Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Невроз — это психическое заболевание, в основе кото­рого лежит неудачно, непродуктивно разрешаемое лич­ностью противоречие между нею и реальностью.

Невроз возникает на почве столкновения желаний лич­ности и действительности, которая их не удовлетворяет, то есть невроз — это нарушение системы отношений челове­ка не просто с реальностью, а с весьма для него значимыми сторонами реальности. Не менее важно, что ситуация, при­водящая к неврозу, актуальна и неразрешима, компромисс невозможен; налицо длительно существующий личностный конфликт. Именно из него вырастает самостоятельное ав­тономное и динамичное психическое целое — невроти­ческий комплекс. Поскольку неразрешимый конфликт, сопровождающийся интенсивной эмоцией неудовольствия, мучителен для личности, невольно возникает неосознавае­мое стремление вытеснить его из сознания, изолировать от всей остальной личности и тем самым его игнориро­вать. Обособившись, невротический комплекс приобретает определенную автономию, но в связи с тем, что изоляция комплекса всегда остается неполной, он в состоянии кос­венно причинять личности беспокойство, проявляя себя невротической симптоматикой. Таким образом, обособле­ние невротического комплекса, перемещение его на неосо­знаваемый уровень — наиболее существенный признак невроза.

Перечислив классические положения, обратим внимание на то, что человек находится в постоянном взаимодействии с миром, отношениях с людьми, реакциях на ситуации. Все, что как-то его касается, составляет его жизнь и не может быть для него незначимым, будь это невосполнимая утрата или уязвленное самолюбие, несовершенное мироустрой­ство или прыщик на видном месте. Неготовность к парт­нерству с жизнью, неспособность конструктивно решать предлагаемые ею задачи — следствие в большей мере изна­чальной слабости личности, нежели патогенности ситуации. То есть патогенность ситуации в определенном смысле за­ключена в самой личности, в ее негибкости, недостаточной пластичности, в силу чего ситуация становится значимой и непродуктивно разрешаемой. Именно неразрешимость си­туации для данной конкретной личности, воспринимаемая ею как жизненная неудача, вызывающая мучительное пере­живание неудовлетворения потребностей, влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию и в итоге наделяет эту ситуацию качеством патогенности, в данном случае «неврозогенности». Отсюда следует, что главный неврозообразующий фактор — личность, наделенная «пре- диспозицией» или преневротическим радикалом, при кото­ром наиболее рельефно представлены гиперсоциальность, честолюбие, сенситивность и тревожность. То есть налицо сочетание тонкости, дифференцированности, хрупкости и необходимости соответствовать ожиданиям, быть в посто­янном тонусе.

Признавая черты характера генетически детерминиро­ванными, следует также оценивать и преневротическую диспозицию и, соответственно, ставить вопрос о наслед­ственном предрасположении к невротическим реакциям, неврозам и пограничным состояниям в широком смысле. Без личностной готовности даже при очень серьезных жиз­ненных трудностях невроз не сформируется. При наличии же таковой ситуация, подходящая к почве «как ключ к зам­ку» по Э. Кречмеру, сделает невроз очень реальной пер- спективой. И чем беднее адаптационный ресурс, тем она реальнее. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоя­нием. Слово «принципиально» употреблено не случайно, поскольку благоприятное разрешение и даже устранение неврозогеннои ситуации не всегда приводит к выздоров­лению. Гармонизация личностного реагирования вообще, а не только в конкретной обстановке, зачастую требует многолетних усилий психотерапевта, что дополнительно свидетельствуют в пользу примата личности в личностно­ситуационном конфликте при неврозе.

Пограничные состояния и неврозы в том числе не являют­ся промежуточным звеном между психозами и здоровьем. Их нельзя рассматривать ни как начало или стадию «боль­шого» психоза, ни как мост между здоровьем и психотиче­скими состояниями, ни как переходную симптоматику. При установленном диагнозе невроза перехода симптоматики с невротического на психотический уровень не встречается, трансформации невроза в психоз не бывает. Неврозы, как и другие пограничные заболевания, представляют собой осо­бую патологию со своими причинами, закономерностями течения, предпочтительной симптоматикой и недостаточно изученными механизмами развития и патофизиологической базой. Мнение Э. Крепелина, что в клинических проявлени­ях отражается «предуготовленный характер реагирования мозга», что симптоматика не создается патогенным факто­ром, а лишь включается под его воздействием, справедливо и для пограничных состояний, и, в частности, неврозов.

Для невроза характерны функциональный характер, воз­никновение в результате внутриличностного конфликта, отсутствие психотической симптоматики, органического дефекта и, с определенного возраста, сохранение крити­ческого самосознания личности и сознания болезни. Трем классическим формам невроза соответствуют три типа лич­ностного конфликта. При неврастении имеет место несоот­ветствие между возможностями личности и требованиями реальности, то есть «хочу, но не могу». Для истерического невроза типично противоречие между личностью и дей­ствительностью, которую эта личность не в состоянии под­чинить своим требованиям, равно как и отказаться от этих требований, то есть «хочу, хоть и не имею права». При не­врозе навязчивых состояний личность во власти противо­речивых тенденций, то есть испытывает конфликт типа «хочу, но не могу решиться». Понятно, что разновидности личностных конфликтов сформулированы в общей фор­ме, достаточно приблизительны и в разных состояниях и стадиях болезни могут видоизменяться. Таким образом, в возникновении и клиническом оформлении невроза орга­нически сочетаются психогения и преморбидные особенно­сти личности.

Кратко остановлюсь на особенно неврозогенных ситуа­циях у детей разного возраста. Наиболее психотравмирую­щим, нарушающим отношения в системе «мать — дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные роды, гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) — уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства — ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, ощущение вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).

В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Между психотравмой и клиническими проявлениями мо­жет иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработ­ка информации, тем этот период дольше. Невротическое заикание может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический энурез и тики — через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее латентный период (до нескольких месяцев).

У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально де­фектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.

Невропатия — врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невроти­ческие явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рожде­ния проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Возбудимость, раздра­жительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при невропатии имеет место патология соматовегетативной основы; пси­хопатия же — аномалия характера, то есть высоких слоев личности. У невропатов чаще астеническое телосложение, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пла­стичны и нередко музыкальны, быстро психически развива­ются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них бес­причинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекват­ном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении невро­зов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.

Другой механизм состоит в формировании патологи­ческой условно-рефлекторной связи между состоянием аффекта и необходимостью интенсивной деятельности в момент аффективного напряжения. Например, острая по- А требность говорить или кричать или потребность в дея- тельности, сопровождающейся усиленным дыханием и т.д. I Представления о патогенезе невроза, как видно из сказан- щ ного, весьма поверхностны и туманны.

Довольно часто в анамнезе удается найти объяснения уязвимости, слабости той или иной системы. Это, например, перенесенная ребенком тяжелая диспепсия, оставившая след в виде слабости пищеварительной системы, коклюш, приведший к слабости дыхательной системы. Нарушение формирования речи (по разным причинам) делает при псйхогении уязвимой именно речевую функцию. В первом случае мы видим психогенно обусловленную анорексию, нервные рвоты и т.д., во втором — нервную одышку, нерв­ный кашель, в третьем — заикание и мутизм.

Неврогенные расстройства пищеварительной систе­мы (анорексия, рвоты, энкопрез) чаще наблюдаются у детей раннего возраста и дошкольников. Среди психотравмирую­щих факторов — разлука с матерью, помещение в детсад, грубость и насилие педагогов.

Непосредственным поводом к возникновению первич­ной невротической анорексии часто является попытка ма­тери накормить насильно, перекорм, совпадение кормления с неприятным впечатлением (резкий окрик, ссора взрослых, «подавился» и пр.) Клиника известна — ребенок отказыва­ется от любой пищи или крайне избирателен в еде. Ест мед­ленно. Из-за повышенного рвотного рефлекса часта рвота во время еды. Как правило, при рвоте родители прекращают кормление или вообще «сдаются» — не ведут в садик и т.д. Этот механизм фиксируется, закрепляется и генерализует­ся, рвота становится ответом на все нежелаемое ребенком.

У детей, давно овладевших навыком опрятности, в новой непривычной обстановке (ясли, школа) наряду с другими симптомами может появиться временное недержание кала. Но чаще при энкопрезе выявляются хроническая психо- травматизация в семье, длительная эмоциональная депри­вация, чрезмерные требования родителей в отношении опрятности, внешнего вида и т.д. Нередко энкопрез приоб­ретает упорный характер. Диагноз базируется на сочетании непроизвольного недержания кала с другими расстройства­ми невротического уровня и наличием психотравмирующей обстановки. Но патогенез все-таки малопонятен. В отдель­ных случаях энкопрез как форма регрессивного поведения является неосознаваемой протестной реакцией на предъ­явление непосильных требований. Буквально: «Отстаньте, пожалейте, я еще маленький».

У детей младшего возраста нередки «нервный кашель» и «нервная одышка». Особенно часто в анамнезе прослежи­ваются тяжелый (с «закатыванием») коклюш или соматиче­ские болезни, сопровождающиеся кислородным голодани­ем и неприятными ощущениями нехватки воздуха.

У детей с инфантилизмом затруднена адаптация в дошкольных учреждениях. Их социальная незрелость, склонность к конфликтам повышают риск возникновения невротического реагирования, чаще по истероидному типу.

На фоне минимальной мозговой дисфункции с неглубо­ким интеллектуальным дефектом могут формироваться заниженная самооценка, противоречивые притязания, ощу­щение вины, агрессивный тип защиты, что создает почву при исихогениях к формированию невротических реакций в виде тиков и заикания, дневного и ночного энуреза, а также энкопреза в рамках истерического невроза.

Интеллектуальный дефект — частая причина не только отвергания со стороны полноценных детей, но и раздражения педагогов. Неудачи в учебе вызывают неуверенность, во-первых, и являются причиной семейных неурядиц, во- вторых. Родители, не допускающие мысли об интеллекту­альной недостаточности, неосознанно ищут истоки плохой успеваемости в недостатке усердия. Таким образом, ребен­ку плохо и дома и, в школе. При неглубоком отставании ре­бенок сохраняет способность к осознаванию унизительного характера своего дефекта, переживает чувство вины, скло­нен к аутоагрессии.

Психофизическая неполноценность нередко приводит к своеобразной психотравмирующей ситуации, когда ребенок одновременно «кумир» дома и предмет для насмешек вне родных стен.

Ребенок, страдающий неврозом, не осознает ни причин, ни тем более психогенеза своего переживания, да и само­го факта заболевания. Механизмы невроза, как и его кли­нические проявления, разворачиваются и формируются на неосознаваемом уровне.

Невротик не осознает или осознает лишь частично ис­токи своего психологического конфликта, его связь с кли­ническими проявлениями. Что касается соматической ослабленности и вегетативной дисфункции, то в происхо­ждении неврозов они играют роль факторов, облегчающих воздействие психогений и пролонгирующих течение невро­за. Наследственность как биологический фактор в генезе неврозов роли не играет, то есть неврозы не наследуются, но наличие невроза у родителей обусловливает семейный климат, который может стать при определенных условиях психогенным фактором для ребенка. О личностной преди- спозиции как факторе наследственной предрасположенно­сти к невротическому реагированию говорилось раньше.

Среди различных проявлений неврозов у детей (особен­но младших) преобладают элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства. Обычно они выступают как относительно изолированные и доминирующие моносимптомы, соответствуя так называемым системным или органным неврозам, то есть тем неврозам, при которых ведущую роль в патогенезе и клинике играют расстройства одной из соматических функциональных систем (сердечно­сосудистой, пищеварительной, выделительной, дыхатель­ной, двигательной и т.д.) При этом система понимается не как отдельный орган, а как сложное многоуровневое обра­зование. Системные неврозы не являются самостоятельной нозологической единицей; это самостоятельная клиниче­ская группа в рамках психогенных заболеваний. Их выде­ление у детей важно не только потому, что это довольно нередкая клиническая реальность, но и потому, что пре­обладающие при каждом системном неврозе расстройства требуют коррекции, существенно отличающейся от методов воздействия при общих неврозах. Причина системных не­врозов — психотравмы шокового или субшокового уровня, сопровождающиеся испугом, реже — затяжные психотрав­мирующие ситуации. Почва — невропатия или мягкий органический церебральный фон. Ведущей проблемой па­тогенеза является проблема выбора органа, то есть меха­низмы, определяющие расстройства именно в этой системе. Выбор органа скорее всего определяется первичной слабо­стью той или другой функциональной системы (речедвига­тельной, пищеварительной и т.д.)

При особом беспокойстве родителей по механизму условной связи одышка или кашель повторяются уже без соматических причин. Симптом фиксируется и появляется в нужный ребенку момент, в трудных для него обстоятель­ствах. Здесь просматривается истерическая подоплека, что дает основание некоторым авторам не выделять одышку или кашель как мононевроз, а рассматривать их в структуре больших общих неврозов.

В этиологии невротического энуреза помимо психо­травмирующей ситуации определенную роль играет не­достаточно зрелый механизм регуляции мочеиспускания, слабость контроля за состоянием мочевого пузыря во вре­мя сна. Зависимость энуреза от психогении подтвержда­ется усилением его при обострении психотравмирующих обстоятельств (очередной скандал, разрыв родителей, из­биение ребенка) и явным улучшением (урежением и даже прекращением энуреза) иногда даже при временном благо­получном разрешении ситуации (изъятие ребенка из скан­дального быта семьи, болезнь ненавистной учительницы и пр.) Невротический энурез (в отличие от органического неврозоподобного) возникает после более или менее про­должительного периода сформированного навыка опрятно­сти. Возникновению невротического энуреза способствуют робость, тормозимость, тревожность, неуверенность в себе. Невротические энуретики стесняются своего недостатка, тревожно ожидают рецидива. Невротический энурез может длиться годами, эпизодически прекращаясь или усиливаясь.

Диагностика невротического энуреза опирается на тесную связь возникновения и течения энуреза с психотравмирую­щими факторами, на выраженную реакцию личности на рас­стройство, на сочетание энуреза с другими невротическими нарушениями (сна, аппетита, плаксивость, астенические симптомы). При невротическом варианте энурез только дневной и только в психотравмирующей ситуации. Вместе с тем дневной энурез как проявление протестной реакции может фиксироваться, и тогда он утрачивает четкую связь с психотравмирующими обстоятельствами. Такая динамика возможна при длительном сохранении психотравмирующей ситуации. Реакция личности на болезнь при органическом энурезе отсутствует почти до пубертатного возраста.




Тесты для врачей

Наши партнеры