У каждого диабетолога есть свои представления о борьбе с сахарным диабетом, своя система ценностей и опыт, которые могут сильно повлиять на обучение. Несовпадение точек зрения больного и диабетолога мешает им общаться, передавать и усваивать знания. Приведем примеры разногласия в которых могут повредить обучению.
Общий подход
Сразу подчеркнем, что жесткий, догматический подход к обучению неприемлем. Чтобы научить больного и его близких принимать правильные решения в любых ситуациях, учитывая все детали, необходимо ориентироваться на особенности их характера, состояние здоровья и жизненный уклад. Полезно заранее составить подробную программу занятий и подготовить наглядные материалы, однако может оказаться, что такая программа не соответствует интересам и способностям больного или его родственников, и тогда она будет только мешать обучению.
Подход к обучению может основываться на дисциплине, но лучше приучать больного мыслить и действовать самостоятельно. Инструктор-диабетолог должен определить, какой подход уместнее в той или иной ситуации.
Воспитание дисциплины При таком подходе обучение направлено на то, чтобы больной максимально точно следовал схеме лечения, разработанной врачом, и выполнял все его рекомендации. Медикам, которые придерживаются такого подхода, как правило, недостает гибкости, и если что-то идет не по плану, они винят во всем якобы непослушного больного.
Поощрение самостоятельности Цель этого подхода — научить больных каждый день самостоятельно принимать важные и сложные решения относительно своего лечения. Результат — больные подходят к заботе о собственном здоровье более осознанно. Облегчить процесс обучения можно так:
- Установить добрые отношения между больным и диабетологической бригадой.
- Поощрять активное участие больного в организации процесса обучения и постановке достижимых целей.
- Отвечать на вопросы больного при каждой встрече.
- Признавать и поощрять ответственность больного за лечение.
- Всячески поощрять участие близких больного в обучении.
- Ставить вместе с больным задачи обучения и определять, какие именно изменения нужно внести в его образ жизни.
- Передавать знания и навыки постепенно, учитывая индивидуальные потребности, интересы, способности и предпочтения больного и его готовность учиться.
- Давать простые и ясные объяснения, время от времени проверяя, понял ли больной материал.
- Учитывать всевозможные факторы, которые могут влиять на лечение и обучение, например культурные и религиозные убеждения, образ жизни и финансовое положение.
- Вести себя открыто, без предубеждений.Прибегать к помощи общественных организаций, искать другие источники поддержки, например в интернете. Приспосабливаясь к нуждам больного,
Инструктор-диабетолог должен учитывать множество факторов и быть готовым к компромиссам. Например, лечащий врач просит изучить те или иные темы, но результаты предварительного тестирования или другие факторы, например недостаток времени или особенности жизненного уклада больного, могут заставить изменить намеченный план. Иногда удается дать больному возможность самому выбрать, какие темы и в каком порядке будут изучаться, но в ряде случаев состояние его здоровья диктует необходимость срочно уделить внимание тем или иным вопросам, не спрашивая, хочет этого больной или нет.