Дети, больные сахарным диабетом, требуют особого внимания в детском саду, во время занятий в школе и после уроков [84, 85]. Персонал, отвечающий за ребенка, должен владеть необходимой информацией и навыками ухода за детьми, страдающими сахарным диабетом. Для каждого ребенка составляется индивидуальный «План ухода за ребенком с сахарным диабетом» . В США федеральные законы, такие как Закон о реабилитации инвалидов 1973 г. (раздел 504), Закон об образовании людей с инвалидностью
1991 г. и Закон об американцах-инвалидах.
1992 г., запрещают дискриминацию детей с сахарным диабетом [86]. Родители больного ребенка могут попросить составить письменные рекомендации по адаптации ребенка к занятиям в детском саду или школе, с тем чтобы они как можно меньше отличались от обычных занятий.
В «Плане ухода за ребенком с сахарным диабетом» указано, что нужно делать для больного ребенка во время занятий в школе, тренировок или экскурсий. Персонал, отвечающий за ребенка, должен владеть перечисленными в «Плане» навыками и сохранять информацию о заболевании ребенка в тайне, если родители и сам ребенок не хотят, чтобы ее разглашали. Ребенок должен иметь возможность в любой момент попить или выйти в туалет, а пропуск занятий в школе по медицинским причинам или из-за обследования не должен вызывать нареканий со стороны учителей. Каждая из сторон имеет свои обязанности: 1) родители или опекуны долж-ы предоставить в детский сад или в щко-? все необходимые приборы и расходные атериалы, требующиеся для контроля и чения сахарного диабета, а также инструкции на случай развития осложнений и контактные телефоны скорой помощи и лечащего врача; 2) в зависимости от возраста, ребенок должен принимать посильное участие в своем лечении; 3) персонал школы или детского сада должен всегда иметь возможность связаться с лечащим врачом и диабетологической бригадой в случае, если возникнут вопросы, или в экстренной ситуации. При соблюдении этих условий посещение детского сада, занятий в школе или после уроков не повлияет на течение сахарного диабета у ребенка.
Рекомендации по наблюдению и лечению детей и подростков с сахарным диабетом при сопутствующих заболеваниях
Опасные симптомы, требующие обращения к врачу:
- а. Рвота (больше 2 раз или продолжительностью более 4 ч)
- б. Повышенная концентрация глюкозы в крови (уровень глюкозы при двух или более измерениях выше рекомендованного или выше 13,9 ммоль/л)
- в. Кетоновые тела в крови или высокая концентрация кетоновых тел в моче
- г. Слабость, сухость во рту или симптомы обезвоживания, жажда
- д. Тяжелое дыхание, одышка
- е. Боль в животе, понос
- ж. Симптомы бактериальной инфекции
- з. Угнетение сознания или психические нарушения
Никогда не прекращайте инсулинотерапию. Не принимайте пероральные сахаропонижающие средства, не посоветовавшись с врачом.
При гипергликемии:
а. Дополнительные инъекции инсулина короткого или сверхкороткого действия каждые 2 ч
б. Если уровень глюкозы в крови превышает рекомендованный (11,1 ммоль/л), дополнительная доза инсулина должна составлять:
- для детей младше 5 лет — 0,25 ед на каждые 2,8 ммоль/л выше рекомендованного уровня;
- для детей школьного возраста — 0,5—1 ед на каждые 2,8 ммоль/л выше рекомендованного уровня;
- для подростков — 1—2 ед на каждые 2,8 ммоль/л выше рекомендованного уровня
в. Ребенка поят напитками, не содержащими глюкозу, до тех пор, пока концентрация глюкозы в крови не снизится до 13,9 ммоль/л
г. При обезвоживании (рвота, понос) следует давать напитки, содержащие натрий и калий
д. Питье важнее, чем еда
6. При гипогликемии:
а. Дают небольшими порциями напитки, содержащие глюкозу
б. Дозу инсулина уменьшают на 20—50%
в. Если гипогликемия сохраняется длительное время или прием напитков, содержащих глюкозу, невозможен, вводят глюкагон в небольших дозах: у детей весом до 20 кг — 20 мкг/кг (0,02 мл/кг), у детей весом > 20 кг — 1 мг (1 мл)