Доброкачественные опухоли — остеома, гемангиома и гистоцитома возникают редко. Гемангиома считается редкой врожденной опухолью, относящейся к гамар-томам. Ее обнаруживают, как правило, либо случайно,
либо при диагностике нарушений зрительной функции (у детей — развитие косоглазия). Опасна своими последствиями (складчатость и отслойка сетчатки).
Долгое время лечение г ем ангиомы считалось бесперспективным. В наши дни офтальмологи используют брахитерапию и лазеркоагуляцию. Для жизни прогноз благоприятный, однако при запущенной гемангиоме возможна полная отслойка сетчатки и вторичная глаукома.
Невус хориоидеи встречается чаще других доброкачественных опухолей. Пациентам со стабилизированным невусом лечение не требуется, однако они должны находиться на диспансерном наблюдении, так как опухоль в течение жизни может начать расти. Прогрессирующий невус может переродиться в ме-ланому, поэтому подлежит хирургическому лечению. В настоящее время офтальмологи успешно применяют лазеркоагуляцию, в ходе которой невус разрушается. При стабилизированном невусе прогноз хороший как для жизни, так и для зрения. Прогрессирующий невус приходится рассматривать в качестве потенциальной меланомы.
Меланоцитомой называют крупноклеточный доброкачественный невус, чаще всего локализующийся в области зрительного нерва. Обычно опухоль обнаруживается случайно, так как почти не вызывает нарушений зрения. Лечения меланоцитома не требует, однако пациент с таким диагнозом должен находиться под наблюдением офтальмолога. Прогноз для жизни и зрения благоприятный, но только в том случае, если опухоль не увеличивается.
Меланома — злокачественная опухоль хориоидеи бывает веретеноклеточной и эпителиоидной. Меланому хориоидеи распознать очень трудно, для этого необходимы результаты компьютерной томографии и ультразвукового сканирования. Кроме того, прежде чем решить вопрос о лечебных мероприятиях необходимо обследование онколога на предмет обнаружения метастаз.
В недалеком прошлом меланому хориоидеи лечили только одним способом — полностью удаляли глазное яблоко. В 70-е гг. прошлого столетия офтальмологи стали использовать методы лечения, позволяющие сохранить орган, но разрушить саму опухоль. К такого рода методам относят брахитерапию (лучевую терапию), криодеструкцию, гипертермию, лазеркоагуляцию, либо склероувеоэктомию. Однако такого рода лечение возможно только при рано обнаруженных, небольших опухолях.
Меланома хориоидеи метастазирует в кровь, чаще всего поражая печень. На втором месте по частоте образования метастазов стоят легкие. При этом иммуно- и химиотерапия дают очень малый эффект.
После брахитерапии прогноз для зрения определяется локализацией и размерами опухоли.
Зрение удается сохранить лишь в 36% случаев, а глаз с точки зрения косметики — в 83% случаев. После проведенного лечения пациенты должны наблюдаться у офтальмолога до конца своей жизни. Если проведено локальное удаление опухоли и лучевая терапия, врач обязан осматривать такого пациента в течение 2 лет каждые 3 месяца, а затем еще 2 года раз в полгода. После этого достаточно осматривать больного один раз в год.
Это интересно
Диагностика внутриглазных опухолей на ранней стадии является основой успешного лечения. Обнаружить новообразование, пока оно еще не достигло значительных размеров, достаточно сложно: вначале заболевание протекает бессимптомно, и распознать опухоль может только опытный врач-офтальмолог, обследуя глазное дно через расширенный зрачок. В наши дни существует множество высокотехнологичных методов, которые позволяют подтвердить диагноз. Однако после 40 лет в целях профилактики внутриглазных опухолей рекомендуется хотя бы раз в год посещать окулиста, особенно если среди родственников пациента уже быщи случаи онкологических заболеваний.