Манфред Иошуа Сакель (1900-1957)
Что общего у нижеперечисленных знаменитостей: Джеймса Форрестала (первого министра обороны США), Джона Нэша (математика, лауреата Нобелевской премии, «Игры разума»), Вацлава Нижинского (гениального танцора) Зельды Фицжеральд (романиста, жены Фрэнсиса С. Фицжеральда). Всем им применялась инсулиношоковая терапия для лечения расстройств психики.
При лечении сахарного диабета в терапевтических дозах инсулин безопасен и эффективен. Если доза слишком низка, то высокий уровень сахара в крови не снижается и диабет не контролируется. Слишком высокие дозы инсулина приводят к резкому падению уровня сахара в крови, последствием чего являются кома и судороги.
В 1927 г. польский нейрофизиолог-нейропсихиатр Манфред Сакель, работавший в Вене, применил инсулин для уменьшения беспокойства и тревожности у пациентов с наркотическим абстинентным синдромом. Когда пациентам по неосторожности ввели высокую дозу инсулина, они впали в кому, сопровождающуюся судорогами. Сакель сделал вывод, что при блокировании ослабленной нервной клетки путем введения в инсулиновую кому она сохраняет энергию и восстанавливает свою нормальную функцию, таким образом, приводя пациента с шизофренией к улучшению состояния. Позже было установлено, что польза инсулиношоковой терапии (ее также называют инсулинокоматозной терапией) заключается в коматозном состоянии, а не в «шоке».
Сакель сообщил, что у 88% пациентов с шизофренией отмечалось значительное улучшение состояния, были добавлены и другие потенциально опасные виды лечения, доступные в середине 1930-х гг. Они включали электросудорожную терапию, провоцирование судорог с помощью метразола и психохирургию (обычно фронтальную лоботомию).
Мировое психиатрическое сообщество с энтузиазмом подхватило «технику Сакеля». Типичные курсы терапии в специализированных условиях привели к 60 случаям комы. Как происходит со многими открытиями, начальный восторг от новой методики сменился сообщениями, в которых указывались неблагоприятные результаты, высокий уровень рецидивов шизофрении, побочные эффекты и даже смертельные случаи у 1-10% пациентов.
Появление препаратов для лечения шизофрении торазина и галоперидола в 1950-х гг. привело к забвению инсулинокоматозной терапии к 1970-м гг.