- Обвиняйте не ребенка, а его плохое поведение. Дайте ему понять, что вы не одобряете лишь его действия или его отношение к чему-нибудь, а не его самого как личность. Убедите его, что вы его любите, просто вам не нравится его поведение в данный момент. © Подумайте о причинах того или иного поведения ребенка и о возможности практического решения/Вполне вероятно, что ваш ребенок своим поведением старается сказать вам что-то, на что вы можете разумно прореагировать, чтобы разрешить возникшую проблему. Например, если он постоянно поздно встает по утрам, возможно, он не высыпается и ему стоит ложиться спать раньше.
- Избегайте сарказма и насмешек. Высмеивание не предлагает конструктивных решений и только обидит ребенка.
Истории из жизни.
Нередко приемы, которыми учителя пользуются в школе, прекрасно срабатывают и дома. После того как я пять минут напрасно старалась завладеть вниманием Кайл, она сообщила мне, что не слышала меня. Когда я сказала, что меня это очень огорчает, она предложила мне использовать предупреждающую систему «один-два-три», как делает ее учительница в школе. Она объяснила мне, что, когда я скажу «два», я должна похлопать ее по плечу, а при счете «три» она будет наказана. Такой простой и эффективный прием, доведенный до совершенства учительницей двадцати неуправляемых второклассников, действовал чудесным образом.
- Научите ребенка идти на компромисс и на переговоры. Постарайтесь иногда уступать ему по непринципиальным вопросам, чтобы приберечь твердое «нет» на те случаи, когда оно действительно понадобится.
Альтернатива
- Старайтесь реже говорить «нет». Будьте готовы идти на переговоры. Пользуйтесь следующими альтернативами слову нет
- предложите сделать то, что хочет ребенок, в следующий раз или попозже;
- попросите минутку подумать, взвесьте все «за» и «против», до того как ответить; № пусть ваш ребенок постарается убедить вас (это научит его вести переговоры и даст вам время подумать о своем решении);
- предложите ребенку что-то другое вместо того, что он хочет.
- Другой вариант остановить ребенка, сказав «Не трогай!» или «Это не игрушка». При этом мягко, но твердо отведите руку ребенка.
Наказания в виде тайм-аутов
- Наказание должно следовать непосредственно за проступком. Пусть ребенку в качестве наказания будет запрещено разговаривать с кем-нибудь.
- Посадите ребенка в скучное место без игрушек и товарищей по играм, например на лестницу. Но только не в его спальню. Иначе она будет вызывать у него негативные ассоциации.
- Проводите ребенка на лестницу или на стул для наказаний, не выходя из себя и не давая слишком длинных объяснений.
- Если ребенок отказывается идти туда или не желает оставаться на месте наказания, отведите его сами и посадите себе на колени, если потребуется. Не смотрите на провинившегося, не начинайте разговора и не читайте ему нравоучений, иначе вы нарушите цель тайм-аута: дать ребенку время успокоиться и подумать над своим поведением.
- Пользуйтесь общим правилом: одна минута тайм-аута на каждый год жизни ребенка. Для малышей устраивайте тайм-аут не больше одной-двух минут.
- - начинайте отсчитывать время тайм-аута только после того, как ребенок немного успокоится: он не кричит, не находится в раздраженном состоянии и не говорит с вами неуважительно;
- используйте таймер, показывающий, когда истечет тайм-аут, чтобы ребенок ассоциировал наказание с более объективным источником, чем вы.
- Никогда не относитесь к тайм-ауту как к неотвратимому тюремному приговору. Если ребенок взял себя в руки, вы можете объявить, что тайм-аут окончился.
- Для достижения более эффективных результатов иногда заменяйте тайм-ауты лишением поощрений.
- Изредка вы можете просто посадить ребенка на диван и, когда он придет в себя, поговорить с ним и обсудить что-нибудь.
- Устраивайте тайм-ауты и себе, когда вам нужно время, чтобы остыть или вы хотите продемонстрировать ребенку, что сами вели себя неприемлемо, например кричали или били его.