Фенотип Du описан Stratton в 1946 г. [631] как новый вариант антигена системы резус, слабо реагирующий с сыворотками анти-D. Частота Du у европеоидов около 0,1 %. Находку подтвердили многие авторы [202, 218, 266, 329, 339, 429, 561]. Вскоре выяснилось, что различия между антигеном D и Du имеют количественный, а не качественный характер [548, 578, 635]. Эритроциты Du адсорбировали анти-О-антитела в меньшей степени, чем обычные эритроциты D+, однако снятый с них элюат не проявлял какой-либо особой анти-Ои-специфичности.
Эритроциты Du не реагируют в реакции солевой агглютинации с полными IgM анти-О-антителами, но реагируют с неполными IgG анти-О-антителами в коллоидных тестах, непрямой антиглобулиновой пробе. В ферментных методах они реагируют слабее (Stratton [632]). В отдельных случаях, при очень слабой выраженности антигена Du, его выявляют только непрямой антиглобулиновой пробой. Третьим элементом, отличающим фенотип Du от D, является присутствие в этих эритроцитах примерно в 98 % случаев сильновыраженного антигена С.
Первоначальное обозначение Du, данное Stratton, в настоящее время заменено общим понятием «слабый D-антиген», или «слабый D-фенотип». Современные моноклональные реагенты анти-D агглютинируют большинство образцов крови, которые раньше при использовании поликлональных сывороток были бы отнесены к слабому D-типу.
Эксперименты с поли- и моноклональными анти-О-антителами показали, что эритроциты D+ лиц CDe/cde и cDE/cDE несут соответственно около 10 тыс. и 30 тыс. участков антигена D на 1 эритроцит [364, 568]. На эритроцитах лиц Cde/cDue со слабым D-антигеном число антигенных участков снижено до 300 [648].
Beckers и соавт. [159] исследовали 6 человек со слабым D-антигеном и установили, что число участков антигена D у них составило от 500 до 1000 на одну клетку; 4 обследованных имели фенотип D+C+c+E-e+, 2 - D+C-c+E+e+, т. е. не содержали антигена С. Все 6 человек имели ген RHD, который был абсолютен нормальным при исследовании в Саузерн-блоте и ПЦР. Авторы не пришли к какому-либо определенному выводу относительно механизма низкой (антигена D на эритроцитах исследованных людей. ВозможнЛэто связано с неэффективной транскрипцией или трансляцией участков нормального гена или другими механизмами, обусловливающими подавление продукции антигена.
По данным разных авторов, в среднем число антигенных участков на эритроцитах со слабым D, снижено до 5-10 % от нормального уровня [157,187,648]. рНВ литературе обсуждаются 3 возможных механизма появления слабого фенотипа D.
Первый механизм обусловлен позицией транс генов С и D. В 1952 г. появилось сообщение Ceppellini и соавт. [204] о том, что у некоторых людей гаплотип Cde снижает продуктивность гена Д расположенного на другой хромосоме, т. е. находящегося по отношению к гену С в позиции транс. Слабый D-фенотип часто обнаруживают у лиц с генотипом CDe/Cde и cDe/Cde [218, 329, 339,429].
Феномен ингибиции гена Д расположенного на одной хромосоме, генным комплексом Cde гомологичной хромосомы подтвержден другими авторами.
Гаплотип CdE в положении транс, как считают McGee и соавт. [470], так же как и гаплотип Cde, вызывает уменьшение продукции D-антигена.
То, что слабый D-антиген формируется в результате супрессирующего влияния гена С, стало ясно из семейных исследований. Ген D родителей, имевших слабый D-фенотип, кодировал у детей продукцию нормального D-антигена, когда передавался им по наследству с геном С в позиции цис. Наследование гена С в позиции транс сочеталось со слабым D-фенотипом.
Еще одно подтверждение высказанного положения: известно, что эритроциты лиц cDE/cDE, лишенные гена С, несут от 16 000 до 33 000 участков антигена D на одну клетку, а лица CDe/CDe - меньшее число антигенных участков - от 14 000 до 19 000.
Таким образом, существование слабого D-фенотипа у лиц, имеющих нормальный ген RHD, объясняется тем, что на экспрессию антигена D влияет ген С другого гаплотипа RH. Однако это правило не является абсолютным. Некоторые лица Cde/cDe имели слабый D-антиген, а на эритроцитах других людей с таким же генотипом D-антиген был выражен нормально [218, 612].
Второй механизм появления слабого D, серологически неотличимого от формы Du, обусловлен отсутствием на полипептиде Rh некоторых эпитопов D. Необходимо отметить, что отсутствие одного или даже нескольких эпитопов не всегда проявляет себя как слабый D-фенотип. Большая часть эритроцитов с парциальными D-антигенами реагирует с анти-О-сыворотками так же активно, как если бы на веществе Rh присутствовали все эпитопы D [660, 661].
Третий механизм формирования слабого D связан с функцией редкого, с частотой менее 0,1 %, аллеля RHD, который кодирует продукцию всех эпитопов D, но в меньшем количестве, чем обычно должно быть представлено на эритроцитах 'ШШ Такой тип слабого D хорошо прослеживается при семейных исследованиях,
дается от родителей детям [394,631,635]. При данном типе слабого D ген D не зависит от влияния гена С в положении транс или цис.
Молекулярно-биологические исследования лиц со слабым D-фенотипом позволили установить типичную для JWD-гена последовательность матричной
РНК с нормальной промоторной областью. Однако сравнительные исследования с помощью ПЦР показали, что количество 1)-специфического транскрипта у лиц со слабым D уменьшено. Низкая экспрессия D-антигена при слабом фенотипе D обусловлена, как полагают Beckers и соавт. [157] и Rouillac и соавт. [582], не мутациями в кодирующей последовательности RHD-гет, а уменьшением активности матричной РНК.
Другие исследователи (Wagner и соавт. [692]) отметили, что все образцы геномной ДНК, полученные от 16 лиц со слабым фенотипом D, высокогетероген-ны. Некоторые экзоны (4 и 5) в результате генной конверсии частично были замещены соответствующими последовательностями, характерными для RHCE-гена. Аминокислотные замены наблюдались в трансмембранном и внутриклеточном сегментах протеина, но они не затрагивали экзофациалыгую часть, определяющую антигенную специфичность (табл. 4.11).
Считается, что при фенотипе Du имеется селективная депрессия участков гена D. При этом ген Сс/Ее не затронут. Указанная выборочная депрессия не связана с каким-либо повреждением структуры гена D и его промоторной последовательности в области от -600 до +41. Как показали Rouillac и соавт. [582], транскрипты генов D и Du имели нормальную аминокислотную последовательность, однако уровень D-экспрессии транскриптов у доноров Du был в 4-5 раз ниже, чем в образцах с обычным фенотипом D. Экспрессия транскриптов СБ-гена была одинакова для лиц Du и D+.
Не поврежденные по сравнению с нормой гены D и СЕ обнаружены у некоторых лиц с фенотипом и Rhnull [214,233], что указывает на существование неизвестного пока регуляторного механизма помимо /?#-генного кодирования, который может влиять на экспрессию антигенов.
Вскоре после открытия Du появились сообщения, что эритроциты со слабым D после трансфузии реципиенту D- могут вызвать у него продукцию анти-D-антител (Rosenfield и соавт. [578]), а реципиенты со слабым D-антигеном после переливания им резус-положительной крови с нормально выраженным антигеном D могут вырабатывать резус-антитела (Argall и соавт. [139]).
Ruffie и Carriere [588] получили анти-О-антитела в результате искусственной иммунизации добровольцев эритроцитами Du.
В связи с подобными, однако не столь многочисленными наблюдениями, свидетельствующими об иммуногенности Du, людей со слабым D-антигеном принято относить к D- если они являются реципиентами. Если люди со слабо выраженным D-антигеном (Du) являются донорами, их причисляют к резус-положительным и их эритроциты переливают только резус-положительным больным.
Длительное время оставалось непонятным, почему в сыворотке крови лиц со слабым D-антигеном, имеющим количественное, но не качественное отличие от обычного D-антигена, могут присутствовать антитела анти-D.
Pietrusky [526] высказал предположение, что антиген D неоднороден и состоит из многочисленных парциальных вариантов: Dp D2, D3 и т. д. Полный набор парциальных вариантов соответствует полноценному D-антигену. Отсутствие какого-либо парциального фактора или одновременно нескольких факторов приводит к появлению ослабленных форм.
Лица, лишенные определенных парциальных антигенов, могут вырабатывать по отношению к ним антитела. В свою очередь сыворотки анти-D, по мнению Pietrusky, также могут содержать по отдельности или в разных комбинациях антитела анти-D , анти-02, анти-03 и т. д. В связи с этим эритроциты со слабым D по-разному реагируют с набором сывороток анти-D. Некоторые образцы эритроцитов Du агглютинируются одними и слабо или вовсе не агглютинируются другими сыворотками, показывая большое разнообразие форм.
Серологические свойства эритроцитов Du подробно изучены Т.М. Пискуновой [85, 86], обнаружевшей, что агглютинабельность эритроцитов Du у разных лиц носителей этого фенотипа неодинакова. Она варьирует от очень слабой, выявляемой в антиглобулиновой пробе, до средней степени выраженности. В последнем случае антиген D может быть выявлен с помощью желатинового и других методов с применением коллоидов, а также в реакции агглютинации в солевой среде.
[Эритроциты со слабым D характеризуются низкой авидностью антигена и сниженной адсорбцией как полных, так и неполных анти-Б-антител. О низкой авидности антигена Du можно судить по более легкой элюции антител анти-D с эритроцитов этого типа. В элюатах обычно присутствуют анти-О-антитела, идентичные тем, которые имелись в сыворотках, взятых для адсорбции. Элюаты с эритроцитов Du и D по специфичности не отличаются. Последнее обстоятельство указывает на то, что антигены Du и D качественно однородны. Какие-либо специфические анти-Ои-антитела не найдены.
Сегодня имеются все основания полагать, что лица, чей фенотип Du обусловлен генной ингибицией полипептида D (позиция транс гена RHC), а также лица, чей фенотип Du обусловлен аллельным геном D", не могут вырабатывать анти-О-антитела, поскольку содержат все эпитопы D-антигена, хотя и в ослабленной форме. Антитела анти-D (парциальные) могут вырабатывать лишь те люди, чей фенотип слабого, а также нормально выраженного D обусловлен отсутствием нескольких важных для экспрессии антигена D эпитопов. Подобные варианты антигена правильнее относить к группе парциальных D-антигенов, а не к категории слабых D-фенотипов (собственно Du). Такое разграничение принципиально важно для оценки значения этих двух групп антигенов в транс-фузиологии, поскольку специфические антитела к парциальным антигенам D являются реальностью, а антитела к антигену Du до сих пор не найдены.
В настоящее время признано (Mollison и соавт. [476]), что продукция анти-D-антител лицами со слабым D-антигеном, получившими переливание крови D+, относительно редкое явление. Подавляющее большинство людей D+ не могут образовывать аллоиммунных анти-Б-антител. Такой же редкой является пгюдукция резус-антител лицами cde/cde после переливания им эритроцитов со слабым фенотипом D. о сводке Schmidt, Morrison и Shohl (цит. по Issitt и Anstee [374]), 45 реципиентам D- было перелито 68 доз крови со слабым D и ни у одного из них не выработались анти-О-антитела. Крайне редко слабый D-антиген становился причиной гемолитической болезни новорожденных. Тем не менее, большинство специалистов-трансфузиологов разделяют мнение о том, что лиц Du следует рассматривать как резус-положительных доноров, но как резус-отрицательных реципиентов.
Относительно применения у родильниц с фенотипом Du иммуноглобулина анти-D с профилактической целью мнения расходятся. Одни авторы [394] полагают, что его назначать не следует в связи с редкостью такой сенсибилизации, а также с тем, что введенный препарат скорее всего адсорбируется на эритроцитах женщины и не выполнит ожидаемой защитной функции. Другие высказывают опасение, что при рутинном определении резус-фактора в родильном Тв родильницы Du будут фенотипированы как Rh- и им будет введен этот препарат понятно, что решение о введении анти-Б-иммуноглобулина родильницам с фенотипом Du требует индивидуального подхода и тщательного имму-носерологического обследования женщины в каждом конкретном случае.