Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Психопатии

Циклоидная психопатия рельефно проявляется в под­ростковом возрасте, когда становятся заметными нару­шения душевного равновесия с волнообразной сменой веселости и хандры. Именно в пубертатном возрасте неред­ко происходит превращение веселых оптимистов в мрачных пессимистов и наоборот — неуклюжий застенчивый ребе­нок становится блестящим, талантливым, остроумным юно­шей. Сменяющие друг друга подъемы и спады настроения продолжительностью от 2-3 дней до нескольких недель мо­гут остаться на всю жизнь, усиливаться весной или осенью. Аффективные колебания, свойственные циклоидной пси­хопатии как аномальной личности, как бы глубоки они ни были, не достигают психотического уровня. Психотический уровень, как ранее обсуждалось, — это новое качество, при котором веселость неомрачаема, а тоска непонятна. Стержневые особенности циклоидной личности (независи­мо от эмоционального фона) — естественность чувств, лег­кость в общении, откликаемость, дружелюбие — вызывают ответную симпатию.

У эмоционально-лабильных (реактивно-лабильных) психопатов, в отличие от циклоидных, настроение меняет­ся не беспричинно, но по самым незначительным поводам от беззаботного веселья до глубокого отчаяния много­кратно в течение дня. Любой пустяк приводит в уныние, и любой пустяк утешит. Из-за подвластности настроению и ситуации их система общения весьма неустойчива, а реали­зация социальных возможностей ограниченна. Серьезные неприятности, большие потери и разочарования могут вы­звать реактивные расстройства в виде депрессий и невроти­ческих состояний.

У описанных личностных типов характер теснее, чем у других, сцеплен с темпераментом и эмоциональным тоном. То же относится к эпилептоидным личностям.

Сенситивная психопатия. Ведущие черты характера у представителей этого типа личности — чрезвычайная рани­мость, впечатлительность, обидчивость, из-за которых им особенно трудно в младших классах, где они нередко ста­новятся объектом насмешек и преследований со стороны одноклассников. У них рано формируется чувство долга, ответственности. В подростковом периоде из-за свойствен­ного им комплекса неполноценности боятся публичных выступлений, тяжело и подолгу переживают упреки со сто­роны уважаемых ими людей. Для считающих справедливой формулу «в другом увидеть можно лишь то, что есть в тебе» понятна отзывчивость и чуткость сенситивных к чужим бо­лям и обидам. При наличии, конечно, изначальной добро­ты. Иногда они пытаются скрыть робость и застенчивость, надевая маску чрезмерной общительности и даже развяз­ности. Внешняя суровость или подчеркнутая суховатость нередко всего лишь форма защиты нежной и ранимой души. Крайне чувствительны к замечаниям, касающихся их внеш­ности, особенно при наличии даже малозаметного дефекта. Пытаются, чаще без успеха, компенсироваться именно в той области, где чувствуют свою слабость (занятия силовы­ми или опасными видами спорта и пр.). Нередко стремятся выполнять общественную работу, хотя фактическими ли­дерами не являются. К нарушениям поведения не склонны. Фобические неврозы, реактивные депрессии и параноиды нередко формируются на основе сенситивной психопатии. Глупцы среди сенситивных личностей, как и среди психасте­ников, — явление сравнительно редкое. Возможно, потому, что ранимым и обижаемым чаще приходится с грустью за­думываться о жизни. Способствуют этому врожденная их склонность к размышлениям и среда, обычно враждебная к слабым и «сильно умным».

При психастенической психопатии отмечаются вы­раженная склонность к тревожным опасениям и особая мнительность. Это именно априорная тревожность, не связанная с психотравмирующим опытом. Она может вы­ражаться в боязни темноты и одиночества, животных и людей, грозы и пр. Психастеники боятся нового, чрезмер­но волнуются о здоровье и благополучии близких и своем собственном. Особенно отчетливыми психастенические черты становятся при поступлении в школу, когда начи­нают предъявляться требования к чувству ответствен­ности. Неуверенность и сомнения в том, правильно ли он решил задачу или вел себя в той или иной ситуации, долго не оставляют психастеника и временами становятся му­чительными. То же относится и к намечаемым мероприя­тиям. Взвешивание доводов за и против, борьба мотивов занимают столь много места и времени, что дело так и не начинается. Психастеник предпочитает, чтобы решение за него принимали другие, но уж если оно принято, то стре­мится выполнить его скорее, так как ожидание не менее мучительно, чем необходимость принятия решения. К по­ловому созреванию тревожная мнительность усиливается, появляются ипохондричность, склонность к образованию навязчивостей. Навязчивыми становятся не только со­мнения и опасения, но и мысли, и действия, нередко при­обретающие характер защитных ритуалов. Психастеникам свойственны аккуратность и приверженность к порядку и режиму, они исполнительны, но самостоятельная деятель­ность, тем более ответственность за других, может быть причиной декомпенсаций. Склонность к самоанализу и самокопанию, к размышлениям на метафизические темы заставляет подростка-психастеника ставить перед собой вопросы о смысле жизни, анализировать другие абстракт­ные категории. Несоответствие между идеалами и действи­тельностью может привести к глубокому разочарованию в жизни и попыткам ухода из нее. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, чрезмерные ожи­дания родителей и неспособность оправдать их могут стать у подростка-психастеника звеньями механизма развития невроза навязчивых состояний, ипохондрического невроза, психосоматических заболеваний.

Основные типы психопатий у детей и подростков наиболее удобно представить, опираясь на классификацию П.Б. Ганнушкина.

Гипертимные психопаты, тесно связанные с живым сангвиническим темпераментом, отличаются постоянно повышенным настроением, энергичностью, предприимчиво­стью. Имея неплохие способности, учатся неважно, так как внимание их неустойчиво, а интересы разбросанны. Из-за отсутствия целеустремленности и прогулов знания поверх­ностны, на экзаменах зачастую терпят крах. Они общитель­ны, добродушны, самоуверенны, задиристы и вспыльчивы, но отходчивы и не злопамятны. Это неугомонные самона­деянные оптимисты, стремящиеся к лидерским позициям среди сверстников, склонные к риску и авантюрам, ини­циаторы шалостей и проказ. Кипучая энергия, стремление вмешиваться в чужие дела, недостаточная деликатность приводят к конфликтам. Им тесно в узких рамках школь­ного (или другого детского учреждения) режима, и в поис­ках места приложения своей энергии они легко примыкают к асоциальным компаниям. Имеющие вкус к криминалу нередко становятся предводителями подростковых шаек. Мелочный домашний контроль вызывает у них стремление освободиться от чрезмерной опеки вплоть до ухода из дома. Рано пробуждающаяся сексуальность, дефицит моральной щепетильности, непостоянство симпатий и привязанностей обусловливают раннее начало беспорядочной половой жиз­ни. В асоциальной компании они приобщаются к алкоголю. Синтонные, нередко обаятельные и остроумные, с первых минут общения привлекают собеседника, но прячущая­ся за внешним блеском поверхностность, общительность, переходящая в чрезмерную болтливость и амикошонство, необязательность и самомнение приводят к скорому к ним охлаждению окружающих. Склонность ко лжи и хвастов­ству сближает их с истероидными личностями, а отсутствие выдержки в учебе и работе, стремление к развлечениям — с неустойчивыми. Невинные болтуны при наличии само­мнения и раздражительности превращаются в несносных спорщиков, вспышки гнева которых весьма напоминают по­ведение эксплозивных психопатов.

Несмотря на то что общительность считается одним из стержневых радикалов гипертимной личности, ресурс их общительности распылен, рассеян по многочисленным кон­тактам, и по глубине они уступают тем же шизоидам, кото­рые в общении хоть и избирательнее, но проникновеннее. И что такое общительность в принципе — количество обще­ний или их глубина?

Гипотимные (депрессивные, минорные) психопаты встречаются значительно реже, чем гипертимные. Они обра­щают на себя внимание задумчивостью, робостью, плаксиво­стью, сниженным эмоциональным фоном. Это пессимисты, не умеющие простодушно радоваться и не видящие поводов для веселья. Пессимизм гармонично сочетается с мизантро­пией. Жизнь они воспринимают как страдание, а счастье — лишь временное от него избавление, «...в страдании своем каждый одинок, люди жестоки, эгоистичны, ограниченны и зловредны... завтра будет еще хуже, чем сегодня, пока не на­ступит самое худшее» (А. Шопенгауэр). Особенно ярко ми­норные черты проявляются в пубертатном возрасте, когда у ранее веселого и общительного ребенка наступает внутрен­ний разлад. Гипотимы острее и болезненнее других реаги­руют на неприятности. Успех не вселяет надежды. Склонны видеть теневые стороны жизни, сомневаются в ценности и смысле бытия. Мрачное расположение духа скрывают за внешней веселостью. В камерной обстановке среди близких людей они оживляются на время, но, оставшись в одиноче­стве, вновь погружаются в привычное состояние хандры и размышлений о человеческом несовершенстве, суетности и бесцельности существования. Невысоко ценят жизнь, которая всего лишь «...эпизод, бессмысленно нарушаю­щий блаженство и покой небытия», и легко с нею расста­ются. Интересно, что первично: свойственные гипотимным личностям «задумчивость», склонность к размышлениям приводят их к пессимистическому мировоззрению, или пер­вично сниженный эмоциональный тон располагает к разду­мьям (а думающие, как известно, редко бывают большими оптимистами)? Неуверенность, нерешительность, тревож­ность сближает их с психастеническими личностями.

Патогенез психопатий изучен недостаточно. Э. Крепелин считал, что в основе их лежит частичная задержка психи­ческого развития (парциальный инфантилизм). Психо­патическая конституция, дисгармония темперамента и характера проявляют себя детскостью, незрелостью пси­хики — некритичным мышлением, повышенной внушаемо­стью, неуравновешенными эмоциями, слабоволием. Исходя из положения, что психопатия — это следствие врожденно­го дизонтогенеза нервной системы, Г.Е. Сухарева очерти­ла три типа дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий. Задержанный тип является источником дисгармониче­ского инфантилизма. Для него характерно недоразвитие воли; особенности детской психики утрированы, вообра­жение и фантазии преобладают над реальным. Этот тип лежит в основе истероидной и неустойчивой психопатий. Искаженный (диспропорциональный) тип, при котором имеет место задержка в созревании одних механизмов личности при ускорении созревания других (асинхрония развития) лежит в основе гипертимной, шизоидной, психа­стенической психопатии. Поврежденное развитие является базой для так называемой органической психопатии.

Распространенность психопатий составляет примерно 15 на 10000 данного возраста, причем у мальчиков они встре­чаются вчетверо чаще, чем у девочек.

В соответствии с большим разнообразием нормаль­ных характеров описывается множество их патологиче­ских вариантов. С начала прошлого века предпринимались многочисленные попытки их систематизации. В нашей стране с 1930-х годов широко используется классифика­ция психопатий П.Б. Ганнушкина, сочетающая формы из группировок Э. Крепелина и К. Шнайдера с формами, опи­санными Э. Кречмером. Ценность группировок Э. Крепе­лина, К. Шнайдера, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина не в них самих, но в прекрасных описаниях личностей, благодаря ко­торым клиницисты-практики за терминами-обозначениями (шизоид, эпилептоид и т.д.) понимают примерно одно и то же и могут говорить на одном языке.

Невысокая популярность диагноза «психопатия» у детей допубертатного возраста объясняется тем, что, по мнению многих, характер ребенка находится в становлении, а сам диагноз стигматизирует в психиатрическом плане. И все же нет оснований сомневаться в существовании у детей свя­занных с конституциональной предрасположенностью ано­малий характера, то есть таких его свойств, которые нельзя объяснить ни кризами психического созревания, ни дурны­ми влияниями, ни реакциями на психотравмы, ни энцефало­патиями. В раннем детстве типологическое разграничение психопатий затруднительно. Начиная со школьного возрас­та, несмотря на тенденцию к сочетанию у юных психопатов отдельных аномалий, уже можно уловить доминирующие черты характера, позволяющие дать типологическую харак­теристику личности в целом.

Характерологические сдвиги у психопатов могут быть аутохтонными и ситуативными, и именно это имеет в ви­ду П.Б. Ганнушкин, говоря о конституциональном и си­туационном типах психопатического развития. То есть, по П.Б. Ганнушкину, психопатическое развитие — это эволю­ция психопатической личности, а по O.K. Кербикову, это движение по пути к психопатии, названное им патохарак­терологическим развитием. Термином «патохарактерологи­ческое развитие» или «патологическое развитие» личности лучше не пользоваться, во-первых, потому что самим тер­мином ребенок или подросток автоматически погружается в область патологии, а во-вторых, потому что критерии диа­гностики того, что называется патохарактерологическим развитием, далеко не бесспорны, границы психопатий ис­кусственно расширяются, и, как следствие, диагноз «крае­вая психопатия» в 80-е годы прошлого века ставился вдвое чаще, чем в 60-е. Последнее может быть объяснено, кроме тогдашней модности диагноза, отсутствием четких диагно­стических критериев патохарактерологического развития и краевой психопатии, неоправданным их расширением, в связи с чем в область патологии включалось то, что ею, воз­можно, не являлось.

Развитие (динамику) психопатий, как и развитие характе­ра, следует понимать не как приобретение новых, в том числе патологических свойств, а как заострение уже имеющихся, а при психопатических кризах (декомпенсациях) и проис­ходит углубление, утяжеление психопатических свойств. Аутохтонные или ситуативно обусловленные характероло­гические сдвиги (декомпенсации) проявляются тем, что еще более очерченной становится дисгармоничность психики. На передний план выступает психическая и социальная незрелость, поведение не корригируется. На фоне утраты критической оценки, тотальной дезадаптации и практиче­ской беспомощности могут наблюдаться состояния воз­буждения, астения, расстройства настроения (дисфории, депрессии), сверхценные переживания с кататимностыо мышления, то есть развиваются субпсихотические состоя­ния. Окружающая среда организуется психопатом так, что становится для него источником постоянных конфликтов, то есть декомпенсирующим фактором. В любой среде пси­хопат ищет и находит раздражающие моменты, к которым он особенно чувствителен, перестраивает свою среду так, чтобы она обеспечивала необходимые ему раздражители. Таким образом, вольно или невольно психопат стремится к декомпенсациям, по крайней мере, не старается их избегать.

Согласно определению К. Шнайдера, психопат страдает от своего характера сам и (или) заставляет страдать от него других. Психопатическое поведение есть результат пребы­вания психопата в согласии с собой, со своим характером. Идя на поводу у побуждений, поступая в соответствии с характером, находясь в гармонии со своей природой, психопат лишь в малой степени сожалеет по поводу по­следствий своих поступков. Для личности, у которой эмо­ции главенствуют над рассудком (а это корневое свойство любой психопатии), процесс важнее результата. Говоря о «страдании» психопата от своего характера, следует иметь в виду объективную невыгодность для него его поведения. Страдание психопата скорее объективно, чем субъектив­но. Субъективные мучения, совпадающие с объективной невыгодностью психопатического поведения, свойствен­ны в основном склонным к рефлексии и самобичеванию психастеникам, тревожным и сенситивным личностям. Ну и для близких жизнь рядом с психопатом — безусловно, страдание.

В поисках истоков социально-личностной направлен­ности, а в широком смысле — личностной «доброкаче­ственности» не следует забывать, что индивидуальная восприимчивость к вносимым извне этическим положениям у разных людей существенно различается, и это серьезный довод в пользу ее биологической детерминированности. Почему у очень многих, даже рано усыновленных, отказ­ных детей плохой социальный прогноз? На воспитательный призыв нужно иметь, чем откликнуться. В процессе вос­питания реализуются заложенные потенции. Если таковые отсутствуют, та же совесть, например, то ее и не разбудить, возможна только дрессировка. Воспитание взывает к сове­сти, и на этой основе выстраиваются отношения с миром; дрессировка больше полагается на страх. В неспособности любить, сочувствовать, стыдиться, угрызаться совестью проявляют себя родительские гены, и хорошая среда па­сует перед плохой генетикой. Нравственный дефект имеет биологический фундамент, и в слове «выродок» слышится не только моральное осуждение, но и констатация биоло­гической деградации. Народная мудрость насчет яблока и яблони имеет массу подтверждений и в жизни, и в психиа­трической практике.

Я думаю, что и эстетические пристрастия определяются не только средой (временем, окружением), но и опираются на некие, как говорил Крепелин по другому поводу, предуготованные механизмы. Модернизм и авангардизм как во­площение разрыва с академической традицией наверняка ближе либералу и космополиту, нежели консерватору и почвеннику. Иначе говоря, человек не чистая доска, на ко­торой можно писать все что угодно; он выбирает из пред­лагаемого средой лишь то, с чем он готов жить, находясь в согласии с самим собой, со своей природой.

П.Б. Ганнушкин, отдавая должное влияниям среды, от­водил ей роль моделирующего, но не создающего психо­патию фактора и резко отрицательно относился к термину А.К. Ленца «социопатия», рассматривавшего психопатию как продукт социальных влияний. На необходимость от­граничения психопатий от модельных обратимых состоя­ний, включающих педагогически и социально запущенных, так называемых «трудных» детей указывали Е.А. Попов и С.С. Мнухин.

Как отличить «трудного», семейно и социально запу­щенного ребенка или подростка, воспринявшего моду поведения антисоциального окружения, от психопата?

Приблизительная дифференцировка возможна в попереч­нике. У социально запущенного в речи и манерах заметен улично-тюремный налет. Психопат не так нагл, далеко не всегда вульгарен. Он более «номенклатурен», то есть в нем высвечивается конкретный психотип. В большой степени поможет помещение в благоприятную среду и время. Со временем в нормальной обстановке «трудный» и запущен­ный ребенок постепенно оттаивает и становится все более социально приемлемым, все меньше звучат речевые и по­веденческие стереотипы антисоциальной среды, все больше проявляется личностно-доброкачественное, если, конечно, совесть была заложена в его генетическую программу или если он изначально не был психопатом. В этом случае бес­сильной окажется самая здоровая среда. Психопата впереди обязательно ждут аутохтонные или ситуационно спрово­цированные декомпенсации. Причины его дисгармонии с окружающим миром имеют внутренний характер, в то вре­мя как у «трудных» и запущенных их следует искать и видеть именно в несовершенстве мира, то есть они по отношению к личности чаще внешние. Надо полагать, что какую-то часть асоциальной и антисоциальной среды составляют прирож­денные, можно сказать, конституциональные бродяги и жу­лики, находящиеся в полной гармонии со своим образом жизни и промыслом. По всей вероятности, это психопа­тические личности, и в этих случаях никакие воспитатель­ные воздействия перспективы не имеют. Варлам Шаламов, много общавшийся в колымских лагерях с бывшими коло­нистами макаренковских трудовых коммун, сокрушался по поводу того, что «жульническая кровь неистребима»

Отмечая большую динамичность (обратимость) приоб­ретенных или краевых психопатий, О.В. Кербиков подчерки­вал необходимость разграничения их с непатологическими личностными искажениями, но четких дифференциально­диагностических критериев предложено не было. Десоциа­лизация личности, обусловленная средовыми влияниями, при которой поведение определяется примитивными влече­ниями и навязанными этой средой шаблонами, действитель­но обратима при перемене условий жизни. Поведение этих подростков соответствует условиям и требованиям сре­ды, которая их окружает и обеспечивает выживание в ней. Свойственный социальной и педагогической запущенности признак обратимости кладется в основу концепции нажитой психопатии. Таким образом, краевая психопатия от ядер- ной (истинной) отличается принципиально (отсутствуют признаки врожденности и стабильности), в то время как от социальной запущенности практически неотличима. Оба фе­номена сформированы средой. Проявляя себя повсеместно, несут страдания окружающим, оба выносят на социальную обочину, оба обратимы. Диктуемые средой поведенческие стереотипы не являются, на мой взгляд, ни психопатообра­зующими, ни характерообразующими. Характер и стиль по­ведения не должны отождествляться. Граница между ними вполне различима. Что касается свойственной психопатам гипертрофированности личностных проявлений, «наруша­ющей социальную гармонию» и т.п., то об относительности и приблизительности оценивающих личность и поведение социологических критериев речь уже шла.

Обосновывая выделение нажитой психопатии, О.В. Кербиков упоминает работы Мишо, Жоли, Эйе, Дюблино, Рейха, Биндера, Вебера, описавших у детей и под­ростков личностные реакции имитации, оппозиции и так называемые бессимптомные неврозы или невротические характеры, находящиеся на границе неврозов, психопатиче­ских личностей и психозов. О.В. Кербиков видит в этих яв­лениях переход от невроза к психопатическому характеру и выводит идею о реактивном формировании патологических черт характера как этапа на пути к психопатии. По-моему, описанные французскими и швейцарскими авторами реак­ции оппозиции, имитации, возмущения, госпитализма, так называемые неврозы характера не создают характер, а явля­ются по отношению к нему вторичным (привнесенным) наслоением и не должны с ним (характером) отождествляться. Жизнь человека в мире людей целиком состоит из его реак­ций на окружающих и реакций окружающих на него самого. И через эту жизнь человек проходит со своим характером, весьма жесткой и стабильной личностной составляющей, достаточно устойчивой к ситуационным воздействиям. Будь иначе, человек представлял бы собою аморфное, ли­шенное индивидуальности, постоянно меняющееся и не­прогнозируемое существо.

Ситуативно обусловленные реакции и состояния не тож­дественны характерологическому сдвигу, далеко не всег­да являются болезненными и рассматриваться в качестве этапа формирования характера, его новых, патологических свойств не должны.

Возвращаясь к вопросу о влиянии среды на формирова­ние личности и, в частности, на формирование характера, считаю такую возможность призрачной. Миллиарды лет эволюции органического вещества создали человека — немыслимой сложности биологическую структуру, на­деленную психикой и во многом благодаря ей прекрасно приспособленную для жизни на планете и в социуме. Трудно представить, чтобы мудрая природа, сумев создать самое совершенное и непостигаемо сложное — психику, допу­стила возможность вмешательства в этот процесс, сделала психику и, в частности, характер уязвимым и податливым к воздействиям на него таких небиологических (я подчерки­ваю — небиологических!) факторов, как социальный строй, воспитание или удары судьбы. Не нужно смешивать влия­ние среды с самим фактом жизни среди людей. Становление личности и разума невозможно без общения с людьми, но качества ума и личности от конкретных обстоятельств жизни зависят мало. Другое дело, если среда воздействует не на психику, а на сому, на плоть, так сказать. Избиения и пытки, холод и голод разрушают в человеке то, что делает его личностью — достоинство и жертвенность, разборчи­вость в средствах и брезгливость в фигуральном и букваль­ном смысле. Жесткое биологическое воздействие способно снять цивилизационные запреты и культуральные табу, вы­нудить к поступкам, которые человек, возможно, никогда бы не совершил при любом психологическом давлении.

Истоки бытующих доныне преувеличенных, с моей точ­ки зрения, представлений о роли социального в происхо­ждении психических расстройств вообще и психопатий в частности, следует искать в атмосфере, царившей в науке и обществе с начала 30-х годов прошлого века. Очевидно, что перекос в сторону большей значимости социального связан не только с тотальным изгнанием генетики из советской науки, но и с жесточайшим давлением социалистической идеологии с использованием пропагандистского и репрес­сивного аппарата по созданию нового советского характе­ра, «выработке коммунистического человека» (Н. Бухарин) условиями советской действительности. Впрочем, первое вытекало из второго. Не в последнюю очередь отсюда, я ду­маю, торжество в советской психиатрии доктрины о нажи­той или краевой психопатии.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры