Пока еще непонятно, как применение новых рекомендаций отразится на выявляемости сахарного диабета в разных группах населения. Рассмотрим, например, результаты метаанализа нескольких исследований, проведенных в Океании. В них был» вовлечены 20 624 человека; у каждого измеряли уровень глюкозы в плазме натощак и на 120-й минуте ПТТГ. Сахарный диабет был впервые выявлен у 903 человек, причем у 31 % больных с диагнозом, установленным по уровню глюкозы натощак > 7 ммоль/л, уровень глюкозы на 120-й минуте ПТТГ был ниже 11,1 ммоль/л, то есть по этому критерию сахарного диабета у них не было. В ретроспективном исследовании в Миннесоте, включавшем 7500 человек, установили, что именно уровень глюкозы натощак является основным показателем индивидуального риска сахарного диабета и что применение нового критерия (уровень глюкозы натощак > 7 ммоль/л) позволяет раньше выявлять сахарный диабет у лиц из группы риска [37]. Напротив, Европейское исследование по эпидемиологии сахарного диабета (DECODE, the Diabetes Epidemiology: Collaborative analysis of Diagnostic criteria in Europe), включавшее 29 108 человек, показало, что если диагностировать сахарный диабет только по уровню глюкозы натощак > 7 ммоль/л, то в 31% случаев болезнь останется нераШо^МЁЯ того, оказалось, что чувствительность и специфичность этого критерия зависят от индекса массы тела .
Хотя данные литературы по этому поводу противоречивы, из них следует, что уровень глюкозы в плазме натощак, и уровень глюкозы на 120-й минуте ПТТГ, и содержание НЬА|С играют роль в диагностике сахарного диабета.
В новых рекомендациях была впервые обозначена верхняя граница диапазона нормальных концентраций глюкозы в плазме натошак (6,1 ммоль/л) и выделено особое метаболическое состояние — пограничная гипергликемия натощак. При этом состоянии уровень глюкозы превышает норму, но не достигает «диабетических* значений, то есть находится в интервале 6,1 —6,9 ммоль/л. Пограничную гипергликемию натощак расценивают не как болезнь, а как фактор риска сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний [40]. Какова истинная верхняя граница нормы для глюкозы — неизвестно. Так, исследование, проведенное на острове Маврикий, показало, что риск сахарного диабета у лиц с нарушением толерантности к глюкозе примерно такой же, как у лиц с концентрацией глюкозы натощак от 5,8 до 6,9 ммоль/л.
Сегодня нарушение толерантности к глюкозе, так же как и пограничная гипергликемия натощак, считается не болезнью, а фактором риска сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. По данным проспективного исследования, проведенного в Нидерландах, у лиц с нарушением толерантности к глюкозе заболеваемость сахарным диабетом типа 2 составляет 13,8% в год; примерно у 25% восстанавливается нормальная толерантность к глюкозе; у некоторых нарушение толерантности к глюкозе сохраняется [42]. В США заболеваемость сахарным диабетом типа 2 у лиц с нарушением толерантности к глюкозе составляет примерно 5% в год среди белых, но превышает эту цифру в этнических группах, предрасположенных к сахарному диабету типа 2 (см. ниже) [3]. Примерно такая же заболеваемость должна быть и среди лиц с пограничной гипергликемией натощак, но данных, подтверждающих это предположе-ние, мал$| льтернативные подходы к диагнозу
Повышенный уровень НЬА,С пока не входит в число диагностических критериев сахарного диабета, а между тем именно этот показатель играет важнейшую роль при выборе лечения. Скептическое отношение к измерению НЬА, как к способу диагностики сахарного диабета отчасти обусловлено трудностями стандартизации измерений НЬА, хотя в США, например программа стандартизации уже разрабатывается [43]. Кроме того, уровни глюкозы, которые служат критериями диагноза сахарного диабета, не соответствуют уровням НЬА,в, достижение которых является целью лечения. Так, уровень НЬА,С оказывается нормальным у 60% больных сахарным диабетом, диагностированным по уровню глюкозы в плазме натощак от 7 до 7,8 ммоль/л и у 66% больных сахарным диабетом, диагностированным по уровню глюкозы на 120-й минуте ПТТГ от 11,1 до 13,3 ммоль/л. Если ставить целью снижение уровня НЬА|С, то непонятно, как надо лечить таких больных, надо ли их лечить вообще и какова тактика ведения. Мы предлагаем диагностический алгоритм, не санкционированный Американской диабетической ассоциацией и ВОЗ, но основанный на клинических данных. Этот алгоритм складывается из измерения глюкозы натощак и, при необходимости, измерения НЬА|С и базируется на следующих рассуждениях.