Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
- Категория: Неврозы
В рамках невротических расстройств условно рассматриваются так называемые патологические привычки, в основе которых лежит фиксация действий, свойственных более раннему возрасту. Наиболее распространены среди них сосание пальцев, грызение ногтей, выдергивание волос и яктация.
Происхождение и клинико-нозологическое положение патологических привычек неопределенно. По-видимому, эти расстройства клинически неоднородны. Их связывают с хроническими психотравмирующими переживаниями, эмоциональной депривацией, чрезмерно строгим воспитанием, что создает у ребенка эмоциональное напряжение,
неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким. Предполагается, что патологические привычки как бы подавляют отрицательные эмоции, а так как некоторые привычки сопровождаются чувством удовольствия, то они легко фиксируются. Патологические привычки — это произвольные сознательные действия, их можно на время пре- . кратить волевым усилием. Ребенок сознает их ненужность, но не стремится их преодолеть, возможно, из-за возникающего при попытках преодоления чувства дискомфорта. Патологические привычки в пубертатном возрасте постепенно исчезают даже без лечения.
- Категория: Неврозы
Одно из проявлений невротического состояния детского возраста — тики, судорожные сокращения в мышцах лица, шеи, головы и верхних конечностей. Тики возникают по типу целенаправленного акта, утратившего свою первоначальную функцию. Например, ребенок подергивает плечом, будто его стесняет одежда, моргает, будто хочет смахнуть соринку из глаза, встряхивает головой, как бы откидывая волосы. Тики внешне напоминают защитный рефлекс, но лишь иногда действительно представляют собою фиксацию защитного рефлекса, чаще в основе тиков иная психогенная причина. Тикозные движения сильнее и быстрее защитных рефлексов, часто серийны и скорее напоминают клонические движения, хотя и не тождественны им. Большинство исследователей считают причинными факторами невротических тиков сочетание длительной психотравмирующей ситуации и местного раздражения, вызвавшего рефлекторную защитную реакцию. Определенная роль отводится системной слабости стриопаллидарных структур. Нередок невропатический фон. Некоторые авторы рассматривают тики как этап развития невроза навязчивых движений.
Клиника тиков однотипна. Локализация может меняться. Субъективно дети считают тики болезненной привычкой, активно преодолеть ее не пытаются. Могут задержать тик волевым усилием, но при этом отмечаются беспокойство, тревожность, эмоциональное напряжение. При волнении и утомлении тики учащаются. Невротическая реакция на психотравму в виде тиков может быть непродолжительной (до месяца), а может фиксироваться, сопровождаясь другими невротическими проявлениями (астенией, расстройствами сна и пр.), приобретая рецидивирующее течение.
Невротические тики следует дифференцировать с неврозоподобными органического происхождения и с органическими насильственными гиперкинезами. Неврозоподобные тики стереотипны, монотонны, выступают на психоорганическом фоне. Гиперкинезы невозможно подавить усилием воли, им свойственны большой размах движений, отсутствие внешне защитного характера и компонента целесообразности.
Для установления наличия расстройств сна имеет значение не столько продолжительность, сколько глубина сна и длительность засыпания. У младших детей непосредственным поводом к возникновению расстройств сна бывают психотравмирующие факторы, действующие в вечерние часы: ссоры родителей, страшные фильмы и сказки. Способствующий фактор — невропатический фон. Патогенез невротических расстройств сна не изучен.
Клиника расстройств сна представлена нарушениями засыпания, расстройством глубины сна с ночными про- буждениями, страхами, снохождением и сноговорением. Нарушение засыпания практически не бывает изолированным. Замедленное (до 1-2 часов) засыпание сочетается с различными опасениями (темноты и пр.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос).
В младшем возрасте возможны длительные (на 1-2 часа) пробуждения ночью. При этом ребенок спокойно играет своими ручками, что-то тихонько напевает. Ночные страхи у дошкольников и младших школьников отражают психотравмирующие обстоятельства и дневные впечатления. Невротические снохождения и сноговорения связаны с содержанием сновидений, отражают психотравмирующие переживания. Нередко во время них возможен контакт с ребенком, что исключено при эпилептических автоматизмах. Кроме того, невротические страхи и снохождения более длительны. У эпилептика с течением времени появляются другие эпилептические симптомы (судороги, дисфории и пр.), меняется личность и т.д. У невротика смена обстановки, привычных раздражителей нередко способствует исчезновению ночных страхов, но при помещении в прежнюю ситуацию они могут возобновиться.
- Категория: Неврозы
Невротическое заикание возникает в прямой связи с психической травматизацией как проявление системного речевого невроза. Критериями невротического заикания являются:
- Несомненная связь с острой или хронической психо- травматизацией, определяющей острое или постепенное начало заикания.
- Выраженная динамичность невротического заикания с чередованием обострений и улучшений при отчетливой связи ухудшения с эмоциональным напряжением, повторными психотравмами и пубертатным периодом.
- Отчетливая связь состояния речи с ситуацией (усиление заикания в школе, общественных местах, перед незнакомыми людьми, при фиксации внимания на речи).
- Преобладание тонического компонента речевых судорог.
- Невротическое переживание дефекта речи, часто со страхом ответа у доски, публичного выступления.
- Вторичные подавленность, неуверенность, стремление к уединению.
Невротическое заикание возникает после сильного эмоционального потрясения, в связи с агрессией со стороны животного или человека, при падении с высоты или в воду, в катастрофах (ДТП, пожар), при угрожающем поведении взрослых, то есть при внезапном задействовании инстинкта самосохранения. Способствовать появлению заикания может неблагоприятный «речевой климат» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития, резкой смены требований к речевой деятельности или просто чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму фиксации физиологических задержек и запинок речи при ее становлении, но в целом патогенез заикания изучен мало. Динамика заикания разнообразна.
Начальный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным испугом, особенно в случаях реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также при неблагоприятном речевом климате начальный этап проявляется эпизодическими запинками в речи. Далее может наблюдаться либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления. Развивается логоневроз, в структуру которого помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные компоненты.
Течение волнообразно с усилением заикания при любых психотравмах или при эмоциональном напряжении, например в начале школьного обучения, во время экзаменов. Усиление заикания возможно в подростковом возрасте в связи с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте усиливается логофобия, может быть сниженным настроение.
Таким образом, невротическое заикание имеет затяжное рецидивирующее течение. В постпубертатном возрасте прослеживается тенденция к сглаживанию и даже исчезновению заикания. В отличие от невротического заикания, при неврозоподобном заикании резидуально-органического происхождения наблюдается постепенное развитие заикания на фоне задержки речевого развития (замедленном его темпе, косноязычии). Нет указаний на психотравмы, предшествующие заиканию. Клонический компонент преобладает над тоническим. Реакция личности на дефект отсутствует вплоть до пубертатного возраста. Отмечается органический психический фон, нередко рассеянная неврологическая симптоматика. Возможны органические изменения на электроэнцефалограмме, признаки гидроцефалии на рентгенограмме черепа.
Динамика неврозоподобного заикания отличается монотонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи при инфекциях и др. соматических болезнях. При спотыкании (poltern) нет расстройства речи судорожного характера, а есть расстройства темпа и ритма речи (ускоренная, неравномерная по ритму, захлебывающаяся речь) с нарушениями артикуляции (смазанность речи).
При спотыкании основная роль отводится остаточным явлениям органического поражения головного мозга.
- Категория: Неврозы
При особом беспокойстве родителей по механизму условной связи одышка или кашель повторяются уже без соматических причин. Симптом фиксируется и появляется в нужный ребенку момент, в трудных для него обстоятельствах. Здесь просматривается истерическая подоплека, что дает основание некоторым авторам не выделять одышку или кашель как мононевроз, а рассматривать их в структуре больших общих неврозов.
В этиологии невротического энуреза помимо психотравмирующей ситуации определенную роль играет недостаточно зрелый механизм регуляции мочеиспускания, слабость контроля за состоянием мочевого пузыря во время сна. Зависимость энуреза от психогении подтверждается усилением его при обострении психотравмирующих обстоятельств (очередной скандал, разрыв родителей, избиение ребенка) и явным улучшением (урежением и даже прекращением энуреза) иногда даже при временном благополучном разрешении ситуации (изъятие ребенка из скандального быта семьи, болезнь ненавистной учительницы и пр.) Невротический энурез (в отличие от органического неврозоподобного) возникает после более или менее продолжительного периода сформированного навыка опрятности. Возникновению невротического энуреза способствуют робость, тормозимость, тревожность, неуверенность в себе. Невротические энуретики стесняются своего недостатка, тревожно ожидают рецидива. Невротический энурез может длиться годами, эпизодически прекращаясь или усиливаясь.
Диагностика невротического энуреза опирается на тесную связь возникновения и течения энуреза с психотравмирующими факторами, на выраженную реакцию личности на расстройство, на сочетание энуреза с другими невротическими нарушениями (сна, аппетита, плаксивость, астенические симптомы). При невротическом варианте энурез только дневной и только в психотравмирующей ситуации. Вместе с тем дневной энурез как проявление протестной реакции может фиксироваться, и тогда он утрачивает четкую связь с психотравмирующими обстоятельствами. Такая динамика возможна при длительном сохранении психотравмирующей ситуации. Реакция личности на болезнь при органическом энурезе отсутствует почти до пубертатного возраста.
- Категория: Неврозы
Другой механизм состоит в формировании патологической условно-рефлекторной связи между состоянием аффекта и необходимостью интенсивной деятельности в момент аффективного напряжения. Например, острая по- А требность говорить или кричать или потребность в дея- тельности, сопровождающейся усиленным дыханием и т.д. I Представления о патогенезе невроза, как видно из сказан- щ ного, весьма поверхностны и туманны.
Довольно часто в анамнезе удается найти объяснения уязвимости, слабости той или иной системы. Это, например, перенесенная ребенком тяжелая диспепсия, оставившая след в виде слабости пищеварительной системы, коклюш, приведший к слабости дыхательной системы. Нарушение формирования речи (по разным причинам) делает при псйхогении уязвимой именно речевую функцию. В первом случае мы видим психогенно обусловленную анорексию, нервные рвоты и т.д., во втором — нервную одышку, нервный кашель, в третьем — заикание и мутизм.
Неврогенные расстройства пищеварительной системы (анорексия, рвоты, энкопрез) чаще наблюдаются у детей раннего возраста и дошкольников. Среди психотравмирующих факторов — разлука с матерью, помещение в детсад, грубость и насилие педагогов.
Непосредственным поводом к возникновению первичной невротической анорексии часто является попытка матери накормить насильно, перекорм, совпадение кормления с неприятным впечатлением (резкий окрик, ссора взрослых, «подавился» и пр.) Клиника известна — ребенок отказывается от любой пищи или крайне избирателен в еде. Ест медленно. Из-за повышенного рвотного рефлекса часта рвота во время еды. Как правило, при рвоте родители прекращают кормление или вообще «сдаются» — не ведут в садик и т.д. Этот механизм фиксируется, закрепляется и генерализуется, рвота становится ответом на все нежелаемое ребенком.
У детей, давно овладевших навыком опрятности, в новой непривычной обстановке (ясли, школа) наряду с другими симптомами может появиться временное недержание кала. Но чаще при энкопрезе выявляются хроническая психо- травматизация в семье, длительная эмоциональная депривация, чрезмерные требования родителей в отношении опрятности, внешнего вида и т.д. Нередко энкопрез приобретает упорный характер. Диагноз базируется на сочетании непроизвольного недержания кала с другими расстройствами невротического уровня и наличием психотравмирующей обстановки. Но патогенез все-таки малопонятен. В отдельных случаях энкопрез как форма регрессивного поведения является неосознаваемой протестной реакцией на предъявление непосильных требований. Буквально: «Отстаньте, пожалейте, я еще маленький».
У детей младшего возраста нередки «нервный кашель» и «нервная одышка». Особенно часто в анамнезе прослеживаются тяжелый (с «закатыванием») коклюш или соматические болезни, сопровождающиеся кислородным голоданием и неприятными ощущениями нехватки воздуха.
- Категория: Неврозы
У детей с инфантилизмом затруднена адаптация в дошкольных учреждениях. Их социальная незрелость, склонность к конфликтам повышают риск возникновения невротического реагирования, чаще по истероидному типу.
На фоне минимальной мозговой дисфункции с неглубоким интеллектуальным дефектом могут формироваться заниженная самооценка, противоречивые притязания, ощущение вины, агрессивный тип защиты, что создает почву при исихогениях к формированию невротических реакций в виде тиков и заикания, дневного и ночного энуреза, а также энкопреза в рамках истерического невроза.
Интеллектуальный дефект — частая причина не только отвергания со стороны полноценных детей, но и раздражения педагогов. Неудачи в учебе вызывают неуверенность, во-первых, и являются причиной семейных неурядиц, во- вторых. Родители, не допускающие мысли об интеллектуальной недостаточности, неосознанно ищут истоки плохой успеваемости в недостатке усердия. Таким образом, ребенку плохо и дома и, в школе. При неглубоком отставании ребенок сохраняет способность к осознаванию унизительного характера своего дефекта, переживает чувство вины, склонен к аутоагрессии.
Психофизическая неполноценность нередко приводит к своеобразной психотравмирующей ситуации, когда ребенок одновременно «кумир» дома и предмет для насмешек вне родных стен.
Ребенок, страдающий неврозом, не осознает ни причин, ни тем более психогенеза своего переживания, да и самого факта заболевания. Механизмы невроза, как и его клинические проявления, разворачиваются и формируются на неосознаваемом уровне.
Невротик не осознает или осознает лишь частично истоки своего психологического конфликта, его связь с клиническими проявлениями. Что касается соматической ослабленности и вегетативной дисфункции, то в происхождении неврозов они играют роль факторов, облегчающих воздействие психогений и пролонгирующих течение невроза. Наследственность как биологический фактор в генезе неврозов роли не играет, то есть неврозы не наследуются, но наличие невроза у родителей обусловливает семейный климат, который может стать при определенных условиях психогенным фактором для ребенка. О личностной преди- спозиции как факторе наследственной предрасположенности к невротическому реагированию говорилось раньше.
Среди различных проявлений неврозов у детей (особенно младших) преобладают элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства. Обычно они выступают как относительно изолированные и доминирующие моносимптомы, соответствуя так называемым системным или органным неврозам, то есть тем неврозам, при которых ведущую роль в патогенезе и клинике играют расстройства одной из соматических функциональных систем (сердечнососудистой, пищеварительной, выделительной, дыхательной, двигательной и т.д.) При этом система понимается не как отдельный орган, а как сложное многоуровневое образование. Системные неврозы не являются самостоятельной нозологической единицей; это самостоятельная клиническая группа в рамках психогенных заболеваний. Их выделение у детей важно не только потому, что это довольно нередкая клиническая реальность, но и потому, что преобладающие при каждом системном неврозе расстройства требуют коррекции, существенно отличающейся от методов воздействия при общих неврозах. Причина системных неврозов — психотравмы шокового или субшокового уровня, сопровождающиеся испугом, реже — затяжные психотравмирующие ситуации. Почва — невропатия или мягкий органический церебральный фон. Ведущей проблемой патогенеза является проблема выбора органа, то есть механизмы, определяющие расстройства именно в этой системе. Выбор органа скорее всего определяется первичной слабостью той или другой функциональной системы (речедвигательной, пищеварительной и т.д.)
- Категория: Неврозы
Кратко остановлюсь на особенно неврозогенных ситуациях у детей разного возраста. Наиболее психотравмирующим, нарушающим отношения в системе «мать — дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни является непринятие ребенка (осознаваемое или неосознаваемое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные роды, гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) — уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощутимые последствия в виде агрессивности, плаксивости, расстройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.
На втором-четвертом годах непринятие может проявиться повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства — ревность и зависть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.
В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнакомыми животными, пугающее поведение взрослых, попадание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, ощущение вины может вызвать уход из семьи отца.
Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на матери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.
К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способствует потребность в общении со сверстниками и результаты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).
В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враждебность одноклассников.
В предподростковом и подростковом возрасте испытаниям подвергаются самооценка и притязания. В межличностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способный достичь степени невротического.
Между психотравмой и клиническими проявлениями может иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработка информации, тем этот период дольше. Невротическое заикание может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический энурез и тики — через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее латентный период (до нескольких месяцев).
У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально дефектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.
Невропатия — врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невротические явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рождения проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Возбудимость, раздражительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при невропатии имеет место патология соматовегетативной основы; психопатия же — аномалия характера, то есть высоких слоев личности. У невропатов чаще астеническое телосложение, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пластичны и нередко музыкальны, быстро психически развиваются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них беспричинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекватном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении неврозов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.
Новости медицины
Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...
Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.
Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.
Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.