- Оказывайте ребенку максимум внимания, дабы у него не возникала необходимость привлекать ваше внимание к себе любым способом. Хваля ребенка за хорошее поведение, вы даете ему мощный позитивный стимул. Часто ребенок плохо себя ведет, потому что знает: это верный способ обратить на себя ваше внимание, независимо от того, будете ли вы хвалить его или ругать. Постарайтесь не реагировать на плохое поведение, если ребенок явно использует его как средство привлечения внимания.
- Приучайте ребенка к дисциплине так, чтобы это было •непосредственно связано с его поведением и помогало ему понять последствия плохого поведения. Если ребенок бросает игрушку, попросите его поднять ее или заберите. Если он порвал книгу, помогите ему заклеить ее и не давайте пока другую. Реагируя на вспышки раздражения или нежелательное поведение отпрыска, добивайтесь, чтобы он изменил поведение, но не путайте приучение к дисциплине и наказание. Приучение к дисциплине не сводится к наказанию и упрекам. Важно понимать, что ребенок зачастую осваивает мир и нормы поведения методом проб и ошибок. Ему необходимо исследовать границы дозволенного поведения. А взрослый должен указывать ему на неверные шаги и хвалить за старание и успехи.
- Учите ребенка самоконтролю на личном примере. Воспитывая ребенка, говорите спокойным, твердым тоном. Не срывайтесь на крик и вообще старайтесь реже повышать голос. Крик не только действует на ребенка негативно, он также учит его самого несдержанности, когда он сердит или расстроен. Если вы отчитываете ребенка, постарайтесь сделать паузу и успокоиться. Извинитесь перед ним за то, что вышли из себя. Не прибегайте к физическим наказаниям. Когда вы бьете ребенка, то демонстрируете ему отсутствие самоконтроля у вас самого.
- Прибегайте к наказанию только за такие поступки, о недопустимости которых вы уже предупреждали ребенка.
- Наказывая ребенка, всегда объясняйте ему, почему вы это делаете, так, чтобы он точно знал, за что его порицают: лишают игрушки или чего-то приятного. Смысл наказания в том, чтобы дать ребенку время успокоиться и подумать над своим поведением.
- Не обманывайте, угрожая наказанием, если вы не собираетесь осуществлять его. Выполняйте свои обещания. Сказав ребенку, что, ее-. ли он не уберет игрушки, вы их выбросите, вы вынуждены будете сделать то, что обещали. Всегда, прежде чем прибегнуть к дисциплинарным мерам, дайте ребенку возможность исправить ситуацию. Установив твердые правила, вы облегчите своему ребенку понимание того, какого поведения вы от него ожидаете.
- Вы, ваш партнер и человек, ухаживающий за ребенком/ должны последовательно приучать его к дисциплине. Воспитывайте ребенка вместе с вашим партнером, чтобы он понял, что вы оба придерживаетесь одного мнения относительно его поведения, и таким образом, ни один из вас не будет для ребенка «плохим». Если вы работаете, избегайте попыток баловать отпрыска, приходя домой, чтобы компенсировать свое отсутствие дома в дневное время. Обсудите с няней или бабушкой то, как они реагируют на капризы своего воспитанника, и убедитесь в том, что они придерживаются тех же правил, что и вы.
- Появление нового малыша в семье является для старшего ребенка большим стрессом, независимо от степени его зрелости. Временами младенец будет казаться ему существом, посягающим на его права.
- Ожидайте у старшего малыша откат назад в поведении: приучении к туалету, ночном недержании мочи, возвращении к пустышке или к бутылочке, к сосанию пальца или к импульсивному поведению, вспышкам раздражительности, т. е. к тому, что вы считали уже пройденным этапом. Если вы с этим столкнетесь, постарайтесь быть терпеливыми. Скорее всего, через некоторое время ребенок преодолеет эти проблемы сам. Более того, не отмахивайтесь от его ревности и тревоги. Уделите большое внимание его переживаниям, и это, скорее всего, поможет ему быстрее преодолеть их. Каждый день показывайте ребенку, как вы его любите, и проявляйте о нем заботу, в которой он нуждается.
- Найдите игровую группу для вашего малыша. Здесь он обретет приятелей для общения, а вы — свободное время и новые знакомства. Многие игровые группы формируются из очень маленьких детей и продолжают существовать до их школьного возраста. Эти группы помогают ребенку научиться общению в коллективе и на их базе формируются сообщества соседских семей. Даже если ваш ребенок слишком мал для совместных игр, пребывание его в группе позволит вам общаться с другими мамами.
- Демонстрируйте поведение, которое бы вы хотели выработать, и ваш ребенок, скорее всего, усвоит хорошие манеры. Учите манерам на собственном примере. Пользуйтесь хорошими манерами и подбираите слова постоянно, особенно когда обращаетесь к малышу с каки ми-то просьбами. Ребенок будет копировать вас, прибегая к тем же манерам и фразам.