Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
- Категория: Шизофрения
Многие годы внимание психиатров привлечено к дискуссиям, касающимся общих вопросов шизофрении, таких как проблема ее специфичности, нозологической самостоятельности, границ и пр. Не взвешивая аргументацию оппонирующих друг другу крупнейших психиатров XX века, отмечу приверженность школы, к которой я имею честь принадлежать, традиционным критериям Э. Крепелина, Э. Блейлера, К. Шнайдера, К. Ясперса, в соответствии с которыми диагностика шизофрении должна базироваться на наличии так называемого основного расстройства, проявляющегося главным образом в аутизме и чувстве «измененности», на присутствии симптомов первого ранга (характерных нарушений мышления, эмоций, воли), разобщения, расщепления психических функций, а также безусловной прогредиентности (не периодичности и не фазности!) течения и более или менее единообразного исхода. Стремление рассматривать в рамках шизофрении психозы с преобладающей симптоматикой в виде маниакальных, депрессивных, острых бредовых состояний с благополучным исходом, а также явно экзогенных делириозно-онейроидных и т.д. расстройств не кажется оправданным и продуктивным. Более того, включение в рамки шизофрении благоприятно протекающих периодических и фазных психозов с вышеобозначенными картинами практически исключает возможность как нозологического разграничения эндогенных психозов, так и отграничения последних от психических расстройств экзогенного характера. Развитие науки предполагает накопление знаний, описание новых феноменов, переосмысление понятий и т.д. Но если «новое» полностью опрокидывает основанную на клинической реальности классическую концепцию, то, во избежание диагностического хаоса, это новое предпочтительнее рассматривать в качестве иной сущности, заслуживающей собственного места в ряду психических расстройств.
Опыт работы с душевнобольными подростками не позволяет согласиться с тем, что построенная Э. Крепелином на синдромальном принципе классификация форм шизофрении должна быть отвергнута или иметь подчиненное значение по отношению к группировке, основанной на различиях, касающихся темпа развития болезни. Принцип разграничения шизофрении по типам течения базируется на сменяемости синдромов в течение крепелиновских форм, в частности параноидной формы. Был описан стереотип ее развития от неврозоподобного или паранояльиого этапа через параноидный к парафренному. В отдельных случаях такое развитие синдрома является клинической реальностью, но не более того. Вряд ли можно говорить о четкой закономерности, тем более прогнозируемости смены синдрома в рамках одной формы.
Группировка Э. Крепелина позволяет с определенной степенью вероятности прогнозировать исход. Простая и гебе- френическая форма по-прежнему наиболее злокачественны, но для того, чтобы с большей достоверностью судить о прогнозе, нужно учитывать характер течения болезни.
В соответствии со степенью выраженности деструктивно- прогредиентной тенденции можно выделить два основных типа течения шизофрении: непрерывно развивающиеся процессы, среди которых наблюдаются быстро прогрессирующие, злокачественные, и процессы с затяжным течением; вторую группу составляют различные по темпу прогрессирования приступообразные процессы с ремиссиями разного качества.
Затяжное подострое, а также ремиттирующее течение характерно для типичных случаев параноидной шизофрении. Наиболее неблагоприятно протекают гебефрения и часть случаев простой формы шизофрении. С.Г. Жислин связывал особую злокачественность течения с особенностями почвы — воздействием эндокринного фактора при возникновении и развитии заболевания в период пубертатной перестройки.
Следует согласиться с мнением И.Ф. Случевского, что многочисленные описания вяло протекающих форм с благополучным исходом лишь в крайне редких случаях могут быть отнесены к шизофрении. То же самое можно сказать применительно к случаям с так называемым интермиттиру- ющим течением. Из понимания шизофрении как серьезного, нарушающего самые тонкие и сложные аспекты психической жизни, глубоко пронизывающего личность и пока, к сожалению, неизлечимого заболевания, следует весьма скептическое отношение к возможности существования «латентной», скрытой, непрогредиентной или «малопро- гредиентной», «непсихотической», «мягкой», благоприятной в прогностическом плане (независимо от лечения!) шизофрении.
Хочу задержать внимание на следующем обстоятельстве. Несмотря на различие взглядов на течение и прогноз, шизофрения повсеместно (специалистами в том числе) воспринимается как нечто грозное и роковое, а членами семьи заболевшего — как крайне удручающее событие. При разнообразии же благоприятных вариантов не вставали бы сразу и во весь рост вопросы профессионального и социального статуса пациента, перспективы его брака, судьба детей, не были бы столь тревожными социальные ожидания и таким угнетенным психологическое состояние близких.
Сущность неумолимо проявляет себя, отражаясь в явлении, все, что ей свойственно, что вытекает из сущности должно произойти. Если сущность шизофрении среди прочего (аутизм, расстройства мышления и др.) включает в себя специфический дефект, то она (сущность) обязательно проявит себя личностным и социальным крахом.
Разнокачественные феномены обычно свойственны разным сущностям. Таким образом, за «благоприятным течением шизофрении» должна стоять какая-то иная сущность. Но если шизофрению образуют разные сущности, размывается понятие единой картины болезни, а вместе с ней и сам предмет для обсуждения и исследования.
Опираясь на основополагающий принцип К. Кальбаума, согласно которому нозологическая единица есть совокупность с идентичными этиологией, клинической картиной, течением и исходом, А.Е. Личко справедливо полагал, что эндогенное психическое заболевание, «отличающееся от прогредиентной шизофрении по своей природе...», а таковыми он считал малопрогредиентную или вялотекущую неврозо- и психопатоподобную шизофрению, «заслуживает, чтобы быть выделенным в особую нозологическую единицу, с другим названием...»
Если учесть, что в клинической картине вяло или благоприятно текущей психопатоподобной шизофрении не обнаруживаются психопатологические феномены, свойственные шизофрении (расстройства мышления, эмоциональное оскудение и др.), что определяют картину отклонения поведения, социально дезадаптирующие декомпенсации, неотличимые от тех, что наблюдаются у психопатов, что темп движения к дефекту вполне сопоставим с продолжительностью жизни пациента и лечащего врача и, в конце концов, отсутствие такового дефекта, что какую-то личностную эволюцию проделывают и не душевнобольные, что предлагаемые дифференциально-диагностические критерии психопатоподобного в рамках вялотекущей шизофрении и психопатического основаны на бытовой оценке девиаций поведения, страдают субъективностью, а потому не убедительны, становятся понятными причины, побудившие американских исследователей исключить вялотекущие неврозо- и психопатоподобные формы из группы шизофренических расстройств и рассматривать их как «пограничные расстройства личности», а по сути как психопатии.
Практика широкого диагностирования малопрогреди- ентной психопатоподобной шизофрении приводила и приводит к включению в этот круг большого числа психопатов с неоправданным распространением на последних определенных социальных ограничений и освобождением от ответственности за правонарушения.
Психопатоподобное поведение далеко не всегда со- f пряжено с вялым течением психоза. Более того, слом онтологических основ существования пациента, формализация контактов, переход в аутистическое инобытие, проявляющиеся резкими изменениями в системе отношений и неожиданными поступками — так называемым психопатоподобием, наступают у подростков достаточно быстро. В дальнейшем этот статус может сохраняться многие годы без присоединения продуктивной симптоматики, но вряд ли такой вариант течения можно назвать вялым. В основе психотических состояний любого генеза, как бы они ни отличались остротой начала, темпом течения и т.д., лежит совершенно изменяющий психическое состояние внезапный толчок, создающий условия для возникновения аномальной психической продукции. Механизмы, обеспечивающие этот толчок, неизвестны и непонятны.
- Категория: Шизофрения
Шизофрения, манифестирующая в препубертатном возрасте, чаще начинается исподволь, протекает непрерывно. Снижается активность, появляются холодность, ничем не мотивированная недоброжелательность к близким, утрачивается интерес к учебе, играм, общению с приятелями. На фоне быстро нарастающей аутизации отмечаются тревожная недоверчивость, а иногда пароксизмы тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических катастроф («солнце рушится с неба») или со странными соматическими ощущениями («рвутся сосуды», «лопается пупок»). Чувство измененности проецируется преимущественно в соматическую сферу. Бредовые идеи до пубертатного возраста практически не наблюдаются. Чаще встречается тревожно-боязливый аффект с подозрительностью, «бредовая настроенность» (Г.Е. Сухарева). Дети в этом состоянии тревожны, с недоверием и опаской всматриваются в окружающих, прячутся по углам, боятся подходить к незнакомым, отказываются выходить на улицу. Если бредовые идеи все же имеют место, то они вторичны, с минимумом интерпретаций, преобладанием растерянности, интеллектуальной пассивности, выступают в рамках сложного синдрома (галлюцинации, нарушения эмоций) и, как правило, вытекая из этих расстройств, носят нагляднообразный характер. Не надо понимать буквально слово «вытекая». Галлюцинации или, например, депрессия не превращаются в бред, а служат лишь содержательным материалом для бредового толкования или вектором для тематического оформления идей. Бред, независимо от того, первичный он или вторичный, не выводится путем психологического или логического генеза. Первично преображение, изменение основ бытия пациента, а бред — отражение и воплощение нового преображенного мира.
Ранняя и препубертатная шизофрения феноменологически сравнительно бедны. При наличии в этом возрасте пышной, многообразной симптоматики следует подумать о психическом расстройстве другого происхождения. Предшественниками бреда при шизофрении в детском возрасте, кроме бредовой настроенности, считаются бредоподобные патологические фантазии, игровое перевоплощение, ощущение присутствия постороннего, страхи ипохондрического содержания и др. Диагностически значимыми эти феномены становятся при утрате адекватного эмоционального аккомпанемента, соразмерности, психологической понятности, когда исчезает потребность посвятить в свои переживания близких и т.д.
Вообще, что такое предшественники? Это лото, где вызревают последующие симптомы? Можно ли их рассматривать как стадию развития? Например, патологическую фантазию или навязчивую мысль как стадию формирования бреда? Почему тогда не наблюдается повторения стадий в обратном порядке при угасании бреда? «Переход», «превращение» одного синдрома в другой (навязчивую идею в бредовую и т.п.) можно допустить как разговорную форму, а не как возможную сущность. Более вероятным представляется, что это в принципе качественно разные феномены, которые не трансформируются, а сменяют друг друга в соответствии с закономерностями, определяемыми программой развития болезни. Так же как качественно различны и не переходят одно в другое развитие и психоз, невроз и психоз, психогенное и эндогенное.
Прогностические критерии детской шизофрении достаточно просты. Чем раньше проявилась болезнь, тем менее вероятно улучшение, тем скорее наступит дефект и тем он будет глубже. Начало болезни в виде эмоционально-волевого снижения и аутизации, то есть «simplex-синдрома», тоже говорит о плохом прогнозе.
Для подросткового возраста характерно не только многократное (по сравнению с детьми) учащение дебютов шизофрении, но и своеобразие ее клинических проявлений. О причинах и механизмах шизофрении вообще и у подростков в частности, кроме того, что существенна роль наследственности, сказать нечего. Закономерности наследования неизвестны так же, как и изменения в мозгу, которые неблагополучная наследственность могла бы вызвать. Роль экзогенных факторов в выявлении наследственности при шизофрении тоже остается неясной. По данным А.Е. Личко, половина случаев остро начинающейся шизофрении у подростков спровоцирована биологическими факторами, пятая часть — психическими травмами, у трети пациентов психоз развивался без видимых провоцирующих поводов.
Психозы, начинавшиеся исподволь, как правило, ничем не провоцировались. Нет каких-либо существенных сведений о связи «провоцирующего» фактора с началом психического заболевания, кроме того, что одно следует за другим. Мощные гормональные пертурбации, возможно, способствуют выявлению у подростков неблагополучной наследственности. В то же время мы знаем, что подростковый возраст — это не только возраст кризиса и декомпенсаций, но и возраст выравнивания, возраст, в котором нередко гасятся уже имеющиеся психические аномалии. Любой возраст (детский, подростковый, преклонный) сам по себе не является ни дезадаптирующим, ни провоцирующим, ни любым другим способом, обусловливающим возникновение психических расстройств фактором, и в качестве болезнетворного агента рассматриваться не должен. В некоторых семьях подростков, заболевших шизофренией, наблюдаются девиации воспитания и своеобразие внутрисемейных отношений, но вряд ли стоит всерьез рассматривать их роль в возникновении шизофрении. Что касается преморбид- ной личности как фона, располагающего к возникновению шизофрении, то положение Э. Кречмера о том, что шизоидные личности (если суждено заболеть!) более склонны к тому, чтобы заболеть шизофренией, нежели маниакально- депрессивным психозом, никем не опровергнуто. То же относится к психастеникам и сенситивным, то есть личностям, как правило, мыслящим, душевно тонким и хрупким. Но ничего «рокового» в смысле вероятности возникновения психозов вообще и шизофрении в частности личностный преморбид в себе не несет.
- Категория: Шизофрения
Вызывают возражения доводы в пользу сходства картины дефекта при шизофрении у детей с клинической картиной олигофрении, отразившиеся в обозначении исхода болезни, — олигофреноподобный дефект. Предполагается при этом, что происхождение олигофреноподобного дефекта связано с поражением шизофреническим процессом мозга, не завершившего дифференциацию и утратившего в связи с этим возможность развиваться. Дело не в том, что якобы имеет место недоразвитие психических функций, что
двигательные акты остаются свойственными раннему младенческому возрасту, что в познании мира используются архаические его формы (обоняние, осязание и пр.), что имеет место утрата или недоразвитие речи и т.д., то есть в основе олигофреноподобного дефекта лежит регрессия вплоть до появления филогенетически более ранних форм поведения. Если понимать шизофрению как болезнь, взламывающую основы бытия, то трактовка шизофренического дефекта как чего-то недоразвившегося, утратившего или вернувшегося к более ранним формам психической жизни кажется неубедительной и механистичной. Шизофренический процесс, вмешиваясь в развитие, не просто останавливает его и возвращает на более ранние этапы, но искажает его отнюдь не по олигофреническим механизмам, связанным с малоумием, конкретностью мышления и пр., а именно по шизофреническим, сцепленным с аутизмом и расщеплением, определяющим иное, искаженное понимание мира и, соответственно, непонимание понятного здоровым, в том числе школьной программы. Не надо путать непонятливость олигофрена и «непонимание» шизофреника. Эмоции олигофрена просты, но вполне ожидаемы и выразительны. Нередко они гипертрофированы, неадекватны по силе, но всегда адекватны по знаку. У дефектного шизофреника наблюдаются неадекватность, непонятность и запустевание эмоциональной жизни, а речь, утрачивая сигнальную функцию, перестает быть средством общения. Если возникновение психопатологических феноменов (в том числе дефекта) при шизофрении у детей сводить к регрессии, то есть недоразвитию, обратному развитию и пр., то с логической неизбежностью следует, что нет разницы между развитием и психозом. Олигофрен плохо соображает, в то время как механизмы интеллектуальной непродуктивности дефектного шизофреника не связаны с малоумием, в ее основах не олигофренические, а психотические механизмы — расщепление и аутизм, определяющие иную мотивацию поведения или вообще ее отсутствие. Дефект при шизофрении не имеет даже отдаленного сходства с олигофренией, а термин «олигофреноподобный» при этом состоянии лишен клинического смысла.
- Категория: Шизофрения
До настоящего времени не прекращаются дискуссии о времени начала шизофрении у детей. Опираясь на положение, что шизофрения в детстве исчерпывается симптомами поврежденного развития, что психопатологические феномены при ней есть видоизмененные нормальные формы поведения, присущие раннему возрасту, Л. Бендер рассматривала возможность врожденной и даже внутриутробной процессуальной шизофрении. Те же взгляды изложены А.Н. Бернштейном, Г.В. Козловской и др.
Другие авторы (Л. Халберштадт, М. Кнобель, С.С. Мнухин и др.) оспаривали возможность развития шизофрении у детей раннего возраста из-за незрелости их психики. Важность различения проявлений психического заболевания и поврежденного развития подчеркивал Т.И. Юдин. Трактовка симптоматологии шизофрении у детей, сведенная к симптомам поврежденного развития, так же как и концепция врожденной шизофрении, может и должна быть оспорена. Следует предположить, что в группу больных с поврежденным развитием включаются дети, у которых с раннего детства, а то и с самого рождения обнаруживаются расстройства психики, только внешне сходные с теми, которые считаются характерными для шизофрении и которые действительно являются врожденными. Это представители своеобразной, описанной С.С. Мнухиным врожденной разновидности общего психического недоразвития, так называемой атонической формы олигофрении, связанной с различными перинатальными повреждениями головного мозга. «В основе их отрыва от реальности, отсутствия интересов, целевой активности лежит не аутизм, галлюцинации, навязчивые или бредовые переживания и т.п., а глубокое недоразвитие инстинктивной жизни, крайняя слабость ориентировочных, пищевых, защитных реакций. Именно первичной дефектностью подкорковых систем, этой энергетической основы психической деятельности, объясняется отсутствие каких-либо мотивов и целей в поведении описываемых детей, их благодушие, аспонтанность, глубокая апрозексия и одновременно проявления инертности, склонность к стереотипиям, фантазированию и рассуждательству, полное отсутствие «психического напряжения», необычайная «атоничность» психики, своеобразная разряжен- ность, внешне выглядящие как аутизм, абулия, паратимия, гебоидность и пр. Важнейшая отличительная особенность этих детей заключается в том, что, когда удается хотя бы ненадолго сосредоточить их внимание, они способны дать осмысленные ответы на вопросы и вполне адекватные эмоциональные реакции... Нарушения психики этих детей правомерно расценивать не как проявление шизофрении, а как «шизоформную» или «атоническую» разновидность олигофрении. Углубленное изучение этих детей подтверждает шаткость представлений о врожденной и так называемой привитой шизофрении».
Течение шизофрении в детском возрасте, как правило, непрерывное и злокачественное. Злокачественность определяется как темпом течения, быстро приводящим к дефекту, так и некурабельностыо. Описан вариант течения детской шизофрении в темпе галопа. Его следует разграничивать с детским слабоумием (dementia infantilis) Т. Геллера, возникающим у вполне нормально развитых, но физически и психически хрупких детей и выражающимся в быстро нарастающем полном распаде психики и речи. «...Эти дети в течение нескольких месяцев утрачивают все приобретенные до болезни навыки, бесцельно суетятся с утра до ночи, стереотипно подпрыгивают, раскачиваются либо кружатся на месте, неопрятны, тащат все в рот; превращаясь в глубоких олигофренов, сохраняют обычно тонкое «интеллектуальное» лицо («лицо принца»). Разграничение болезни Геллера и ранней детской шизофрении в течение первых месяцев действительно весьма непросто. Обе эти болезни возникают в дошкольном возрасте у детей физически и психически грацильных, выражаются в утрате интересов и активности, эмоциональной связи с окружающими, неадекватности и непонятности поведения и др. Речь при этом идет о качественно разных заболеваниях. Болезнь Геллера — одна из разновидностей прогрессирующего, грубо деструктивного, по-видимому, абиотрофического процесса, приводящего к глубокому слабоумию. При ранней детской шизофрении ни органической личностной деградации, ни грубо органического ослабоумливания, ни полной утраты речи не отмечается. Проявления шизофрении, в значительной мере схожие с таковыми у взрослых, возникают не ранее 3-4-летнего возраста и выражаются в подлинном аутизме, в появлении у детей сравнительно простых, но вполне содержательных болезненных переживаний, в глубокой интраверсии и обусловленных течением болезни ослаблением привязанности и активности. У этих детей с самого начала течение без ремиссий, наклонность к кататоно-гебефренным проявлениям и, в меньшей мере, отрывочные бредовые высказывания, галлюцинации и др. И спустя годы картины нарушений их психики остаются вполне характерными для шизофрении и не сводимыми к органическому либо олигофреническому дефекту» (С.С. Мнухин).
- Категория: Шизофрения
Проявлением детской шизофрении могут быть так называемые патологические фантазии. Фантазирование вообще свойственно детям. Оно даже необходимо для развития творческого начала. Игровые фантазии и перевоплощения вполне здоровых детей в сюжетном плане могут быть совершенно безудержными — от принятия на себя роли притаившейся мины до санитарной собаки и даже специальной военной белки. Но здоровый ребенок — гость в фантазиях, а живет в реальности, а больной — наоборот, граница между реальностью и фантазией у него размыта. Здоровый фантазирует с товарищами, больной одинок. Здоровый никогда полностью не перевоплощается в вымышленный образ, всегда критичен к фантазиям. Если он лепит пирожки из песка, то он их, как правило, не ест. Фантазии детей, больных шизофренией, характеризуются аутистическим налетом, оторванностью от реальности, стереотипностью. Затяжное бредоподобное фантазирование может наблюдаться и у психопатов (истероидных, шизоидных), в этих случаях фантазии ярко-эмоционально окрашены, их содержание отражает личностные особенности, установки и комплексы. Диагностическая оценка не должна основываться только на степени неправдоподобия и нелепости сюжета фантазии. Следует учитывать конституциональную почву, «премор- бид» фантазирующего. Фантазии крепелиновского чудака или атонического олигофрена могут быть весьма неправдоподобными, чудными и нелепыми, но для фершробена вполне адекватными. В отличие от больных шизофренией, в общении с близкими они сохраняют непосредственность и теплоту. Шизофренические же фантазии всегда вплетены в общий шизофренический контекст. При установлении диагноза приоритет должен быть отдан именно ему.
В.М. Башиной и ее сотрудниками было показано, что аффективные расстройства в виде гипоманий и депрессий
с навязчивостями и деперсонализацией отличаются хорошими ремиссиями и благоприятным течением. Если основываться на критериях Э. Крепелина о единообразности исхода при шизофрении и Й. Лутца о безусловно плохом прогнозе шизофрении у детей, то следует считать эти психопатологические комплексы проявлениями заболеваний иной, не шизофренической природы.
- Категория: Шизофрения
Примерно то же можно сказать о дереализационно- деперсонализационных переживаниях. В классическом варианте этот синдром предполагает страдание пациента, потребность поделиться своими переживаниями, найти понимание и помощь. Необычные и тягостные ощущения, невозможность описать их простыми словами вынуждают больных прибегать к сложным метафорам и сравнениям, производящим на первый взгляд впечатление вычурности, что может быть истолковано неопытным врачом как шизофренический бред. Склонность к рефлексии, опасение, иногда оправданное, что врач может не понять его состояния, заставляют больного многократно повторять в разных выражениях одну и ту же мысль, подыскивая все новые сравнения. Это многословие при формальном подходе к диагностике расценивается нередко как шизофреническое резонерство. Пациент с деперсонализацией (а это обычно душевно тонкие, сложные личности) улавливает снижение к себе профессионального интереса «определившегося с диагнозом» доктора. За этим может последовать разочарование и реальная потеря контакта с лечащим врачом. В описаниях деперсонализации при шизофрении доминируют не утрата чувственного компонента, а отчуждение и автоматизация психических актов, приближающиеся к синдрому психического автоматизма. Новизна телесных ощущений не столько в снижении интенсивности или даже утрате ощущений, сколько в их необычности, а перемены в окружающем, как правило, касаются не столько облика внешнего мира, сколько странности происходящего. Диагностическая оценка любой симптоматики, в том числе навязчивостей и деперсонализации, обязательно должна учитывать контекст, в котором эта симптоматика выступает.
Возникает естественный вопрос: в какой мере психопатологический феномен может изменяться при различных психических расстройствах и правомерно ли использование его привычного названия, если, выступая в рамках конкретного психического заболевания, он утрачивает свои корневые свойства? Как быть? Можно исходить из того, что опора на определение симптома, данное при его описании, непродуктивна, поскольку вынуждает изобретать новые обозначения для в чем-то или внешне похожих на него феноменов. Другая позиция в том, что отказ от следования классическим определениям ведет к утрате диагностических опор в принципе и не способствует конструктивному диалогу между специалистами.
Психические заболевания отнюдь не являются дисгармоническими хаотическими структурами. Психоз — это гармоническое образование, в котором стержневая и факультативная симптоматика представлена в единстве и находится в родственных отношениях. Аутизм не сочетается с расстройствами памяти, витальной депрессии не свойственны идеи величия, анэтическая личность не будет терзаться идеями виновности. Психозы, и в том числе шизофрения, — это, в основном, генетически детерминированные и организованные устойчивые системы, вполне самодостаточные и закрытые для чуждой, не свойственной им симптоматики. Возникновение, симптоматика и характер течения психозов запрограммированы, подчиняются внутренним закономерностям, а связь с окружающей реальностью ограничивается не более чем сюжетной канвой.
Поскольку настоящие навязчивости и деперсонализация предполагают сохранность ядра личности, то остается принять, что для шизофрении эти симптомы — «далекие родственники». В противном случае нужно пересматривать саму концепцию шизофрении как болезни, тотально поражающей личность и не оставляющей возможности подняться над психозом, отщепить психические расстройства и критически их осмыслить. В связи с тем, что для возникновения навязчивостей и деперсонализации необходима способность пациента к рефлексии, самонаблюдению и самоотчету, тем более мала вероятность их появления у детей.
- Категория: Шизофрения
Первые проявления психического заболевания внимательная мать заметит достаточно быстро. В общении с ребенком она начинает испытывать определенный дискомфорт. Ее смущают неожиданность и непонятность поступков. Она не встречает ожидаемых нежности и теплоты, ее пугают «бестактный» смех, необъяснимые гнев и агрессивность, ничем не мотивированная боязнь знакомых вещей и привычных ситуаций. Явно снижается интерес к окружающему миру, игра становится бедной и стереотипной, могут измениться тональность голоса и соразмерность голосовых модуляций. Слова наполняются новым символическим смыслом, появляются неологизмы. Рисунок упрощается до пачкотни.
Стержневой синдром детской шизофрении — аутизм. Но под этим термином понимают не всегда одно и то же. Для одних аутизм — это замкнутость, для других — погружение в далекий от реальности мир, для третьих — невозможность контактов. Вероятно, правы те, кто считает, что аутизм — это существование в ином измерении, в иной плоскости бытия, что сопровождается иным, новым восприятием реальности, разрушением прежних потребностей и, соответственно, иным качеством контактов с окружением. Глубокая интраверсия с несложными патологическими переживаниями (подозрительность, страхи, фантазии) дополняет картину.
Существует ошибочное мнение, что детскую шизофрению трудно диагностировать, так как наблюдающиеся при ней дурашливость, гримасничанье вообще свойственны детям. Когда дурачится и гримасничает здоровый ребенок, всегда видно, почему он это делает. Поведение же и мимика маленького шизофреника не могут быть рационально поняты и объяснены, как и все его побуждения. На всем лежит печать непонятности. Старые авторы отмечали, что у детей, больных шизофренией, все психические функции «тронуты», на всем «печать болезни». Именно аутизм вместе с дезинтеграцией, разобщением психической жизни, расстройством единства, сцепления всех психических функций определяют невозможность их эффективного использования и, в конечном итоге, клиническую картину. Течение болезни, как правило, непрерывное и достаточно быстро приводящее к именно шизофреническому дефекту.
В происхождении шизофрении несомненна роль наследственности. Накопление шизофрении в семьях больных коррелирует с увеличением степени родства. Механизм манифестации психоза неясен; роль экзогенных, в том числе психогенных, факторов в реализации и развитии шизофренического психоза трудно подтвердить, так же как и опровергнуть, но преувеличивать ее, видимо, не стоит. Трудно себе представить, чтобы такие глубинные сущности, как шизофрения, даже в малой степени зависели от любых ситуационных воздействий (смены погоды или распада семьи, соматических болезней или гормональной перестройки). Время начала болезни, скорее всего, наподобие часового механизма заложено в генетической программе.
Симптоматология детской шизофрении не может считаться до конца разработанной. Диагностическая значимость психопатологических феноменов и даже принадлежность их к шизофрении неоднозначно оцениваются разными авторами. Тенденция рассматривать в рамках шизофрении помимо симптомов первого ранга практически всю описанную в учебниках психиатрии патологию (депрессии и навязчивости, деперсонализацию и патологические фантазии, нарушения сознания и обманы восприятия, биполярные аффективные, неврозо- и психопатоподобные расстройства и т.д.) размывает ее границы как нозологической структуры. Не будучи специфичными, тем более патогномоничными для шизофрении, любые психопатологические феномены приобретают диагностическое значение только благодаря своеобразию, которым наделяет эти феномены шизофреническая сущность.
Неврозоподобная симптоматика ограничивается обычно описанием явлений, называемых навязчивыми (страхи, мысли, действия). Классическое определение навязчивостей включает в себя в ряду других составляющих понимание пациентом болезненного происхождения феномена, ощущение его навязанности и бессмысленности, и что содержание, присутствующее в сознании в данный момент, помимо желания и воли остается в нем и не может быть произвольно удалено. Таким образом, «Я» оказывается в состоянии конфликта с содержанием, которое оно хотело бы подавить, но не может этого сделать. Поскольку шизофрения целиком захватывает, «пронизывает» личность больного, то трудно представить его находящимся в состоянии конфликта с собственной психикой, мучительно отщепляющим болезненную симптоматику. При отсутствии волевого контроля и выбора, как это бывает при шизофрении, говорить о навязчивостях не приходится. Чаще мы имеем дело с заумными и нелепыми страхами, контрастными представлениями, расстройствами мышления типа «умственной жвачки», стереотипными двигательными ритуалами, при которых мы и не ждем критического осмысления. Выступают они в общем шизофреническом контексте на фоне аутизации и нарастающих изменений личности.
Новости медицины
Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...
Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.
Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.
Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.