Более 2000 лет аконит упоминался в фольклоре, легендах и литературе, играя роль и яда, и лекарства. Древние китайцы и галлы использовали его в качестве яда для стрел. Старые и слабые мужчины на острове Кея в Эгейском море, которые больше не видели смысла в земном существовании, уходили из жизни, выпивая яд, содержащий аконит.
В легендах писали, что аконит использовался в древней Галлии как "любовный яд": мужчины умирали после сексуального контакта с женщинами, принимавшими аконит с младенчества. В Средневековье аконит (также известный как борец и морозник зимний) использовался в качестве яда, лекарства или оберега от оборотней, который смешивали с белладонной в летательных мазях ведьм.
В 1760—1770-х гг. венский врач барон Антон фон Штерк провел подробное исследование восьми ядовитых растений, известных с древних времен, в том числе болиголова, колхикума (колхицина) и аконита, с намерением использовать их как лекарства. Свои опыты он проводил на собаках и себе самом. В 1702 г. Штерк ввел аконит в медицинскую практику для лечения подагры, ревматизма, лихорадки и отека желез. Его использовали как мазь и принимали внутрь для снижения температуры тела. Аконитин был идентифицирован в 1833 г. как активное вещество аконита. Его продолжали использовать, не полагаясь на клиническую эффективность, многие десятилетия XX в.
Аконит — это высушенный корень садового растения Aconitum napellus, которое иногда принимают за хрен, с потенциально опасными для здоровья последствиями вплоть до остановки сердца. В 2004 г. канадский телеведущий и киноактер Андре Ноубл умер от такого отравления в Ньюфаундленде. Было и преднамеренное использование аконита при самоубийстве и преступном отравлении.
Аконит упоминается в литературных произведениях Уильяма Шекспира (Генрих IV, часть П, ок. 1597), Джона Китса (Ода Меланхолии, 1884), Агаты Кристи («Что увидела миссис МакДжилликади!», 1957) и Джоан Кэтлин Роулинг («Гарри Поттер и узник Азкабана», 1999).
Аконит в Средневековье использовался как оберег от оборотней. Изображенная на этом рисунке горгулья, говорят, была оборотнем. Она расположена на Муленском соборе и была предназначена для запугивания верующих, которые не посещают церковь. Помимо этого, горгульи использовались в качестве водостоков, отводящих потоки дождевой воды от стен здания.