово крестится, идя мимо храма. Показная рели­гиозность проявляет себя демонстративным посещением духовников, церкви, стремлением быть на короткой ноге с высокопоставленными духовными лицами. За этим фаса­дом нет обычно ничего, кроме пустоты и тщеславия. Не умея быть самим собой, истероид надевает чужие маски, легко вживается в чужие образы — от ранимого сенситива до глу­бокомысленного шизоида. Под маской разочарованности в людях и скептического отношения к ценности самой жизни может скрываться вполне жизнелюбивый субъект.

Декомпенсирующим обстоятельством чаще всего ока­зывается недостаточное внимание или равнодушие к ним окружающих. На это они реагируют грубостью, демонстра­тивными уходами из дома, нарочито асоциальным поведе­нием. Желая вернуть утраченное внимание определенных лиц, прибегают к симуляции соматических и психических расстройств, суицидному шантажу и демонстративным суи­цидным попыткам.

Инфантильность, отсутствие цельности личности, соци­альная незрелость не обязательно являются препятствием для профессиональной и особенно семейной адаптации ис­тероидных психопатов. Некоторые из «ищущих признания» при исключительно благоприятных обстоятельствах доби­ваются огромных успехов в публичной деятельности, требу­ющей харизмы. Маска высокой моральности, как правило, сочетается у них с отсутствием моральных ограничений в практической деятельности.

Шизоидная психопатия проявляет себя отсутствием свойственной детям эмоциональной живости, слабостью инстинктов, влечений, опережающим речевым и интел­лектуальным развитием. Шизоиды поражают недетской рассудительностью, отвлеченными интересами (изучение транспортных потоков, карт, календарей). Задолго до шко­лы и нередко без помощи взрослых овладевают письмом и чтением. Сосредоточены на внутренней душевной жизни более, чем на вокруг происходящем. В связи с такими осо­бенностями другие дети к ним не тянутся, да они и сами не стремятся к сверстникам, прекрасно обходясь собственным обществом. Лучший собеседник — книга. Если они продук­тивны в интересующей их области (коллекционирование, изучение археологических древностей, вопросов астроно­мии, космогонии и пр.), то оказываются чрезвычайно инте­ресными для сверстников, что способствует их адаптации в школьной среде. Замкнутость, мечтательность, беспомощ­ность в практической жизни шизоидного подростка соче­таются с тонким реагированием на отвлеченные ситуации и холодностью к конкретным заботам и радостям близких. Плохая интуиция и недостаточная способность к сопере­живанию могут быть причиной неожиданных бестактных поступков. Тонкому, угловатому телу соответствует угло­ватая, холодная, резкая натура. В подростковом возрасте дезадаптирующими оказываются смена обстановки, обсто­ятельства, ущемляющие его индивидуальность, попытки вторгнуться в его внутренний мир (собрания с разбором персональных дел, турпоходы, необходимость публичной декламации стихов и т.п.). Шизоидные психопаты нередко отлично учатся, поражая учителей глубокими знаниями по частным вопросам, а в дальнейшем могут успешно работать в какой-либо узкой области, что способствует их социаль­ной адаптации.

Для эпилиптоидных психопатов характерны взрывча­тость, гневливость, конфликтность, мстительность, же­стокость, застревание на обидах, агрессивность. В детстве получают удовольствие, обижая младших, мучая животных. В препубертатном возрасте у части эпилептоидов проявляются черты гиперсоциальности: утрированное стремление к порядку, педантизм, чрезмерная аккуратность в ведении дневника, тетрадей и пр. Эпилептоидный характер заостря­ется в подростковом возрасте. Мышление, эмоции, мото­рика становятся вязкими и тугоподвижными. Инертность и медлительность перемежаются периодами дисфорий (злобно-тоскливого настроения с требующими разрядки внутренней накаленностью, душевным смятением, напря­женностью). Достаточно бывает самого мелкого повода для бурной аффективной вспышки, часто сопровождающейся агрессией, реже аутоагрессией и заканчивающейся простра­цией. Протекающий на фоне суженного или помраченного сознания патологический аффект, вынуждающий ставить вопрос о вменяемости, чаще встречается именно у эпилеп- тоидных личностей.

В группе сверстников эпилептоид стремится занять ли­дирующее положение, подчинить окружающих своей воле, используя самые брутальные средства вплоть до жестоких избиений. Страдания жертвы доставляют им чувственное наслаждение. Усиленное половое влечение приводит к сек­суальным эксцессам с садистической окраской. В состоянии опьянения злобны и агрессивны, склонны к употреблению наркотиков с целью получения удовольствия или для уси­ления действия алкоголя. Среди увлечений преобладают азартные игры, силовые виды спорта или требующие чрез­вычайной аккуратности поделки. К своим вещам бережли­вы. Заметна тяга к накоплению, обогащению. Причиненное им зло помнят так же хорошо, как и собственные благо­деяния. Характерная для эпилептоидов тяжеловесная ат­летическая конституция хорошо гармонирует с негибким, вязким, тяжеловесным характером и ощущением тяжести при общении с ними.

Подобострастие и льстивость по отношению к началь­ству и жажда власти с деспотическим стремлением под­чинять и унижать окружающих способствует адаптации эпилептоида в условиях жестко регламентированного ре­жима (служба в армии, пребывание в местах заключения). Стремятся занять какую-либо должность, пусть и неболь­шую, обожают форму со знаками различия, подчеркиваю­щими их начальственный статус. Каллиграфический почерк с завитушками, стремление к составлению и ведению вся­ческих журналов и графиков обеспечивает им должности старост классов и штабных писарей. Именно эпилептоиды многие месяцы компонуют и оформляют «дембельские» альбомы, сочетая эти занятия с измывательствами над солдатами-первогодками. Социальный аспект «дедовщи­ны» весьма серьезен. Прошедшие через унижение редко становятся свободными гражданами. Следует справедливо­сти ради заметить, что если бы армейская «дедовщина» су­ществовала только благодаря эпилептоидам, то она не была бы столь широко распространена и так глубоко укоренена. По-видимому, поддерживается она, среди других причин, и тем, что, во-первых, унижаемый частенько завидует унижа­ющему и мечтает им стать, и, во-вторых ко многим ощуще­ние своей силы приходит через жестокость по отношению к слабым и беззащитным. Что же касается непосредственно эпилептоидов, то получение лычек младших командиров в армии, лидерского или близкого к лидеру статуса в тюрем­ной камере вполне удовлетворяет их амбиции и способству­ет душевной гармонии.

Антисоциальные черты эпилептоидной личности созда­ют предпосылки для разных форм отклоняющегося и кри­минального поведения. В то же время часть эпилептоидных подростков благодаря преобладанию у них гиперсоциаль- ных черт (аккуратности, педантизма, исполнительности, подчеркнутой правильности поведения) неплохо адаптиру­ются и достигают успехов в обучении и освоении профессии.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры