Уильям Уизеринг (1741-1799)
Врач и историк Ральф Мэйджор писал в 1930-х гг.: «Наперстянка - несомненно, самый ценный сердечный препарат, когда-либо обнаруженный и один из самых ценных наркотиков во всей фармакопее». Наперстянка пурпурная,также называемая фиолетовой является цветковым растением, распространенным на большей части Европы.
В течение многих столетий листья наперстянки оказывали разное влияние на человеческий организм. Английский ботаник и врач Уильям Уизеринг стал известен своими осторожными исследованиями растения при лечении водянки, отеках и задержке жидкости в результате застойной сердечной недостаточности (ЗСН). ЗСН развивается в результате неспособности сердца осуществлять адекватный кровоток и часто является следствием нарушения работы сердечных клапанов.
Уизеринг сначала узнал об использовании наперстянки - дигиталиса, - который позже стал названием ее активного компонента, от пожилой женщины, которая торговала травами. Ее смесь состояла из 20 различных компонентов, которые казались полезными при лечении водянки. Уизеринг решил, что наперстянка была важным компонентом. В 1785 г. он издал «Доклад о наперстянке и некоторых ее медицинских применениях», в котором он описал свои опыты на пациентах, наряду с замечательными благоприятными воздействиями и предупреждением о смертельной токсичности при применении в высоких дозах. Основные токсины в наперстянке - это дигитоксин и дигоксин. Однако в терапевтических дозах эти «токсины» повышают внутриклеточный уровень кальция, увеличивают силу сокращений сердечной мышцы и полезны в качестве антиаритмических средств, чтобы контролировать сердечный ритм. Улучшается кровоток через почки, и накопленная жидкость выводится через мочевой пузырь.
Писатель X. Панда пишет: «Его тщательные, контролируемые исследования не только дали миру основной сердечный препарат (способный снижать частоту и повышать силу сердечных сокращений, улучшая кровообращение, и выводить избыток жидкости), но и послужили моделью для возвращения к жизни фармакогнозии (науки о лекарствах естественного происхождения). Благодаря усилиям Уизеринга фармакогнозия вновь получила стимул, данный ей Диоскоридом более 1700 лет до этого».