Иоганн Хартлиб (1410-1468), Альфред Дж. Кларк (1885-1941)
В легендах о шабаше, или черной мессе, датируемых XV-XVIII вв., рассказывалось о ночных слетах ведьм, демонов и Сатаны, на которых происходили дикие танцы и сексуальные оргии. Почему обвиненные женщины признавались в связи с дьяволом, когда наказанием за колдовство была смерть через повешение или сожжение на костре? Пытки, усовершенствованные инквизицией, несомненно, развязывали многие безвинные языки. Использование «летательной мази», впервые описанной в 1456 г. баварским врачом Иоганном Хартлибом, могло быть одной из причин этих чистосердечных признаний.
Как говорили, ведьмы летали на шабаш на метлах, кошках или других животных. Они приобретали «способность летать» после нанесения грязно-зеленой мази, содержащей экстракты растений, которые, возможно, вызывали физиологические изменения, похожие на ощущение полета. Ряд вопросов был поднят относительно природы этой мази, включая предполагаемые компоненты и места нанесения.
При втирании в тело активные компоненты мази проникали внутрь кожи и попадали в кровоток. Однако если мазь попадала на область влагалища, возможно, как предполагают некоторые авторы, ее впитывание было более интенсивным и вызывало сексуальные фантазии, сопроиождающие шабаш.
Летательные мази были многочисленны и различны и составу. Некоторые из них были проанализированы выдающимся фармаколог л А. Дж. Кларком из Университетского колледжа в Лондоне, который закл! [ил, что среди многочисленных компонентов самыми ценными были аконит : [ красавка. Кларк размышлял так: если ощущение полета можно объяснить дрожью по телу и нерегулярным сердцебиением, обусловленными действием аконита, то беспокойство, переходящее в делирий (безумие), вызывалось белладонной.
1692 г. 19 женщин и мужчин были признаны виновными в колдовстве и казнены в Салеме, Массачусетс. Наказания за колдовство закончились в Европе к концу XVIII в.