Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
Беседы о деонтологии
Говоря о качествах, необходимых врачу в его повседневной профессиональной деятельности, стоит упомянуть такое, как обязательность. Врач должен быть человеком долга, человеком чести, человеком слова. Он, как впрочем, и всякий культурный человек, должен выполнять свое обещание, ценить время свое и чужое. И если почему-либо обещание не может быть выполнено в срок, нужно хотя бы предупредить об этом. Такое внимание будет расценено как проявление уважения. Это несложно сделать особенно в наше время, когда средства коммуникации достигли небывалого развития.
Поэт Сергей Островой посвятил необязательности, этому людскому пороку, свои стихи:
НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
Журчать, словами истекая,
Все обещать. На все лады.
Необязательность людская –
Да горше нет такой беды.
Пообещать, пообнадежить,
Стучаться вестником в дома.
И обмануть. А тут быть может,
Судьба решается сама.
Украсть бессовестно минуты,
А то и час. А то и два.
А ты все веришь почему-то
В его пустяшные слова.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
Журчит, словами истекая,
Всем все сулит. На все лады.
Необязательность людская.
Да горше нет такой беды.
Так что же это такое интеллигентность, кто же это такой - интеллигентный человек ? Давайте обратимся к одному из выдающихся учённых современности, который был председателем Советского фонда культуры, человеку, чьё имя известно на всех континентах, выдающемуся знатоку отечественной и мировой культуры, почетному академику многих зарубежных академий. Дмитрия Сергеевича Лихачева уже нет с нами. Но он ещё очень долго будет служить примером для нас, для будущих поколений.
Вот кто, действительно, достоин быть «Именем России» !!!
В одной из своих книг, обращённых к молодежи, ( Д .С. Лихачёв, «Письма о добром и прекрасном», Москва, «Детская литература». 1989, 238 С.), Дмитрий Сергеевич писал : «…Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу и к отдельному человеку. Это мудро.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу – гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым !.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему)». Дмитрий Сергеевич Лихачёв имеет полное право давать нам такие советы: пройдя сквозь ужасы сталинского ада (он был узником печально известного лагеря СЛОН – Соловецкий Лагерь Особого Назначения ), он не только не очерствел душой, не стал злобным, но навсегда, до последних дней своей жизни сохранил способность к восприятию чужого горя и радости, терпимое отношение к людям. Другими словами, всё то, что и входит в понятие - Интеллигентный Человек. Говоря о культуре человека, тем более врача, нельзя обойти такой вопрос, как культура речи. Как человек высказывает свои мысли, так он и мыслит. Не зря говорят – «мысль рождает слово» Здесь мне хочется привести некоторые выдержки из карт вызовов, которые привлекли внимание автора отнюдь не образцом «высокого стиля». Судите сами:
- Переходя через рельсы, нога попала в стрелку-.
- После терапии удушье немного улучшилось- .
- Придя на урок, через 20 минутпоявились вышеуказанные жалобы-.
- Заболел остро, 2 дня назад, когда побледнел, развился 1-кратный черный дегтеобразный стул.-
- За последнее время к врачу давно не обращался-
- Больной предъявляет жалобы на редкое дыхание ( речь идёт о больном без сознания). И это, заметьте, написали врачи, которые, как мы считаем, должны быть образцом культуры, воспитывать подрастающее поколение. Или может быть я не прав?
, стоит упомянуть такое, как обязательность. Врач должен быть человеком долга, человеком чести, человеком слова. Он, как впрочем, и всякий культурный человек, должен выполнять свое обещание, ценить время свое и чужое. И если почему-либо обещание не может быть выполнено в срок, нужно хотя бы предупредить об этом. Такое внимание будет расценено как проявление уважения. Это несложно сделать особенно в наше время, когда средства коммуникации достигли небывалого развития.
Следующий пример, как говорится, вообще «ни в какие рамки не лезет». Относится он к январю 2008 года.
Больной Г. 31 года. Время прибытия скорой помощи к больному - 23 ч. 35 мин. Жалобы: «головокружение, слабость, тяжесть в голове, не хватает воздуха на вдохе». Из анамнеза: « в 21 час с друзьями покурил анашу, сейчас дома стало плохо ». Показатели гемодинамики в пределах нормы, отмечается вялость при выполнении координационных проб.
С диагнозом «Отравление опиатами» больной госпитализирован в одну из клинических больниц города. Я специально выделил слово «клиническая». В соответствии с существующими правилами, отрывной талон сопроводительного листа (направления) возвращается на станцию после выписки больного из стационара. Путем сравнения направительного и окончательного диагноза и определяется совпадение ( или расхождение ) диагноза скорой помощи. И что же мы читаем в этом официальном документе ? «Данных за какое либо отравление нет, основной диагноз:
«Профдебильность врача СМП !» Формулировка записи приведена полностью, включая и грамматическую ошибку: каждый школьник знает, что частицы «-то,- либо, -нибудь, -кое, пишутся через черточку ( дефис). Кроме того, в талоне не отмечены необходимые данные о времени нахождения больного в приемном отделении, о сроках выписки, оказанной помощи. Очевидно, увлекшись самолюбованием, врач приемного отделения забыл о том, что он… врач ! Нужно ли комментировать образец такого хамства ?! (Мы только что вспоминали слова Н. М. Амосова о низкой этике врачей ). Интересно, как бы справился этот врач клинической больницы, оказывая помощь на улице при ДТП, или у больного с тяжелым отеком легких где-нибудь в общественном месте ? О чьей профдебильности пришлось бы тогда говорить ? Да и вообще, достойно ли врача употреблять такие термины ?.
И как хорошо, что и в наше время, не смотря ни на что есть люди, которые ( как бы отвечая на высказывание А. П. Чехова, приведенное выше ), не утратили душевной теплоты, истинного человеколюбия. Один из них – хирург Областной Клинической больницы N 1 города Екатеринбурга, К. В. Титов. В 2005 году в Екатеринбурге, благодаря стараниям целого коллектива энтузиастов (среди них – врач Областной детской больницы N 1 Юрий Владимирович Дружинин, профессор Владимир Павлович Дитятев) - вышел сборник стихотворений поэтов-медиков Свердловской области. Вот одно из них, его автор Константин Владленович.
НЕСИТЕ ЛЮДЯМ СЕРДЦА ТЕПЛОТУ
Несите людям сердца теплоту
Пригоршнями, охапкой, не скупитесь.
И не смотря на жизни суету,
Увидев грустный взгляд, остановитесь.
В палаты нас людская боль зовет,
В глазах больных - надежда состраданья.
Надежду в лучшее не надо бить на взлет
Бездушным выстрелом непониманья.
Дежурств бессонных множится число
И нервы неподвластны нашей воле.
Но пара слов, лишь пара добрых слов
Пускай останется для тех, кто в боли.
Наш крест тяжел, нести его не мед,
Рубцы на сердце – это не награда.
Пусть будет крут житейский поворот,
Но только равнодушным быть не надо.
Больные любят нас за доброту.
Не верите ? А вы у них спросите.
Несите людям сердца теплоту,
Всю без остатка, от души несите !
Своей жизнью, которую можно назвать подвигом, эти люди являют пример, того, как должен поступать врач в любых, порой самых невероятных ситуациях!
Мы возвращаемся к истории не только для того, чтобы почтить память прошедших поколений, не только для того, чтобы преклониться перед подвигом выдающихся представителей минувшей эпохи, и даже не для того, чтобы на опыте наших предшественников учиться самим, хотя все это очень важно. Примеры прошлого помогают осмыслить происходящее и предвидеть будущее.
К сожалению, приходится встречаться с примерами, говорящими, что мы плохо знаем свою историю, причем не очень давнюю. Как-то на одном из занятий на цикле СМП я спросил студента, кто является инициатором создания специализированной службы скорой помощи в нашей стране. (Я полагал, что имя нашего земляка, профессора Б. П. Кушелевского студентам 5-го курса именно нашей академии должно быть хорошо знакомо). Не задумываясь, очевидно желая «убить» меня своей эрудицией, студент выпалил: «Профессор Неговский!» (!?). Чтобы как-то подсказать студенту, я спросил: « В каком же городе он жил и работал ?» И студент так же не задумываясь ответил - «В Ленинграде!»
Проблема деонтологии, несмотря на ее безусловную важность, не заняла достойного места среди других проблем здравоохранения. Ей не отведено необходимого количества часов в программах учебных заведений, а ведь это крайне важно для подготовки будущего специалиста.
Выдающийся врач современности, академик Н. М. Амосов, перечисляя недостатки отечественного здравоохранения, подчеркивал:
«Этика медиков низкая, хотя и выше средней в обществе. Нет доброты, милосердия, а самое главное, нет ответственности и даже формальной дисциплины.
В результате авторитет профессии врача снижается».
В становлении будущего врача большую роль играет воспитание душевных качеств, чуткости, милосердия, способности к состраданию. Очевидно, в наше непростое, или точнее сказать, жесткое время, воспитание этих качеств имеет огромное значение. Общение со студентами, проходящими цикл «Скорая Медицинская Помощь», подтверждает актуальность этого тезиса. Одного медицинского образования (пусть даже высшего), недостаточно для настоящего специалиста. Великий А. П. Чехов говорил, что «Человек, получивший высшее образование, и не приобретший душевной тонкости, такта, психологического чутья - это интеллигентное бревно!»
К сожалению, такие «брёвна» существуют и в наше время. Несколько лет назад молодая женщина была госпитализирована в одну из крупнейших клинических больниц нашего города в отделение нефрологии. Биопсию сделать не удалось, предположительно был диагностирован гломерулонефрит. После проведенного лечения самочувствие больной улучшилось и для восполнения дефицита гемоглобина больной был предложен новый импортный препарат, о котором в договоре, который должна была подписать больная, в случае согласия, было сказано, что препарат ещё не утверждён фармкомитетом МЗ СР РФ, поэтому фирма не несёт ответственности за последствия. Надо сказать, что эта больная, назовём ее Вероника, с раннего детства страдает тяжелой аллергией, на многие пищевые продукты, ягоды, не говоря уже о медикаментах. Поэтому, я думаю, больная поступила разумно, отказавшись от этого эксперимента, тем более, что у неё – годовалая дочь. Заведующая отделением отнеслась к этому решению с пониманием, сказав больной, что та периодически будет приезжать на консультацию. Совсем иная реакция была у лечащего врача: на отказ она отреагировала так, как будто ей было нанесено личное оскорбление. Она назвала больную дурой, сказав, что в случае согласия, больная в течение года получала бы лекарства бесплатно, что с мнением заведующей и консультировавшего доцента она не согласна, ситуация в самом деле гораздо хуже и с такой патологией она вряд ли проживет больше 10 лет (!) В результате, у больной – истерика, позвонив домой, она не смогла даже разговаривать. Такой «психотерапией» были возмущены и соседки по палате, так как у них - аналогичная патология. С горечью приходится констатировать, что слова Антона Павловича не устарели и сегодня !
Уместно привести высказывания еще некоторых выдающихся представителей медицинской науки, посвященные становлению врача в полном смысле этого слова, Врача с большой буквы.
«Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным
актером, но преступно быть плохим врачом.»
М. П. Кончаловский, советский терапевт.
«Хорошим врачом может быть только хороший человек».
Герман Нотнагель, австрийский терапевт, невропатолог.
«Врач посредственный более вреден, нежели полезен».
М. Я. Мудров, русский терапевт.
«Врачу необходимо гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность… постоянное совершенствование своих знаний…»
М. Я. Мудров.
Вот такие люди (как и многие, им подобные) должны быть примером для нас, для будущих наших поколений. Следует назвать еще одно Имя: хирург-архиепископ В.Ф. Войно-Ясенецкий. Признанный специалист в области гнойной хирургии. По его монографиям училось не одно поколение хирургов. К началу Великой Отечественной войны (как и многие советские ученые – В.П. Королев, А. Н. Туполев и другие) он находился в лагере. Понимая, что такое гнойная хирургия на фронте, он обратился с письмом к Председателю президиума Верховного совета, М. И. Калинину с просьбой послать его на фронт. «А после войны – писал хирург-патриот, если будет нужно, – я готов вернуться в лагерь». Когда в начале войны Сталин спросил Н.Н. Бурденко, который был главным хирургом Красной армии, что ему нужно для организации работы хирургической службы в войсках, Николай Нилович ответил: «Отдайте мне Войно-Ясенецкого». В этом ответе была определённая смелость, потому что в те времена репрессии объясняли советским людям так: « НКВД зря не сажает ».
После войны Валентин Феликсович жил и работал в Симферополе ( власть не хотела видеть великого хирурга в столице ). Однажды ему передали пожелание городских властей – ходить на заседания хирургического общества в светском платье. «Если вам не нравится мое платье, я могу вообще не ходить на заседания» - таков был ответ.
Список этих «святых» докторов можно было бы продолжать и продолжать. Интересно отметить, что все они считали необходимым, кроме лечения заниматься и научной деятельностью, как эффективной формой повышения своего профессионального уровня.
И вот еще одно Имя, которое нельзя не упомянуть, и которое я ( каюсь !) не назвал в первых изданиях - Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт). К сожалению, мало кто сейчас помнит имя этого Героя, а ведь он был именно таким, это наш современник. Он родился 22 июля 1878 года. Детский врач, педагог, писатель. Он трудился в детском доме буржуазной Польши в тяжелых условиях, так как главным условием существования детских учреждений в этой стране была частная благотворительность и меценатство, и об этом следует помнить. Писатель Н. Атаров писал в своем предисловии к книге Я. Корчака «Как любить детей». «Трудно, даже невозможно оценить опыт Януша Корчака, изложенный в его книгах. Он знал, что нельзя «купить» хорошее отношение ребенка, что у ребенка есть право на тайну, а у воспитателя нет права п р и н у ж д а т ь ребенка к откровенности. Он знал, что «не сам поступок, а побуждение характеризует нравственный облик и потенциальные возможности ребенка». Он знал цену сказки и что старые няньки и истопники - часто лучшие педагоги, чем дипломированные воспитательницы. В содержимом ребячьих карманов он видел не мусор, предназначенный в печку, не просто каштаны и еловые шишки, камни и гвозди, тряпочки и бусы – он видел в этих предметах воспоминание о прошлом и порыв к будущему. В винтике – аэроплан, мечту о полете, в фарфоровом глазе разбитой куклы - память о любимом существе. Он знал, что «хорошо вытертый стол равноценен старательно переписанной странице». Далее Н. Атаров пишет: «Обычно я подчеркиваю в книге наиболее понравившиеся мне места. Эту книгу надо подчеркнуть всю».
Корчака давно нет, он погиб в Треблинском лагере смерти - так он доказал свою любовь к детям, которых нацисты предназначили к истреблению, как неполноценных. Он же видел в каждом ребенке личность, считал их разными и потому любил всех.
В 1939 году фашисты оккупировали Польшу. В конце июля 1942 года началась массовая высылка евреев Варшавы в Треблинку.
Пятого августа очередь дошла до корчаковского Дома сирот…
Перед уничтожением детдомовцев фашисты предлагали доктору, «из уважения к его известности» - оставить детей и. таким образом, спасти свою жизнь. Но он не предал своей любви к детям и погиб вместе с ними в газовой камере … .
В памяти своего народа Януш Корчак остался Человеком долга и совести, посвятившим свою жизнь борьбе за благо детей, их мирное будущее.
Гениальный русский хирург и ученый, выдающийся общественный деятель, классик отечественной педагогической науки Н. И. Пирогов оставил богатое научное наследие, включающее в себя и проблемы деонтологии. Оно изучено еще недостаточно. Важнейшими вопросами деонтологии, поставленными великим хирургом, являются: требования к профессиональной годности врача, отношение врача к обществу в целом и отношение к больному, к коллегам, кроме того, обязанностью любого врача Н. И. Пирогов считал постоянное приобретение знаний на пользу дальнейшей практической работы. Н. И. Пирогов сам учился всю жизнь и все полезное, замеченное в разных ситуациях, смело вводил в хирургию. В 1847 году, на Кавказе он подметил у народных врачевателей (хакимов) оригинальные способы вправления вывихов и репозиции отломков при переломах. Потом он ввел их в медицину. В мастерской скульптора он обратил внимание на действие гипсового раствора на полотно. В этот же день он наложил полоски холста, смоченного раствором гипса, на голень после сложного открытого перелома. Результат был отличный. Через полтора года, в осажденном Севастополе он с успехом впервые в мире применил гипсовые повязки. Непосредственное участие в военных действиях сформулировало его отношение к войне, которое выражено в афоризмах, смысл которых не потерял своего значения и поныне: «Война есть травматическая эпидемия».
«Свойство ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия и в особенности огнестрельных снарядов».
«Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненным и больным на театре войны».
Его взгляды о необходимости повышения научного значения высших учебных заведений, о необходимости льгот для талантливых ученых и педагогов актуальны и сейчас. В вопросах соотношения «научного» и «учебного» в высшей школе он был против мнения, что университеты должны учить, а академия наук двигать – двигать науку вперед. «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, - только блестит». Пирогова-педагога характеризует стремление к наглядности излагаемого материала. Важной его заслугой является открытие госпитальных клиник для студентов 5-го курса. Именно благодаря его стараниям в 1841 году в Петербургской медико-хирургической академии начала функционировать госпитальная хирургическая клиника, а в 1842 году - первая госпитальная терапевтическая клиника. Деятельность Пирогова в области просвещения отмечена постоянной борьбой с невежеством и застоем в науке и образовании, с протекциями и подкупами.
Большое внимание он уделял воспитанию молодого поколения врачей. Во время Крымской войны он создал общество Сестер милосердия, своего рода прообраз международного общества Красного креста. Деятельность Пирогова по воспитанию врача была признана всей просвещенной Россией.
Великий физиолог И. П. Павлов писал, что «профессор хирургии Пирогов представил редкий пример учителя и врача». Известно, что Николай Иванович был блестящим лектором. На его лекции приходили не только студенты и врачи, их посещали «художники, дамы и военные». Лекции проходили при переполненных залах, тогда как другие … пустовали.
Невозможно перечислить все заслуги великого ученого, великого практика, организатора. О нем можно писать (и написаны) книги.
По случаю 70-летнего юбилея хирурга ректор Московского университета, профессор Н. С. Тихонравов говорил: « …юбиляр воспитывал нас своим гением, своими научными трудами, своим служением обществу … и тяготой своей жизни, он воспитывает нас и теперь …».
Н.И. Пирогов – это не только блестящий хирург, обогативший медицинскую практику. Он был крупным общественным деятелем своего времени, настоящим гражданином, а врачебную деятельность оценивал не иначе, как служение обществу, людям.
Еще об одной малоизвестной стороне деятельности этого выдающегося человека, я думаю, интересно будет узнать молодежи, да и не только ей.
Велико было влияние Николая Ивановича Пирогова среди еврейского населения России. Он первый, а в свое время – единственный русский государственный деятель смело ратовал за равноправие евреев в России. В блестящей статье «Одесская Талмуд-Тора» выявилось его глубокое знакомство с бытом и духовными запросами этого народа. Будучи попечителем Одесского учебного округа, Пирогов содействовал возникновению в городе двух печатных изданий евреев. Уже в первых номерах появляются письма Пирогова. Так в N 27 « Рассвета» за 1881 год он писал: «Разве кто отвергает в евреях хоть один из тех даров Божьих, которые украшают человеческий род? Разве история их, изучать которую вменяется всем нациям с малолетства, не свидетельствует о высоких доблестях народа? Разве наука не произносит имена многих евреев с уважением ? Разве Россия не нуждается в истинно образованных людях для различных поприщ гражданской деятельности ?»
(Из статьи о Н. И. Пирогове, напечатанной в сборнике «Наш Соркин», Екатеринбург, 1999 год, ее автор Ю. Э. Соркин. Книга вышла в свет после смерти Юрия Эммануиловича).
Новости медицины
Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...
Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.
Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.
Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.