Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
- Категория: Беседы о деонтологии
Простой, деликатный и обходительный, он не терпел лжи среди медицинских работников и считал ее хуже незнания. За любую ложь любой провинившийся в его больнице должен был отдавать в пользу больницы дневную зарплату (будь то санитарка или старший ординатор). Он ненавидел пьянство, трезвость была одним из условий приема на работу. Этот человек повел активную борьбу против посредственности и бездарности в медицине, к чему недоброжелательно отнеслись и власти и медицинская корпорация.
Судьба его сложилась трагично. Повторилась обычная история. Сплотившиеся в общем чувстве ненависти и зависти коллеги одолели в конце концов Гааза, как писал об этом крупнейший юрист и общественный деятель, исследователь деятельности этого человека. академик А. Ф. Кони. Ему пришлось отказаться от должности главного врача Москвы. «На фоне таких сверкающих личностей, как хирурги Н, И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев, терапевты М. Я. Мудров, Е. О. Мухин, знаменитый зоолог К. М. Бэр и им подобных, совершенно затерялась скромная фигура в потертом сюртуке с оттопыренными карманами, в которых всегда лежали либо деньги, либо яблоки для очередного заключенного. Деятельность Газа не получила никакой официальной поддержки при его жизни. Для тюремного начальства он был весьма неудобным человеком, пытающимся нарушить раз и навсегда установленный порядок. В официальных церковно-чиновничьих кругах Москвы за ним укрепилось прозвище - «утрированный филантроп». Когда Ф. П. Гааз умер, то был вскоре забыт. Память о докторе Газе исчезла значительно быстрее, чем истлели его кости», так писал в своей книге В. А. Фролов.
Умер он в 1853 году, в нищете. После кончины Гааза в его комнате ( а жил он при этой же больнице), нашли лишь старую астрономическую трубу. Ночами Федор Петрович любил смотреть в звездное небо, он верил, что где-то есть миры, где люди живут по справедливости! В народе называли его «святой доктор». За его гробом шла двадцатитысячная толпа москвичей. Так православная Москва прощалась с великим Доктором, который был католиком !
… Похоронен он был за счет полиции. Не в богатстве материальном видел он ценность жизни. Поистине, как говорили древние, лишь то ценно в жизни, что ни отнять, ни купить нельзя.
Он не видел различия в национальности или вере. Перед ним был только человек. Больной, страдающий человек.
Через 50 лет на его могиле, во дворе той самой больницы, в Мало - Казенном переулке, на народные деньги был поставлен памятник. На невысоком постаменте стоит улыбающийся старик и начертаны слова библейской заповеди, которые были девизом всей его жизни:
«Торопитесь делать добро»!
- Категория: Беседы о деонтологии
Большие люди, ушедшие из жизни, продолжают своим примером действовать как живые. Сначала о них повествуют очевидцы, потом о них живет предание, затем наступает для них история и, наконец, их образ запечатлевается в бронзе.
А.Ф.Кони, известный русский адвокат, академик.
Слава политиков недолговечна, она зависит от эпохи, от политической конъюнктуры. Кумиры, которых десятилетиями обожествляли, им поклонялись миллионы, сегодня развенчаны, многие просто забыты, их сохранившиеся памятники глядят на нас с немым укором как напоминание о наших заблуждениях…В отличие от них люди, которые посвятили себя служению высоким идеалам, остаются в памяти людской вне зависимости от политического климата. Среди них немало представителей нашей, самой гуманной профессии. Назовем только нескольких из них. Они, действительно, достойны быть примером для подражания.
В марте 1853 года, вечером в камерах многих тюрем России, к удивлению начальства, зажглись свечи. Пришла по этапам тревожная весть: умер врач Федор Петрович Гааз. Каким же он был, доктор Гааз, что за человек, почему одни считали его святым доктором, а другие – утрированным филантропом? Почему больные видели в нем замечательного врача и защитника, а власть не могла терпеть его за строптивый характер и за то, что ему до всего было дело.
Врач Фредерик Иозеф Петер Хааc, выходец из Германии, (в русском варианте – Федор Петрович Гааз). Он прибыл в Россию богатым человеком. Все свои средства расходовал на улучшение содержания заключенных, больных, неимущих, о нем ходили легенды. Добиваясь «милости» от чиновников, он вынужден был давать взятки, а иногда становился перед ними на колени! И надо сказать, что ему (одному человеку!) удалось добиться многого, особенно, в вопросах улучшения содержания заключенных.
Двадцать лет …(!) он требовал отмены орудия унижения узников под названием «прут», к которому приковывали вперемежку мужчин и женщин, детей и стариков, и если по дороге кто-нибудь из несчастных даже умирал, труп приходилось тащить до ближайшей почтовой станции. И, в конце концов он добился своего! Доктор Гааз добился того, что кандалы стали обшивать кожей, чтобы не травмировать тело каторжанина. По преданию, он сам сконструировал облегченные кандалы и прошел в них длительное расстояние, чтобы ощутить, как будет чувствовать себя каторжанин. Эти облегченные кандалы заключенные называли «гаазами». Он добился отмены бритья половины головы женщинам-политзаключенным, а жены и дети, которые следовали за своими родными на каторгу, стали получать теплую одежду и пищу. И это только незначительная часть, «малая толика» того, чего он добился. В архивах сохранилось 287 (!) его прошений об облегчении участи ссыльных и их детей.
В 1826 году Федор Петрович предложил организовать в Москве скорую помощь, резонно полагая, что смерть иногда наступает «от не вовремя поданной помощи или от полного ее отсутствия». В подтверждение своих слов он представил Московской медицинской конторе полицейские данные о скоропостижно умерших в Москве за 1825 год: «Всего в течение года – 176, в том числе от апоплексического кровомокротного удара вследствие грудной водяной болезни – 2. Поэтому он ходатайствовал «об учреждении особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи». Генерал-губернатор г. Москвы, князь Д. В. Голицын, к которому обращался Федор Петрович, всякий раз отвечал, что «затея эта излишняя и бесполезная, так как при каждой полицейской части есть уже положенный по штату лекарь».
Только в 1844 году ему удалось открыть в Москве больницу для приема поступающих «по внезапным случаям … и для лиц, подобранным на улице в бесчувственном состоянии». Простые люди назвали эту больницу гаазовской. Доктор Гааз стал настоящим воспитателем медицинского персонала, требуя от врачей высокого профессионального искусства и полной отдачи делу, которому они служат. Федор Петрович полагал, что научная работа должна быть тесно связана с практической деятельностью, помогать врачу стать в его деятельности на более высокую ступень. Его энергичная деятельность стала тревожить коллег, привыкших к спокойствию и рутине.
- Категория: Беседы о деонтологии
В Киевской Руси в XI – XII веках развивалась высокая самобытная культура. Одновременно с общей культурой стала развиваться и медицина. В крупных торговых ремесленных центрах появилась профессия «ЛЕЧЦА». Слово врач, известное в русском языке уже в XI веке, происходит от слова «ВРАТЬ». Но тогда оно означало не лгать, а говорить. Врач – это человек, умеющий заговаривать, лечить силой слова. Заимствованная из Византии православная религия повлияла и на развитие древнерусской медицины. В период войны русского народа с монголо-татарскими поработителями заявила о себе монастырская медицина, основанная по примеру Византии. Врачи-монахи лечили больных, оказывая помощь не только знати, но и простым киевлянам и приходящим богомольцам. Излеченных богомольцев на некоторое время оставляли при монастыре, чтобы они могли «отработать» за оказанную им помощь. Но если врачи лечили за плату, то в случае неудачи расправа могла быть жестокой, вплоть до смертной казни. В 1700 году боярин Салтыков умер после лечения слугой Алексеем Каменевым, который дал своему господину большую дозу ядовитого снадобья. По требованию Аптекарского приказа была произведена экспертиза трупа, затем вышел указ «О наказании незнающих медицинских правил и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больному». Ответственность врача за неблагоприятный исход лечения была узаконена Петром I в Морском уставе.
В XIX веке вопросам медицинской деонтологии большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист первой трети XIX века М. Я. Мудров учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относится к больным. Ему принадлежат замечательные слова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку»
Анализируя клятву Гиппократа, он пришел к выводу, что она может быть кодексом поведения для врача и в России. В Москве в 40 – 50 годы 19 века этическим воспитанием молодых врачей занимался Ф. И. Иноземцев. На свои средства он организовал «Московскую медицинскую газету», в которой освещались проблемы морального воспитания русских врачей. Он же организовал в Москве Общество русских врачей, где обсуждались вопросы врачебной деонтологии. Его стараниями в Москве была открыта поликлиника (под эгидой Общества), где лечили бесплатно всех.
Придавая значение возрождению нравственных устоев российского врача, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство науки, высшей школы России в 1992 году опубликовали «Обещание врача России», в основу которого были положены тексты знаменитой древней «Клятвы Гиппократа». Это первый документ после 1917 года, призванный возродить нравственные, общечеловеческие ценности (см. приложение 2).
Иногда задают вопрос, почему величественное, торжественное слово «клятва» было заменено менее впечатляющим, менее обязывающим словом «обещание»? Думается, ответ связан с последствиями коммунистической идеологии, для которой слово «клятва» уж больно носило религиозный оттенок. А слово «обещание» как-то привычнее, хотя, по моему мнению, «души» в нем меньше.
- Категория: Беседы о деонтологии
Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный), т.е. учение о должном поведении, поступках, образе действия, связан с именем английского священника Бентама (XVIII в.), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание.
Применительно к врачебной деятельности в сочетании со словами «медицинская» или «врачебная», термин «деонтология» очень скоро стал обозначать комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач, т. е. морально-нравственный компонент его деятельности, как совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие врачебного долга.
О значении деонтологии хорошо сказал академик А. Ф. Билибин: «Врачебная деонтология – это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки».
Тем самым видный советский клиницист подчеркивает, что деонтологический компонент врачебной подготовки является центральным, стержневым, заветным, определяющим уровень и конечный успех врачебной деятельности, успех врачевания.
Представление об исключительной важности всего комплекса вопросов деятельности врача сложилось еще в древние времена, за тысячелетия до появления термина «деонтология». Это и высказывания врачей древнего мира и их заветы, дошедшие до наших дней, например, знаменитая «клятва Гиппократа», связанная, прежде всего с комплексом моральных вопросов, имеющих для врача особенное, решающее значение.
Медицинская деонтология определяет поведение врача в процессе его деятельности, стратегию и тактику врачевания. Она так же стара, как стара медицина. Наиболее выдающиеся древние сочинения, посвященные деонтологии: «О природе жизни» - китайского врача Хуан Ди Немцзиня, «Наука о жизни» - древнеиндийского врача Сушруты, «Наставления» и «О враче» - Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Авиценны.
В древнем индийском трактате по медицине «Чара-Самхита» приводятся требования к врачу: самоотверженность, скромность, постоянная забота об улучшении здоровья людей. По этим канонам врач даже ценой собственной жизни обязан отстаивать жизнь и здоровье больного. Сушрута отмечал еще, что врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко стриженую бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. За неудачное лечение врача штрафовали.
В кодексе древнего вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 до н. э.) требования к врачу были суровые: если свободный гражданин (не раб), умирал после вскрытия нарыва врачом, его лишали правой руки. Легенда говорит, что братья Козьма и Демиян, жившие в Сирии в III веке до н. э. пересадили ногу негра белому человеку. В Лувре находится картина, изображающая двух врачей и белого пациента с черной ногой. Пациент погиб. По приказу царя Диоклетиана врачей казнили отсечением головы. Впоследствии их возвели в ранг святых, покровителей хирургии. Некоторые авторы излагают иную версию деятельности этих святых, так в брошюре «Акафист святым бессребреникам Косме и Дамиану», изданной Екатеринбургской епархией в 2003 году, о пересадки ноги негра белому человеку не упоминается.
А еще можно вспомнить не утвержденное законодательно, но существовавшее на уровне традиций, шествие врача за гробом (или даже впереди гроба), если больной погиб по его вине.
В древней Элладе высоко ценили труд врача. В «Илиаде» Гомера есть такие строки: «Стоит многих воителей один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством».
Родоначальник научной медицины - древнегреческий врач Гиппократ. Он родился на острове Косс в 460 году до н. э. Он не только дал ряд ценных советов, но и фактически написал первую страницу летописи деонтологии. Эта книга пишется всеми последующими поколениями врачей в течение 24 веков. В Древней Греции высоко ценили врачей. Аполлона считали врачом богов, Асклепий (у римлян Эскулап) был богом врачебного искусства среди людей. Свое отношение к медицине Гиппократ выразил так: «…и все, что ищется для мудрости, все это есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо для жизни».
В древнем Риме жил и работал знаменитый врач Авл Корнелий Цельс, который начал свою врачебную карьеру врачом гладиаторов. Он призывал врачей неустанно трудиться во имя больного человека, не зависимо от его материального и общественного положения. Врач древнего Рима Гален с возмущением писал о коллегах, роняющих честь и достоинство профессии. Знаменитому врачу Востока периода раннего средневековья Абу –Али ибн–Сина (Авиценне) принадлежат слова: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
Кстати,погода в Киеве чрезвычайно хороша.
В двадцатом веке вопросы деонтологии стали обсуждать и на международных форумах. На II всемирном конгрессе по деонтологии в Париже в 1967 году к клятве Гиппократа было сделано дополнение: «Клянусь обучаться всю жизнь».
- Категория: Беседы о деонтологии
Готовя второе издание, я вспомнил о предложении, которая заместитель министра здравоохранения Свердловской, области Диана Олеговна Михайлова высказала в своем отзыве на первое издание этой книги: «Еще большую ценность брошюре могли бы придать положительные примеры деятельности врачей сегодняшнего дня, а также мнения о работе скорой помощи молодых врачей и студентов, которые являются настоящим и будущим здравоохранения Свердловской области».
В этой фразе, кроме непосредственного отзыва о книге, просматривается еще один важный момент, заслуживающий внимания: видение руководителем областного здравоохранения роли скорой помощи и роли студентов и молодых врачей в реализации укрепления и развития этой службы, как наиболее действенного звена догоспитального этапа в сегодняшней ситуации.
Однако, чтобы не оказаться в плену субъективизма, я решил вопрос о достойных представителях современной медицины, оставить на усмотрение тех, кто придет нам на смену. Правомочно поставить вопрос, а по каким критериям мы должны оценивать вклад того или иного человека ? Интересный вопрос задала на заседании студенческого кружка одна студентка. (После того, как она же сделала сообщение о деятельности доктора Ф. П. Гааза): «Разве обязательно приносить в жертву свое благосостояние, состояние семьи, вообще лишать себя семьи, детей? Обязателен ли этот аскетизм ? Может быть достаточно честно, с душой выполнять свою работу, свой врачебный долг, иметь доброе сердце, сострадать тем, кто в этом нуждается. Разве этого мало ?» Действительно, ведь это как раз то, о чем говорил наш Великий коллега, Антон Павлович Чехов, предупреждая нас, как не стать «интеллигентным бревном».
Кстати, люди, о которых я говорил в этой книге, обладали как раз качествами, присущими представителям нашей профессии. И мне вспомнился еще один человек, о котором я не рассказал в первом издании. Юрий Эммануилович Соркин (1933 – 1997). Наш соученик, способный хирург, педагог, известный историк медицины Урала, филателист, краевед, кандидат медицинских наук. Именно он помог установить дату основания скорой помощи в нашем городе, благодаря чему, мы лучше узнали свою историю. Юра рассказал нам о многих уральских врачах, которые жили задолго до нас. Целая книга посвящена врачебной династии Миславских. Поэт Марк Луцкий в 1995 году посвятил автору упомянутой книги такие строки:
ЕЕ РОЖДАЛ ИСТОРИК В МУКАХ АДСКИХ,
НО РАСТОПИЛ ЗАБВЕНЬЯ ТЯЖКИЙ ЛЕД:
ВРАЧЕБНАЯ ДИНАСТИЯ МИСЛАВКИХ
СТАРАНИЯМИ СОРКИНА ЖИВЕТ !
Что же касается бескорыстия Юрия, то мне доподлинно известно, что он не только не имел никакого дохода от своих книг, больше того, для их издания он ходил по лечебным учреждениям, буквально с «шапкой по кругу», выпрашивая у руководителей деньги на издание, а в конце книги не забывал поблагодарить своих «меценатов». Иногда в конце книги можно было встретить такую фразу: «Книга издана на средства семьи Соркиных». Как-то один из сыновей сказал ему: «А ты, папочка, что имеешь? 3 инфаркта и нищенскую пенсию ?». На что Юрий Эммануилович гордо отвечал: «Меня помнят и ценят мои больные !»
И разве такой человек не может быть примером молодым, да и не только молодым ? Конечно, и среди наших современников есть немало достойных людей, но я все-таки воздержусь от такого соблазна. Я не возьму на себя труд назвать их, так как обязательно кого-то можно не назвать. И тогда появится масса претензий (заметьте, обоснованных): почему не упомянул того-то или того-то. Известный кинорежиссер, Георгий Данелия писал в своей книге, что при произнесении тоста, никогда не нужно стараться назвать всех, так как обязательно кого-то можно забыть, и ТАМ (имея в виду, конечно, небеса), ему не нальют и он будет стоять все время с протянутой рукой и пустым бокалом. Данелия, конечно, признанный мастер комедий, великий шутник, но как говорят, «В каждой шутке есть доля … шутки». Поэтому выберите сами образ, который именно Вам, симпатичен. А по каким критериям выбирать – может быть поможет эта книга. По крайней мере, автор на это надеется. И если это будет именно так, то автор сможет сказать, что время на прочтение книги Вы, уважаемый Читатель, потратили не зря.
После выхода второго издания, автор припомнил ещё одно имя, которое недостойно забвения. Думаю, что наша молодёжь, а именно ей, в основном, адресована книга, не знает об этом человеке. Или знает слишком мало. Его звали ( хочется сказать – его зовут ) – Евгений Сергеевич Боткин. Нет, я не ошибся. Вы знаете Сергея Петровича Боткина, знаменитого отечественного терапевта. Именно так, не обращая внимания на инициалы, отвечают студенты на вопрос: «Известно ли им имя Е.С.Боткин»? Евгений Сергеевич – сын знаменитого терапевта, боевой офицер, военный врач, за храбрость во время Русско-Японской войны награждён двумя орденами. Он удостоился чести быть придворным врачом царской семьи Николая II. (Во все времена и до наших дней на должность врача для высоких особ выбирали лучших). Просматривая первое издание энциклопедии «Екатеринбург», я нашел некоторые подробности биографии нашего Коллеги, о которых не знал раньше. Вот что пишет о нём Энциклопедия: «…окончил гимназию и Военно-медицинскую академию с отличием. Доктор медицины, приват-доцент названной академии. С 1908 года – лейб-медик императора Николая II». Сергей Евгеньевич повсюду сопровождал Царскую семью. До самого последнего часа. До самой последней минуты. Он был посредником между большевиками и заключенными этого страшного дома, единственный из узников «Ипатьевского Дома особого назначения» знал до казни, что она предстоит. Расстрелян в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Большевистские власти предлагали доктору покинуть дом и спасти свою жизнь. Но он вернулся, хотя знал, что его ожидает. . .
Это ли не подвиг !!!
Не правда ли похожая ситуация: большевики предлагают доктору
Е. С. Боткину оставить царскую семью и тем спасти себя. Много лет спустя фашисты предложат доктору Янушу Корчаку оставить детей, воспитанников польского детского дома, для спасения собственной жизни ( какое изуверство под маской благородства !).
В октябре 2009 года стало известно, что стараниями наследницы семьи Романовых, великой княгини Марии Владимировны, генеральная прокуратура РФ причислила царскую семью к числу жертв политического террора и реабилитировала её. Но эта акция не коснулась других людей из родственников и ближайшего окружения царской семьи, всего была названа цифра 52 человека. И вот после 30 октября, (это день памяти жертв политических репрессий, сталинского произвола в нашей стране), стало известно, что и эти 52 человека, а значит и Евгений Сергеевич Боткин, также признаны жертвами большевистского террора, а значит – реабилитированы (об этом сообщила радиостанция «Эхо Москвы»).
- Категория: Беседы о деонтологии
ПРЕДИСЛОВИЕ
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.
Гиппократ
Казалось бы, такие слова как врач, фельдшер или, к сожалению, забытое словосочетание – «сестра милосердия» с одной стороны, и деонтология – с другой, должны быть если не синонимами, то находиться в неразрывной логической связи. Казалось бы ….
В действительности же, все не так просто.
Кроме ошибок чисто медицинских: лечебно-диагностических, тактических, принято различать и ошибки деонтологические. Под ними понимают нарушение правил взаимоотношений между врачом и больным, а также между врачами одного или смежных лечебных учреждений (к cожалению, бывает и такое!), а также общих этических норм.
Справедливости ради нужно сказать, что существует «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ». И, несмотря на то, что был он принят в первой редакции еще в 1949 году, мало кто из врачей в нашей стране с ним знаком.
Врач, да и любой медицинский работник, не может забывать, что всякие проявления хамства, невоспитанности – недопустимы. Испокон века Врач, Учитель, Инженер - были проводниками культуры, образцом интеллигентности. Это прописные истины, они не утратили своего значения и в наше время. А может быть, теперь они стали еще острее.
Известно, что отец П. И. Чайковского обучался в политехническом институте. Предвидя, что выпускники могут оказаться вдали от очагов культуры, руководством технического Вуза, кроме прочих дисциплин в программу обучения была введена ... музыка. В доме будущего композитора, в городе Воткинске, где отец работал директором заводов и имел чин полковника, часто устраивали музыкальные вечера. Кто знает, может быть, это обстоятельство и определило судьбу будущего гения.
Предлагаемая Читателю брошюра должна помочь предостеречь от совершения ошибок, которые, по мнению автора, не должны иметь места в работе не только врача, но медицинского работника любого ранга, любого воспитанного, порядочного человека. Автор надеется, что эта книга будет полезна и врачу, и фельдшеру, и студенту.
- Категория: Беседы о деонтологии
Перед Вами брошюра. Это не методические рекомендации по тем или иным вопросам оказания экстренной медицинской помощи. Ее тема - взаимоотношения между врачом и его коллегами, врачом и больными, врачом и родственниками больного, об обучении студента и квалификации врача скорой помощи. Речь идет о деонтологии. О том, как должен вести себя врач, и не только врач, в различных ситуациях, в которых ему приходится оказываться, как это может повлиять на выполнение главной задачи: быстрее установить правильный диагноз и оказать адекватную помощь.
Известный отечественный терапевт, профессор Л. А. Лещинский, автор книги «Деонтология в практике терапевта» писал: «Деонтологический компонент врачебной подготовки определяет уровень и конечный успех врачебной деятельности».
При написании брошюры автор использовал доступные литературные источники (51 наименование), а также свой личный опыт, накопленный за полвека работы на станции скорой помощи г. Екатеринбурга (Свердловска). Автор - врач скорой помощи, поэтому ситуации рассмотренные в книге – взяты, в основном, из практики именно этой службы, однако, все они применимы в работе любого этапа здравоохранения, так как речь идет, прежде всего, о человеческих взаимоотношениях, а специальность, это только фон, на котором они реализуются.
Повторяю, это не методические рекомендации, не указания. Давайте просто в виде дружеской беседы поговорим о вещах, которые играют важную роль в нашей с вами работе, в достижении желаемого эффекта, в предупреждении нежелательных конфликтных ситуаций – роль не менее важную, чем выбор правильной стратегии оказания помощи.
Материал подбирался автором так, чтобы создать у читателя позитивный настрой, приводя в качестве примеров поступки людей, которые, по моему мнению, заслуживали быть примером для нас с Вами, хотя эти поступки может быть не всегда и не всем понятны, особенно с учетом поведения некоторых представителей сегодняшней медицины. Известно, что находясь именно в позитиве, человек меньше подвержен стрессовым реакциям, которые часто имеют выход в виде ненужного, неадекватного поведения. И даже в состоянии стресса, положительный настрой поможет выходу из него с наименьшими потерями.
В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но имеет более серьезные последствия – разобщает людей, что никак не может сочетаться с врачебной деятельностью.
Вспомните, что говорил известный французский писатель Антуан де-Сент Экзюпери: «Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Новости медицины
Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...
Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.
Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.
Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.