Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...


Многие годы внимание психиатров привлечено к дискус­сиям, касающимся общих вопросов шизофрении, таких как проблема ее специфичности, нозологической самостоятель­ности, границ и пр. Не взвешивая аргументацию оппониру­ющих друг другу крупнейших психиатров XX века, отмечу приверженность школы, к которой я имею честь принадле­жать, традиционным критериям Э. Крепелина, Э. Блейлера, К. Шнайдера, К. Ясперса, в соответствии с которыми диа­гностика шизофрении должна базироваться на наличии так называемого основного расстройства, проявляющегося главным образом в аутизме и чувстве «измененности», на присутствии симптомов первого ранга (характерных нару­шений мышления, эмоций, воли), разобщения, расщепления психических функций, а также безусловной прогредиентности (не периодичности и не фазности!) течения и более или менее единообразного исхода. Стремление рассматривать в рамках шизофрении психозы с преобладающей симптомати­кой в виде маниакальных, депрессивных, острых бредовых состояний с благополучным исходом, а также явно экзоген­ных делириозно-онейроидных и т.д. расстройств не кажет­ся оправданным и продуктивным. Более того, включение в рамки шизофрении благоприятно протекающих периодиче­ских и фазных психозов с вышеобозначенными картинами практически исключает возможность как нозологического разграничения эндогенных психозов, так и отграничения последних от психических расстройств экзогенного харак­тера. Развитие науки предполагает накопление знаний, опи­сание новых феноменов, переосмысление понятий и т.д. Но если «новое» полностью опрокидывает основанную на кли­нической реальности классическую концепцию, то, во избе­жание диагностического хаоса, это новое предпочтительнее рассматривать в качестве иной сущности, заслуживающей собственного места в ряду психических расстройств.

Опыт работы с душевнобольными подростками не по­зволяет согласиться с тем, что построенная Э. Крепелином на синдромальном принципе классификация форм шизо­френии должна быть отвергнута или иметь подчиненное значение по отношению к группировке, основанной на раз­личиях, касающихся темпа развития болезни. Принцип раз­граничения шизофрении по типам течения базируется на сменяемости синдромов в течение крепелиновских форм, в частности параноидной формы. Был описан стереотип ее развития от неврозоподобного или паранояльиого этапа че­рез параноидный к парафренному. В отдельных случаях та­кое развитие синдрома является клинической реальностью, но не более того. Вряд ли можно говорить о четкой законо­мерности, тем более прогнозируемости смены синдрома в рамках одной формы.

Группировка Э. Крепелина позволяет с определенной сте­пенью вероятности прогнозировать исход. Простая и гебе- френическая форма по-прежнему наиболее злокачественны, но для того, чтобы с большей достоверностью судить о про­гнозе, нужно учитывать характер течения болезни.

В соответствии со степенью выраженности деструктивно- прогредиентной тенденции можно выделить два основных типа течения шизофрении: непрерывно развивающиеся процессы, среди которых наблюдаются быстро прогрес­сирующие, злокачественные, и процессы с затяжным те­чением; вторую группу составляют различные по темпу прогрессирования приступообразные процессы с ремис­сиями разного качества.

Затяжное подострое, а также ремиттирующее течение ха­рактерно для типичных случаев параноидной шизофрении. Наиболее неблагоприятно протекают гебефрения и часть случаев простой формы шизофрении. С.Г. Жислин связы­вал особую злокачественность течения с особенностями почвы — воздействием эндокринного фактора при воз­никновении и развитии заболевания в период пубертатной перестройки.

Следует согласиться с мнением И.Ф. Случевского, что многочисленные описания вяло протекающих форм с бла­гополучным исходом лишь в крайне редких случаях могут быть отнесены к шизофрении. То же самое можно сказать применительно к случаям с так называемым интермиттиру- ющим течением. Из понимания шизофрении как серьезного, нарушающего самые тонкие и сложные аспекты психиче­ской жизни, глубоко пронизывающего личность и пока, к сожалению, неизлечимого заболевания, следует весьма скептическое отношение к возможности существования «латентной», скрытой, непрогредиентной или «малопро- гредиентной», «непсихотической», «мягкой», благопри­ятной в прогностическом плане (независимо от лечения!) шизофрении.

Хочу задержать внимание на следующем обстоятельстве. Несмотря на различие взглядов на течение и прогноз, ши­зофрения повсеместно (специалистами в том числе) вос­принимается как нечто грозное и роковое, а членами семьи заболевшего — как крайне удручающее событие. При разно­образии же благоприятных вариантов не вставали бы сразу и во весь рост вопросы профессионального и социального статуса пациента, перспективы его брака, судьба детей, не были бы столь тревожными социальные ожидания и таким угнетенным психологическое состояние близких.

Сущность неумолимо проявляет себя, отражаясь в яв­лении, все, что ей свойственно, что вытекает из сущно­сти должно произойти. Если сущность шизофрении среди прочего (аутизм, расстройства мышления и др.) включает в себя специфический дефект, то она (сущность) обяза­тельно проявит себя личностным и социальным крахом.

Разнокачественные феномены обычно свойственны разным сущностям. Таким образом, за «благоприятным течением шизофрении» должна стоять какая-то иная сущность. Но если шизофрению образуют разные сущности, размывается понятие единой картины болезни, а вместе с ней и сам пред­мет для обсуждения и исследования.

Опираясь на основополагающий принцип К. Кальбаума, согласно которому нозологическая единица есть сово­купность с идентичными этиологией, клинической кар­тиной, течением и исходом, А.Е. Личко справедливо полагал, что эндогенное психическое заболевание, «отли­чающееся от прогредиентной шизофрении по своей при­роде...», а таковыми он считал малопрогредиентную или вялотекущую неврозо- и психопатоподобную шизофрению, «заслуживает, чтобы быть выделенным в особую нозологи­ческую единицу, с другим названием...»

Если учесть, что в клинической картине вяло или благо­приятно текущей психопатоподобной шизофрении не обна­руживаются психопатологические феномены, свойственные шизофрении (расстройства мышления, эмоциональное оскудение и др.), что определяют картину отклонения по­ведения, социально дезадаптирующие декомпенсации, не­отличимые от тех, что наблюдаются у психопатов, что темп движения к дефекту вполне сопоставим с продолжительно­стью жизни пациента и лечащего врача и, в конце концов, отсутствие такового дефекта, что какую-то личностную эволюцию проделывают и не душевнобольные, что пред­лагаемые дифференциально-диагностические критерии психопатоподобного в рамках вялотекущей шизофрении и психопатического основаны на бытовой оценке девиаций поведения, страдают субъективностью, а потому не убе­дительны, становятся понятными причины, побудившие американских исследователей исключить вялотекущие неврозо- и психопатоподобные формы из группы шизофренических расстройств и рассматривать их как «погра­ничные расстройства личности», а по сути как психопатии.

Практика широкого диагностирования малопрогреди- ентной психопатоподобной шизофрении приводила и при­водит к включению в этот круг большого числа психопатов с неоправданным распространением на последних опреде­ленных социальных ограничений и освобождением от от­ветственности за правонарушения.

Психопатоподобное поведение далеко не всегда со- f пряжено с вялым течением психоза. Более того, слом онтологических основ существования пациента, формали­зация контактов, переход в аутистическое инобытие, про­являющиеся резкими изменениями в системе отношений и неожиданными поступками — так называемым психопа­топодобием, наступают у подростков достаточно быстро. В дальнейшем этот статус может сохраняться многие годы без присоединения продуктивной симптоматики, но вряд ли такой вариант течения можно назвать вялым. В основе психотических состояний любого генеза, как бы они ни от­личались остротой начала, темпом течения и т.д., лежит со­вершенно изменяющий психическое состояние внезапный толчок, создающий условия для возникновения аномальной психической продукции. Механизмы, обеспечивающие этот толчок, неизвестны и непонятны.

Шизофрения, манифестирующая в препубертатном воз­расте, чаще начинается исподволь, протекает непрерывно. Снижается активность, появляются холодность, ничем не мотивированная недоброжелательность к близким, утра­чивается интерес к учебе, играм, общению с приятелями. На фоне быстро нарастающей аутизации отмечаются тре­вожная недоверчивость, а иногда пароксизмы тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических ка­тастроф («солнце рушится с неба») или со странными со­матическими ощущениями («рвутся сосуды», «лопается пупок»). Чувство измененности проецируется преимуще­ственно в соматическую сферу. Бредовые идеи до пубер­татного возраста практически не наблюдаются. Чаще встречается тревожно-боязливый аффект с подозритель­ностью, «бредовая настроенность» (Г.Е. Сухарева). Дети в этом состоянии тревожны, с недоверием и опаской всма­триваются в окружающих, прячутся по углам, боятся под­ходить к незнакомым, отказываются выходить на улицу. Если бредовые идеи все же имеют место, то они вторичны, с минимумом интерпретаций, преобладанием растерянно­сти, интеллектуальной пассивности, выступают в рамках сложного синдрома (галлюцинации, нарушения эмоций) и, как правило, вытекая из этих расстройств, носят наглядно­образный характер. Не надо понимать буквально слово «вытекая». Галлюцинации или, например, депрессия не превращаются в бред, а служат лишь содержательным ма­териалом для бредового толкования или вектором для те­матического оформления идей. Бред, независимо от того, первичный он или вторичный, не выводится путем психо­логического или логического генеза. Первично преображе­ние, изменение основ бытия пациента, а бред — отражение и воплощение нового преображенного мира.

Ранняя и препубертатная шизофрения феноменоло­гически сравнительно бедны. При наличии в этом воз­расте пышной, многообразной симптоматики следует подумать о психическом расстройстве другого происхожде­ния. Предшественниками бреда при шизофрении в дет­ском возрасте, кроме бредовой настроенности, считаются бредоподобные патологические фантазии, игровое пере­воплощение, ощущение присутствия постороннего, страхи ипохондрического содержания и др. Диагностически зна­чимыми эти феномены становятся при утрате адекватного эмоционального аккомпанемента, соразмерности, психо­логической понятности, когда исчезает потребность посвя­тить в свои переживания близких и т.д.

Вообще, что такое предшественники? Это лото, где вы­зревают последующие симптомы? Можно ли их рассма­тривать как стадию развития? Например, патологическую фантазию или навязчивую мысль как стадию формирова­ния бреда? Почему тогда не наблюдается повторения стадий в обратном порядке при угасании бреда? «Переход», «пре­вращение» одного синдрома в другой (навязчивую идею в бредовую и т.п.) можно допустить как разговорную форму, а не как возможную сущность. Более вероятным представ­ляется, что это в принципе качественно разные феномены, которые не трансформируются, а сменяют друг друга в со­ответствии с закономерностями, определяемыми програм­мой развития болезни. Так же как качественно различны и не переходят одно в другое развитие и психоз, невроз и пси­хоз, психогенное и эндогенное.

Прогностические критерии детской шизофрении доста­точно просты. Чем раньше проявилась болезнь, тем менее вероятно улучшение, тем скорее наступит дефект и тем он будет глубже. Начало болезни в виде эмоционально-волевого снижения и аутизации, то есть «simplex-синдрома», тоже го­ворит о плохом прогнозе.

Для подросткового возраста характерно не только мно­гократное (по сравнению с детьми) учащение дебютов ши­зофрении, но и своеобразие ее клинических проявлений. О причинах и механизмах шизофрении вообще и у подрост­ков в частности, кроме того, что существенна роль наслед­ственности, сказать нечего. Закономерности наследования неизвестны так же, как и изменения в мозгу, которые не­благополучная наследственность могла бы вызвать. Роль экзогенных факторов в выявлении наследственности при шизофрении тоже остается неясной. По данным А.Е. Личко, половина случаев остро начинающейся шизофрении у под­ростков спровоцирована биологическими факторами, пя­тая часть — психическими травмами, у трети пациентов психоз развивался без видимых провоцирующих поводов.

Психозы, начинавшиеся исподволь, как правило, ничем не провоцировались. Нет каких-либо существенных сведе­ний о связи «провоцирующего» фактора с началом психиче­ского заболевания, кроме того, что одно следует за другим. Мощные гормональные пертурбации, возможно, способ­ствуют выявлению у подростков неблагополучной наслед­ственности. В то же время мы знаем, что подростковый возраст — это не только возраст кризиса и декомпенсаций, но и возраст выравнивания, возраст, в котором нередко га­сятся уже имеющиеся психические аномалии. Любой воз­раст (детский, подростковый, преклонный) сам по себе не является ни дезадаптирующим, ни провоцирующим, ни лю­бым другим способом, обусловливающим возникновение психических расстройств фактором, и в качестве болезне­творного агента рассматриваться не должен. В некоторых семьях подростков, заболевших шизофренией, наблюдают­ся девиации воспитания и своеобразие внутрисемейных от­ношений, но вряд ли стоит всерьез рассматривать их роль в возникновении шизофрении. Что касается преморбид- ной личности как фона, располагающего к возникновению шизофрении, то положение Э. Кречмера о том, что шизо­идные личности (если суждено заболеть!) более склонны к тому, чтобы заболеть шизофренией, нежели маниакально- депрессивным психозом, никем не опровергнуто. То же относится к психастеникам и сенситивным, то есть лично­стям, как правило, мыслящим, душевно тонким и хрупким. Но ничего «рокового» в смысле вероятности возникнове­ния психозов вообще и шизофрении в частности личност­ный преморбид в себе не несет.

Вызывают возражения доводы в пользу сходства картины дефекта при шизофрении у детей с клинической картиной олигофрении, отразившиеся в обозначении исхода болез­ни, — олигофреноподобный дефект. Предполагается при этом, что происхождение олигофреноподобного дефекта связано с поражением шизофреническим процессом мозга, не завершившего дифференциацию и утратившего в связи с этим возможность развиваться. Дело не в том, что яко­бы имеет место недоразвитие психических функций, что

двигательные акты остаются свойственными раннему мла­денческому возрасту, что в познании мира используются ар­хаические его формы (обоняние, осязание и пр.), что имеет место утрата или недоразвитие речи и т.д., то есть в основе олигофреноподобного дефекта лежит регрессия вплоть до появления филогенетически более ранних форм поведения. Если понимать шизофрению как болезнь, взламывающую основы бытия, то трактовка шизофренического дефекта как чего-то недоразвившегося, утратившего или вернувшегося к более ранним формам психической жизни кажется неубе­дительной и механистичной. Шизофренический процесс, вмешиваясь в развитие, не просто останавливает его и воз­вращает на более ранние этапы, но искажает его отнюдь не по олигофреническим механизмам, связанным с малоумием, конкретностью мышления и пр., а именно по шизофрениче­ским, сцепленным с аутизмом и расщеплением, определяю­щим иное, искаженное понимание мира и, соответственно, непонимание понятного здоровым, в том числе школьной программы. Не надо путать непонятливость олигофрена и «непонимание» шизофреника. Эмоции олигофрена просты, но вполне ожидаемы и выразительны. Нередко они гипер­трофированы, неадекватны по силе, но всегда адекватны по знаку. У дефектного шизофреника наблюдаются неадекват­ность, непонятность и запустевание эмоциональной жиз­ни, а речь, утрачивая сигнальную функцию, перестает быть средством общения. Если возникновение психопатологиче­ских феноменов (в том числе дефекта) при шизофрении у детей сводить к регрессии, то есть недоразвитию, обратно­му развитию и пр., то с логической неизбежностью следует, что нет разницы между развитием и психозом. Олигофрен плохо соображает, в то время как механизмы интеллекту­альной непродуктивности дефектного шизофреника не связаны с малоумием, в ее основах не олигофренические, а психотические механизмы — расщепление и аутизм, опре­деляющие иную мотивацию поведения или вообще ее отсут­ствие. Дефект при шизофрении не имеет даже отдаленного сходства с олигофренией, а термин «олигофреноподобный» при этом состоянии лишен клинического смысла.

До настоящего времени не прекращаются дискуссии о времени начала шизофрении у детей. Опираясь на положе­ние, что шизофрения в детстве исчерпывается симптомами поврежденного развития, что психопатологические фено­мены при ней есть видоизмененные нормальные формы поведения, присущие раннему возрасту, Л. Бендер рассма­тривала возможность врожденной и даже внутриутробной процессуальной шизофрении. Те же взгляды изложены А.Н. Бернштейном, Г.В. Козловской и др.

Другие авторы (Л. Халберштадт, М. Кнобель, С.С. Мнухин и др.) оспаривали возможность развития шизофрении у детей раннего возраста из-за незрелости их психики. Важность различения проявлений психического заболе­вания и поврежденного развития подчеркивал Т.И. Юдин. Трактовка симптоматологии шизофрении у детей, сведен­ная к симптомам поврежденного развития, так же как и концепция врожденной шизофрении, может и должна быть оспорена. Следует предположить, что в группу больных с поврежденным развитием включаются дети, у которых с раннего детства, а то и с самого рождения обнаруживаются расстройства психики, только внешне сходные с теми, ко­торые считаются характерными для шизофрении и которые действительно являются врожденными. Это представите­ли своеобразной, описанной С.С. Мнухиным врожденной разновидности общего психического недоразвития, так на­зываемой атонической формы олигофрении, связанной с различными перинатальными повреждениями головного мозга. «В основе их отрыва от реальности, отсутствия инте­ресов, целевой активности лежит не аутизм, галлюцинации, навязчивые или бредовые переживания и т.п., а глубокое недоразвитие инстинктивной жизни, крайняя слабость ориентировочных, пищевых, защитных реакций. Именно первичной дефектностью подкорковых систем, этой энер­гетической основы психической деятельности, объясняется отсутствие каких-либо мотивов и целей в поведении опи­сываемых детей, их благодушие, аспонтанность, глубокая апрозексия и одновременно проявления инертности, склон­ность к стереотипиям, фантазированию и рассуждательству, полное отсутствие «психического напряжения», необы­чайная «атоничность» психики, своеобразная разряжен- ность, внешне выглядящие как аутизм, абулия, паратимия, гебоидность и пр. Важнейшая отличительная особенность этих детей заключается в том, что, когда удается хотя бы ненадолго сосредоточить их внимание, они способны дать осмысленные ответы на вопросы и вполне адекватные эмо­циональные реакции... Нарушения психики этих детей пра­вомерно расценивать не как проявление шизофрении, а как «шизоформную» или «атоническую» разновидность оли­гофрении. Углубленное изучение этих детей подтверждает шаткость представлений о врожденной и так называемой привитой шизофрении».

Течение шизофрении в детском возрасте, как правило, не­прерывное и злокачественное. Злокачественность опреде­ляется как темпом течения, быстро приводящим к дефекту, так и некурабельностыо. Описан вариант течения детской шизофрении в темпе галопа. Его следует разграничивать с детским слабоумием (dementia infantilis) Т. Геллера, воз­никающим у вполне нормально развитых, но физически и психически хрупких детей и выражающимся в быстро на­растающем полном распаде психики и речи. «...Эти дети в течение нескольких месяцев утрачивают все приобретенные до болезни навыки, бесцельно суетятся с утра до ночи, сте­реотипно подпрыгивают, раскачиваются либо кружатся на месте, неопрятны, тащат все в рот; превращаясь в глубоких олигофренов, сохраняют обычно тонкое «интеллектуаль­ное» лицо («лицо принца»). Разграничение болезни Геллера и ранней детской шизофрении в течение первых месяцев действительно весьма непросто. Обе эти болезни возника­ют в дошкольном возрасте у детей физически и психически грацильных, выражаются в утрате интересов и активности, эмоциональной связи с окружающими, неадекватности и непонятности поведения и др. Речь при этом идет о каче­ственно разных заболеваниях. Болезнь Геллера — одна из разновидностей прогрессирующего, грубо деструктивного, по-видимому, абиотрофического процесса, приводящего к глубокому слабоумию. При ранней детской шизофрении ни органической личностной деградации, ни грубо органиче­ского ослабоумливания, ни полной утраты речи не отмеча­ется. Проявления шизофрении, в значительной мере схожие с таковыми у взрослых, возникают не ранее 3-4-летнего возраста и выражаются в подлинном аутизме, в появлении у детей сравнительно простых, но вполне содержательных болезненных переживаний, в глубокой интраверсии и обу­словленных течением болезни ослаблением привязанности и активности. У этих детей с самого начала течение без ре­миссий, наклонность к кататоно-гебефренным проявлени­ям и, в меньшей мере, отрывочные бредовые высказывания, галлюцинации и др. И спустя годы картины нарушений их психики остаются вполне характерными для шизофрении и не сводимыми к органическому либо олигофреническому дефекту» (С.С. Мнухин).

Проявлением детской шизофрении могут быть так назы­ваемые патологические фантазии. Фантазирование вообще свойственно детям. Оно даже необходимо для развития творческого начала. Игровые фантазии и перевоплощения вполне здоровых детей в сюжетном плане могут быть со­вершенно безудержными — от принятия на себя роли при­таившейся мины до санитарной собаки и даже специальной военной белки. Но здоровый ребенок — гость в фантазиях, а живет в реальности, а больной — наоборот, граница между реальностью и фантазией у него размыта. Здоровый фан­тазирует с товарищами, больной одинок. Здоровый никог­да полностью не перевоплощается в вымышленный образ, всегда критичен к фантазиям. Если он лепит пирожки из пе­ска, то он их, как правило, не ест. Фантазии детей, больных шизофренией, характеризуются аутистическим налетом, оторванностью от реальности, стереотипностью. Затяжное бредоподобное фантазирование может наблюдаться и у психопатов (истероидных, шизоидных), в этих случаях фан­тазии ярко-эмоционально окрашены, их содержание от­ражает личностные особенности, установки и комплексы. Диагностическая оценка не должна основываться только на степени неправдоподобия и нелепости сюжета фантазии. Следует учитывать конституциональную почву, «премор- бид» фантазирующего. Фантазии крепелиновского чудака или атонического олигофрена могут быть весьма неправ­доподобными, чудными и нелепыми, но для фершробена вполне адекватными. В отличие от больных шизофренией, в общении с близкими они сохраняют непосредственность и теплоту. Шизофренические же фантазии всегда вплетены в общий шизофренический контекст. При установлении диа­гноза приоритет должен быть отдан именно ему.

В.М. Башиной и ее сотрудниками было показано, что аффективные расстройства в виде гипоманий и депрессий

с навязчивостями и деперсонализацией отличаются хоро­шими ремиссиями и благоприятным течением. Если осно­вываться на критериях Э. Крепелина о единообразности исхода при шизофрении и Й. Лутца о безусловно плохом прогнозе шизофрении у детей, то следует считать эти пси­хопатологические комплексы проявлениями заболеваний иной, не шизофренической природы.

 

Примерно то же можно сказать о дереализационно- деперсонализационных переживаниях. В классическом варианте этот синдром предполагает страдание пациента, потребность поделиться своими переживаниями, найти понимание и помощь. Необычные и тягостные ощущения, невозможность описать их простыми словами вынуждают больных прибегать к сложным метафорам и сравнениям, производящим на первый взгляд впечатление вычурности, что может быть истолковано неопытным врачом как ши­зофренический бред. Склонность к рефлексии, опасение, иногда оправданное, что врач может не понять его состоя­ния, заставляют больного многократно повторять в разных выражениях одну и ту же мысль, подыскивая все новые сравнения. Это многословие при формальном подходе к диагностике расценивается нередко как шизофреническое резонерство. Пациент с деперсонализацией (а это обычно душевно тонкие, сложные личности) улавливает снижение к себе профессионального интереса «определившегося с диа­гнозом» доктора. За этим может последовать разочарование и реальная потеря контакта с лечащим врачом. В описаниях деперсонализации при шизофрении доминируют не утрата чувственного компонента, а отчуждение и автоматизация психических актов, приближающиеся к синдрому психиче­ского автоматизма. Новизна телесных ощущений не столь­ко в снижении интенсивности или даже утрате ощущений, сколько в их необычности, а перемены в окружающем, как правило, касаются не столько облика внешнего мира, сколь­ко странности происходящего. Диагностическая оценка любой симптоматики, в том числе навязчивостей и депер­сонализации, обязательно должна учитывать контекст, в ко­тором эта симптоматика выступает.

Возникает естественный вопрос: в какой мере психопато­логический феномен может изменяться при различных психических расстройствах и правомерно ли использование его привычного названия, если, выступая в рамках конкрет­ного психического заболевания, он утрачивает свои корне­вые свойства? Как быть? Можно исходить из того, что опора на определение симптома, данное при его описании, непро­дуктивна, поскольку вынуждает изобретать новые обозна­чения для в чем-то или внешне похожих на него феноменов. Другая позиция в том, что отказ от следования классиче­ским определениям ведет к утрате диагностических опор в принципе и не способствует конструктивному диалогу между специалистами.

Психические заболевания отнюдь не являются дисгар­моническими хаотическими структурами. Психоз — это гармоническое образование, в котором стержневая и фа­культативная симптоматика представлена в единстве и на­ходится в родственных отношениях. Аутизм не сочетается с расстройствами памяти, витальной депрессии не свойствен­ны идеи величия, анэтическая личность не будет терзаться идеями виновности. Психозы, и в том числе шизофрения, — это, в основном, генетически детерминированные и органи­зованные устойчивые системы, вполне самодостаточные и закрытые для чуждой, не свойственной им симптоматики. Возникновение, симптоматика и характер течения психозов запрограммированы, подчиняются внутренним закономер­ностям, а связь с окружающей реальностью ограничивается не более чем сюжетной канвой.

Поскольку настоящие навязчивости и деперсонализация предполагают сохранность ядра личности, то остается при­нять, что для шизофрении эти симптомы — «далекие род­ственники». В противном случае нужно пересматривать саму концепцию шизофрении как болезни, тотально по­ражающей личность и не оставляющей возможности под­няться над психозом, отщепить психические расстройства и критически их осмыслить. В связи с тем, что для возник­новения навязчивостей и деперсонализации необходима способность пациента к рефлексии, самонаблюдению и са­моотчету, тем более мала вероятность их появления у детей.

Первые проявления психического заболевания вниматель­ная мать заметит достаточно быстро. В общении с ребенком она начинает испытывать определенный дискомфорт. Ее смущают неожиданность и непонятность поступков. Она не встречает ожидаемых нежности и теплоты, ее пугают «бес­тактный» смех, необъяснимые гнев и агрессивность, ничем не мотивированная боязнь знакомых вещей и привычных ситуаций. Явно снижается интерес к окружающему миру, игра становится бедной и стереотипной, могут измениться тональность голоса и соразмерность голосовых модуляций. Слова наполняются новым символическим смыслом, появ­ляются неологизмы. Рисунок упрощается до пачкотни.

Стержневой синдром детской шизофрении — аутизм. Но под этим термином понимают не всегда одно и то же. Для одних аутизм — это замкнутость, для других — по­гружение в далекий от реальности мир, для третьих — не­возможность контактов. Вероятно, правы те, кто считает, что аутизм — это существование в ином измерении, в иной плоскости бытия, что сопровождается иным, новым вос­приятием реальности, разрушением прежних потребностей и, соответственно, иным качеством контактов с окружени­ем. Глубокая интраверсия с несложными патологическими переживаниями (подозрительность, страхи, фантазии) до­полняет картину.

Существует ошибочное мнение, что детскую шизофре­нию трудно диагностировать, так как наблюдающиеся при ней дурашливость, гримасничанье вообще свойственны детям. Когда дурачится и гримасничает здоровый ребенок, всегда видно, почему он это делает. Поведение же и мимика маленького шизофреника не могут быть рационально поня­ты и объяснены, как и все его побуждения. На всем лежит печать непонятности. Старые авторы отмечали, что у де­тей, больных шизофренией, все психические функции «тро­нуты», на всем «печать болезни». Именно аутизм вместе с дезинтеграцией, разобщением психической жизни, рас­стройством единства, сцепления всех психических функций определяют невозможность их эффективного использо­вания и, в конечном итоге, клиническую картину. Течение болезни, как правило, непрерывное и достаточно быстро приводящее к именно шизофреническому дефекту.

В происхождении шизофрении несомненна роль наслед­ственности. Накопление шизофрении в семьях больных коррелирует с увеличением степени родства. Механизм ма­нифестации психоза неясен; роль экзогенных, в том числе психогенных, факторов в реализации и развитии шизофре­нического психоза трудно подтвердить, так же как и опро­вергнуть, но преувеличивать ее, видимо, не стоит. Трудно себе представить, чтобы такие глубинные сущности, как шизофрения, даже в малой степени зависели от любых си­туационных воздействий (смены погоды или распада семьи, соматических болезней или гормональной перестройки). Время начала болезни, скорее всего, наподобие часового механизма заложено в генетической программе.

Симптоматология детской шизофрении не может считать­ся до конца разработанной. Диагностическая значимость психопатологических феноменов и даже принадлежность их к шизофрении неоднозначно оцениваются разными ав­торами. Тенденция рассматривать в рамках шизофрении помимо симптомов первого ранга практически всю описан­ную в учебниках психиатрии патологию (депрессии и на­вязчивости, деперсонализацию и патологические фантазии, нарушения сознания и обманы восприятия, биполярные аффективные, неврозо- и психопатоподобные расстройства и т.д.) размывает ее границы как нозологической структуры. Не будучи специфичными, тем более патогномоничными для шизофрении, любые психопатологические феномены приобретают диагностическое значение только благодаря своеобразию, которым наделяет эти феномены шизофрени­ческая сущность.

Неврозоподобная симптоматика ограничивается обыч­но описанием явлений, называемых навязчивыми (страхи, мысли, действия). Классическое определение навязчивостей включает в себя в ряду других составляющих понимание па­циентом болезненного происхождения феномена, ощуще­ние его навязанности и бессмысленности, и что содержание, присутствующее в сознании в данный момент, помимо же­лания и воли остается в нем и не может быть произвольно удалено. Таким образом, «Я» оказывается в состоянии кон­фликта с содержанием, которое оно хотело бы подавить, но не может этого сделать. Поскольку шизофрения целиком захватывает, «пронизывает» личность больного, то труд­но представить его находящимся в состоянии конфликта с собственной психикой, мучительно отщепляющим болез­ненную симптоматику. При отсутствии волевого контроля и выбора, как это бывает при шизофрении, говорить о на­вязчивостях не приходится. Чаще мы имеем дело с заумны­ми и нелепыми страхами, контрастными представлениями, расстройствами мышления типа «умственной жвачки», сте­реотипными двигательными ритуалами, при которых мы и не ждем критического осмысления. Выступают они в общем шизофреническом контексте на фоне аутизации и нарас­тающих изменений личности.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры