Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

С психопатоподобного поведения чаще начинается простая форма шизофрении, реже параноидная или ге- бефреническая. Следует отметить, что между самими психопатоподобными синдромами в структуре шизофрени­ческих дебютов у подростков четкие границы можно про­вести далеко не всегда. Это связано с наличием смешанных форм, когда, например, холодная жестокость, присущая эпилептоидному синдрому, может быть рельефно пред­ставлена в рамках синдрома нарастающей шизоидизации, когда истероидные черты являются фоном для неустойчи­вого поведения или проявляются грубым кривлянием, вы­чурным, карикатурно-манерным поведением, сходным с описанным К. Кальбаумом гебоидным синдромом. В основе гебоидности лежит гротескное искажение черт пубертатной психики; иногда по этой причине все психопатоподобные картины объединяют под названием «гебоидный синдром», совпадающий по описаниям «с карикатурным пубертатным кризом». Гебоидный синдром может предшествовать пара­ноидной симптоматике при непрерывнотекущей шизофре­нии, равно как и являться компонентом затяжного шуба при ремиттирующем характере течения болезни.

Хотелось бы отметить условность термина «подобный». Когда речь идет о депрессивно- или маниакальноподобности, эпилептиформности или шизоформности и т.д., нужно иметь в виду, что в основу «подобности», «формности», как правило, кладется какой-либо вырванный из контекста бо­лезни формальный признак. Психомоторное возбуждение или заторможенность, судорожный припадок или некон­тактность, взятые в отдельности, не только не определя­ют клиническую картину, не могут быть диагностическим признаком, но почти всегда являются иным качеством с иными «окраской и запахом» и, как правило, не находятся в генетическом родстве с тем, чему они, так сказать, подоб­ны. Обсуждая «ядерное» и «подобное» в рамках эпилеп­тиформности, маниако- или депрессивноподобности, мы сравниваем исключительно патологические феномены, будь то судорожный пароксизм или вектор эмоционального то­на, анализируем медицинские понятия, оставаясь в грани­цах клинического поля. Иная ситуация складывается, когда речь идет о «психопатоподобии». В применении к больному шизофренией термины, обозначающие те или иные эмоции и черты характера, вообще утрачивают привычный смысл, включающий к тому же и моральные оценки. Заболевший шизофренией не становится жестоким, равнодушным, не­навидящим, безжалостным. Перейдя на другую орбиту существования, он обретает иную сущность и иную, не до­ступную нашему пониманию, логику поведения. Поведение психотика, являющееся следствием болезненно искаженно­го само- и мировосприятия, некорректно объяснять поня­тиями психологического ряда (изменившимися чувствами или вновь обретенными свойствами личности), которые, по-видимому, не имеют ничего общего с характером пере­живаний больного. В дополнение к этому можно сказать, что при так называемом психопатоподобном варианте по­ведение больного шизофренией обычно не удается сопо­ставить с каким-то конкретным типом психопатии. Кроме того, поведение психопата гораздо более предсказуемо, по­скольку определяется психологически понятными связями и закономерностями.

Исподволь начинающийся шизофренический процесс у младших подростков может дебютировать синдромом па­тологического фантазирования. Бредоподобные фантазии у старших подростков развиваются обычно на фоне пси­хического инфантилизма. Содержанием фантазий чаще становятся темы реформаторства, изобретательства, эро­тики, власти, нелепые притязания в отношении своего бу­дущего, реже — описанные В.Н. Мамцевой фантазии в виде самооговора. Аутистическая окраска и размытость границ между фантазиями и реальностью в сочетании с явной не­лепостью и неправдоподобностью говорит о вероятном их шизофреническом генезе. Довольно скоро происходит усложнение клинической картины за счет присоединения грубых психотических симптомов (бредового, психическо­го автоматизма и пр.).

Неврозо- и психопатоподобными расстройствами может дебютировать чаще постепенно, реже подостро начинаю­щаяся непрерывнотекущая шизофрения. Неврозоподобные проявления, которые формально можно было бы назвать навязчивыми, астено-ипохондрическими, возникают обыч­но на фоне уже ранее появившихся отгороженности, раз­дражительности, изменившихся отношений в семье.

Клиника шизофренических навязчивостей не тожде­ственна их классическим описаниям. Навязчивый синдром при шизофрении монотематичен, чрезвычайно инертен, бы­стро обрастает однообразными моторными и идеаторными ритуалами. Эмоциональный аккомпанемент выражен сла­бо. Отсутствие психогенеза, личностного конфликта, ком­понента борьбы с навязчивостями, стремление выполнить ритуалы, не стесняясь находящихся рядом близких и даже посторонних, а иногда и заставить их участвовать в ритуа­лах, феноменологически (не по сути!) сближает их с насиль- ственностями и определяет характерное для подростков своеобразие навязчивостей при шизофрении.

Монотонные жалобы на слабость и раздражитель­ность, утомляемость и головную боль, одышку, нехват­ку воздуха, болевые ощущения в разных частях тела при отсутствии соматоза напоминают жалобы и ощущения неврастеника. Подоплекой астено-ипохондрических жалоб, иногда сопровождающихся паникой и страхом смерти, нередко являются вычурные и нелепые сенестопа- тические ощущения. Характерно, что жалобам на слабость и утомляемость не сопутствует физическая истощаемость. Умственная нагрузка приводит не к истощению внимания и соответствующим ошибкам, а к нарушениям мышления. Астено-ипохондрический синдром протекает обычно на фоне мрачного, безрадостного настроения. Именно астено- ипохондрический синдром с безрадостным настроением или, как говорят больные, с «отсутствием настроения во­обще» весьма часто включает в себя дереализационно- деперсонализационные расстройства. Шизофреническая деперсонализация в чистом виде по степени отчуждения собственных психических процессов приближается к со­стоянию, близкому к психическому автоматизму, редко за­нимает ведущее место в синдроме и поэтому, нам кажется, не должна рассматриваться в качестве отдельного варианта начала шизофрении у подростков. Шизофренические на­вязчивости и астено-ипохондрическая симптоматика ча­ще всего оказываются дебютом простой или параноидной шизофрении.

Выявление деперсонализации требует квалифицирован­ного расспроса, поскольку подростки, а часто и взрослые, не в состоянии подобрать слова для описания подобных переживаний. Это касается не только деперсонализации. Адекватность вербального оформления собственных пере­живаний психически больным, по-видимому, не очень вы­сока. Возможно, процессом эволюции не предусмотрено, чтобы человеческая речь точно отражала переживания, свя­занные с расстройствами психики, а потому наши представ­ления о том, что именно чувствует душевнобольной, весьма приблизительны.

Анорексия и дисморфомания в виде опасений или мыс­лей, которые можно было бы назвать навязчивыми, в дебю­те шизофрении у подростков практически не наблюдаются. Обычно эти психопатологические феномены уже с самого начала болезни имеют психотический уровень. Поэтому ка­жется более оправданным рассматривать их не в качестве вариантов неврозоподобного дебюта, а как признак начав­шейся параноидной шизофрении.

Метафизическая интоксикация, выступающая в качестве дебюта подростковой шизофрении, характеризуется вы­чурностью и противоречивостью развиваемых больным идей, одержимостью и в то же время непродуктивностью интеллектуальных усилий, то есть налетом сверхценности, что условно позволяет рассматривать этот синдром в кру­гу психопатоподобных дебютов чаще простой и реже пара­ноидной шизофрении. Философическая интоксикация при шизофрении наблюдается в чистом виде редко. Мышление этих больных сумбурно и витиевато, расплывчато и заумно, выражена тенденция к резонерству.

Среди психопатоподобных дебютов шизофрении у под­ростков А.Е. Личко выделяет синдромы нарастающей ши- зоидизации, неустойчивого поведения, истероидный, и эпилептоидный. Дифференциальный диагноз с соответ­ствующими психопатиями крайне труден, предложенные критерии разграничения во многом субъективны, а потому не очень надежны. Общие принципы дифференциальной диагностики психопатоподобных дебютов шизофрении и феноменологически сходных состояний: наличие в первом случае крутого перелома характера, появление негативных симптомов (эмоционального обеднения, аутизации, витие­ватого, расплывчатого мышления) и эпизодических продук­тивных симптомов (преходящих обманов восприятия, идей отношения, особого значения), не будучи, естественно, аб­солютными, в какой-то степени облегчают поиски истины. Переход на другую орбиту восприятия мира может проя­виться нарушением обычных социальных ритуалов, таких как приветствие, прощание, соблюдение правил обычной вежливой беседы. Успешная реализация социального ри­туала требует высокого уровня мыслительных способно­стей, контроля за внутренним эмоциональным состоянием и адекватного восприятия такого же состояния другого че­ловека. Такое взаимодействие основано на распознавании мимики, жестикуляции, поз и пр.

Первичными по отношению к изменившемуся поведению являются специфические тончайшие изменения само- и ми­роощущения. Попытки выявления этих изменений (начиная от собственного места в микро- и макросоциуме до таково­го в масштабах космоса и заканчивая трансформацией эти­ческих и эстетических предпочтений) весьма непросты, но заслуживают всяческого поощрения. Вышеперечисленные феномены, наряду с ощущением недоступной пониманию инакости, формализацией общения, образуют шизофрени­ческий контекст — основной диагностический критерий. Когда же поведение начинает определяться рельефно вы­раженной продуктивной и негативной симптоматикой, диа­гностические сложности заканчиваются.

Многие годы внимание психиатров привлечено к дискус­сиям, касающимся общих вопросов шизофрении, таких как проблема ее специфичности, нозологической самостоятель­ности, границ и пр. Не взвешивая аргументацию оппониру­ющих друг другу крупнейших психиатров XX века, отмечу приверженность школы, к которой я имею честь принадле­жать, традиционным критериям Э. Крепелина, Э. Блейлера, К. Шнайдера, К. Ясперса, в соответствии с которыми диа­гностика шизофрении должна базироваться на наличии так называемого основного расстройства, проявляющегося главным образом в аутизме и чувстве «измененности», на присутствии симптомов первого ранга (характерных нару­шений мышления, эмоций, воли), разобщения, расщепления психических функций, а также безусловной прогредиентности (не периодичности и не фазности!) течения и более или менее единообразного исхода. Стремление рассматривать в рамках шизофрении психозы с преобладающей симптомати­кой в виде маниакальных, депрессивных, острых бредовых состояний с благополучным исходом, а также явно экзоген­ных делириозно-онейроидных и т.д. расстройств не кажет­ся оправданным и продуктивным. Более того, включение в рамки шизофрении благоприятно протекающих периодиче­ских и фазных психозов с вышеобозначенными картинами практически исключает возможность как нозологического разграничения эндогенных психозов, так и отграничения последних от психических расстройств экзогенного харак­тера. Развитие науки предполагает накопление знаний, опи­сание новых феноменов, переосмысление понятий и т.д. Но если «новое» полностью опрокидывает основанную на кли­нической реальности классическую концепцию, то, во избе­жание диагностического хаоса, это новое предпочтительнее рассматривать в качестве иной сущности, заслуживающей собственного места в ряду психических расстройств.

Опыт работы с душевнобольными подростками не по­зволяет согласиться с тем, что построенная Э. Крепелином на синдромальном принципе классификация форм шизо­френии должна быть отвергнута или иметь подчиненное значение по отношению к группировке, основанной на раз­личиях, касающихся темпа развития болезни. Принцип раз­граничения шизофрении по типам течения базируется на сменяемости синдромов в течение крепелиновских форм, в частности параноидной формы. Был описан стереотип ее развития от неврозоподобного или паранояльиого этапа че­рез параноидный к парафренному. В отдельных случаях та­кое развитие синдрома является клинической реальностью, но не более того. Вряд ли можно говорить о четкой законо­мерности, тем более прогнозируемости смены синдрома в рамках одной формы.

Группировка Э. Крепелина позволяет с определенной сте­пенью вероятности прогнозировать исход. Простая и гебе- френическая форма по-прежнему наиболее злокачественны, но для того, чтобы с большей достоверностью судить о про­гнозе, нужно учитывать характер течения болезни.

В соответствии со степенью выраженности деструктивно- прогредиентной тенденции можно выделить два основных типа течения шизофрении: непрерывно развивающиеся процессы, среди которых наблюдаются быстро прогрес­сирующие, злокачественные, и процессы с затяжным те­чением; вторую группу составляют различные по темпу прогрессирования приступообразные процессы с ремис­сиями разного качества.

Затяжное подострое, а также ремиттирующее течение ха­рактерно для типичных случаев параноидной шизофрении. Наиболее неблагоприятно протекают гебефрения и часть случаев простой формы шизофрении. С.Г. Жислин связы­вал особую злокачественность течения с особенностями почвы — воздействием эндокринного фактора при воз­никновении и развитии заболевания в период пубертатной перестройки.

Следует согласиться с мнением И.Ф. Случевского, что многочисленные описания вяло протекающих форм с бла­гополучным исходом лишь в крайне редких случаях могут быть отнесены к шизофрении. То же самое можно сказать применительно к случаям с так называемым интермиттиру- ющим течением. Из понимания шизофрении как серьезного, нарушающего самые тонкие и сложные аспекты психиче­ской жизни, глубоко пронизывающего личность и пока, к сожалению, неизлечимого заболевания, следует весьма скептическое отношение к возможности существования «латентной», скрытой, непрогредиентной или «малопро- гредиентной», «непсихотической», «мягкой», благопри­ятной в прогностическом плане (независимо от лечения!) шизофрении.

Хочу задержать внимание на следующем обстоятельстве. Несмотря на различие взглядов на течение и прогноз, ши­зофрения повсеместно (специалистами в том числе) вос­принимается как нечто грозное и роковое, а членами семьи заболевшего — как крайне удручающее событие. При разно­образии же благоприятных вариантов не вставали бы сразу и во весь рост вопросы профессионального и социального статуса пациента, перспективы его брака, судьба детей, не были бы столь тревожными социальные ожидания и таким угнетенным психологическое состояние близких.

Сущность неумолимо проявляет себя, отражаясь в яв­лении, все, что ей свойственно, что вытекает из сущно­сти должно произойти. Если сущность шизофрении среди прочего (аутизм, расстройства мышления и др.) включает в себя специфический дефект, то она (сущность) обяза­тельно проявит себя личностным и социальным крахом.

Разнокачественные феномены обычно свойственны разным сущностям. Таким образом, за «благоприятным течением шизофрении» должна стоять какая-то иная сущность. Но если шизофрению образуют разные сущности, размывается понятие единой картины болезни, а вместе с ней и сам пред­мет для обсуждения и исследования.

Опираясь на основополагающий принцип К. Кальбаума, согласно которому нозологическая единица есть сово­купность с идентичными этиологией, клинической кар­тиной, течением и исходом, А.Е. Личко справедливо полагал, что эндогенное психическое заболевание, «отли­чающееся от прогредиентной шизофрении по своей при­роде...», а таковыми он считал малопрогредиентную или вялотекущую неврозо- и психопатоподобную шизофрению, «заслуживает, чтобы быть выделенным в особую нозологи­ческую единицу, с другим названием...»

Если учесть, что в клинической картине вяло или благо­приятно текущей психопатоподобной шизофрении не обна­руживаются психопатологические феномены, свойственные шизофрении (расстройства мышления, эмоциональное оскудение и др.), что определяют картину отклонения по­ведения, социально дезадаптирующие декомпенсации, не­отличимые от тех, что наблюдаются у психопатов, что темп движения к дефекту вполне сопоставим с продолжительно­стью жизни пациента и лечащего врача и, в конце концов, отсутствие такового дефекта, что какую-то личностную эволюцию проделывают и не душевнобольные, что пред­лагаемые дифференциально-диагностические критерии психопатоподобного в рамках вялотекущей шизофрении и психопатического основаны на бытовой оценке девиаций поведения, страдают субъективностью, а потому не убе­дительны, становятся понятными причины, побудившие американских исследователей исключить вялотекущие неврозо- и психопатоподобные формы из группы шизофренических расстройств и рассматривать их как «погра­ничные расстройства личности», а по сути как психопатии.

Практика широкого диагностирования малопрогреди- ентной психопатоподобной шизофрении приводила и при­водит к включению в этот круг большого числа психопатов с неоправданным распространением на последних опреде­ленных социальных ограничений и освобождением от от­ветственности за правонарушения.

Психопатоподобное поведение далеко не всегда со- f пряжено с вялым течением психоза. Более того, слом онтологических основ существования пациента, формали­зация контактов, переход в аутистическое инобытие, про­являющиеся резкими изменениями в системе отношений и неожиданными поступками — так называемым психопа­топодобием, наступают у подростков достаточно быстро. В дальнейшем этот статус может сохраняться многие годы без присоединения продуктивной симптоматики, но вряд ли такой вариант течения можно назвать вялым. В основе психотических состояний любого генеза, как бы они ни от­личались остротой начала, темпом течения и т.д., лежит со­вершенно изменяющий психическое состояние внезапный толчок, создающий условия для возникновения аномальной психической продукции. Механизмы, обеспечивающие этот толчок, неизвестны и непонятны.

Шизофрения, манифестирующая в препубертатном воз­расте, чаще начинается исподволь, протекает непрерывно. Снижается активность, появляются холодность, ничем не мотивированная недоброжелательность к близким, утра­чивается интерес к учебе, играм, общению с приятелями. На фоне быстро нарастающей аутизации отмечаются тре­вожная недоверчивость, а иногда пароксизмы тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических ка­тастроф («солнце рушится с неба») или со странными со­матическими ощущениями («рвутся сосуды», «лопается пупок»). Чувство измененности проецируется преимуще­ственно в соматическую сферу. Бредовые идеи до пубер­татного возраста практически не наблюдаются. Чаще встречается тревожно-боязливый аффект с подозритель­ностью, «бредовая настроенность» (Г.Е. Сухарева). Дети в этом состоянии тревожны, с недоверием и опаской всма­триваются в окружающих, прячутся по углам, боятся под­ходить к незнакомым, отказываются выходить на улицу. Если бредовые идеи все же имеют место, то они вторичны, с минимумом интерпретаций, преобладанием растерянно­сти, интеллектуальной пассивности, выступают в рамках сложного синдрома (галлюцинации, нарушения эмоций) и, как правило, вытекая из этих расстройств, носят наглядно­образный характер. Не надо понимать буквально слово «вытекая». Галлюцинации или, например, депрессия не превращаются в бред, а служат лишь содержательным ма­териалом для бредового толкования или вектором для те­матического оформления идей. Бред, независимо от того, первичный он или вторичный, не выводится путем психо­логического или логического генеза. Первично преображе­ние, изменение основ бытия пациента, а бред — отражение и воплощение нового преображенного мира.

Ранняя и препубертатная шизофрения феноменоло­гически сравнительно бедны. При наличии в этом воз­расте пышной, многообразной симптоматики следует подумать о психическом расстройстве другого происхожде­ния. Предшественниками бреда при шизофрении в дет­ском возрасте, кроме бредовой настроенности, считаются бредоподобные патологические фантазии, игровое пере­воплощение, ощущение присутствия постороннего, страхи ипохондрического содержания и др. Диагностически зна­чимыми эти феномены становятся при утрате адекватного эмоционального аккомпанемента, соразмерности, психо­логической понятности, когда исчезает потребность посвя­тить в свои переживания близких и т.д.

Вообще, что такое предшественники? Это лото, где вы­зревают последующие симптомы? Можно ли их рассма­тривать как стадию развития? Например, патологическую фантазию или навязчивую мысль как стадию формирова­ния бреда? Почему тогда не наблюдается повторения стадий в обратном порядке при угасании бреда? «Переход», «пре­вращение» одного синдрома в другой (навязчивую идею в бредовую и т.п.) можно допустить как разговорную форму, а не как возможную сущность. Более вероятным представ­ляется, что это в принципе качественно разные феномены, которые не трансформируются, а сменяют друг друга в со­ответствии с закономерностями, определяемыми програм­мой развития болезни. Так же как качественно различны и не переходят одно в другое развитие и психоз, невроз и пси­хоз, психогенное и эндогенное.

Прогностические критерии детской шизофрении доста­точно просты. Чем раньше проявилась болезнь, тем менее вероятно улучшение, тем скорее наступит дефект и тем он будет глубже. Начало болезни в виде эмоционально-волевого снижения и аутизации, то есть «simplex-синдрома», тоже го­ворит о плохом прогнозе.

Для подросткового возраста характерно не только мно­гократное (по сравнению с детьми) учащение дебютов ши­зофрении, но и своеобразие ее клинических проявлений. О причинах и механизмах шизофрении вообще и у подрост­ков в частности, кроме того, что существенна роль наслед­ственности, сказать нечего. Закономерности наследования неизвестны так же, как и изменения в мозгу, которые не­благополучная наследственность могла бы вызвать. Роль экзогенных факторов в выявлении наследственности при шизофрении тоже остается неясной. По данным А.Е. Личко, половина случаев остро начинающейся шизофрении у под­ростков спровоцирована биологическими факторами, пя­тая часть — психическими травмами, у трети пациентов психоз развивался без видимых провоцирующих поводов.

Психозы, начинавшиеся исподволь, как правило, ничем не провоцировались. Нет каких-либо существенных сведе­ний о связи «провоцирующего» фактора с началом психиче­ского заболевания, кроме того, что одно следует за другим. Мощные гормональные пертурбации, возможно, способ­ствуют выявлению у подростков неблагополучной наслед­ственности. В то же время мы знаем, что подростковый возраст — это не только возраст кризиса и декомпенсаций, но и возраст выравнивания, возраст, в котором нередко га­сятся уже имеющиеся психические аномалии. Любой воз­раст (детский, подростковый, преклонный) сам по себе не является ни дезадаптирующим, ни провоцирующим, ни лю­бым другим способом, обусловливающим возникновение психических расстройств фактором, и в качестве болезне­творного агента рассматриваться не должен. В некоторых семьях подростков, заболевших шизофренией, наблюдают­ся девиации воспитания и своеобразие внутрисемейных от­ношений, но вряд ли стоит всерьез рассматривать их роль в возникновении шизофрении. Что касается преморбид- ной личности как фона, располагающего к возникновению шизофрении, то положение Э. Кречмера о том, что шизо­идные личности (если суждено заболеть!) более склонны к тому, чтобы заболеть шизофренией, нежели маниакально- депрессивным психозом, никем не опровергнуто. То же относится к психастеникам и сенситивным, то есть лично­стям, как правило, мыслящим, душевно тонким и хрупким. Но ничего «рокового» в смысле вероятности возникнове­ния психозов вообще и шизофрении в частности личност­ный преморбид в себе не несет.

Вызывают возражения доводы в пользу сходства картины дефекта при шизофрении у детей с клинической картиной олигофрении, отразившиеся в обозначении исхода болез­ни, — олигофреноподобный дефект. Предполагается при этом, что происхождение олигофреноподобного дефекта связано с поражением шизофреническим процессом мозга, не завершившего дифференциацию и утратившего в связи с этим возможность развиваться. Дело не в том, что яко­бы имеет место недоразвитие психических функций, что

двигательные акты остаются свойственными раннему мла­денческому возрасту, что в познании мира используются ар­хаические его формы (обоняние, осязание и пр.), что имеет место утрата или недоразвитие речи и т.д., то есть в основе олигофреноподобного дефекта лежит регрессия вплоть до появления филогенетически более ранних форм поведения. Если понимать шизофрению как болезнь, взламывающую основы бытия, то трактовка шизофренического дефекта как чего-то недоразвившегося, утратившего или вернувшегося к более ранним формам психической жизни кажется неубе­дительной и механистичной. Шизофренический процесс, вмешиваясь в развитие, не просто останавливает его и воз­вращает на более ранние этапы, но искажает его отнюдь не по олигофреническим механизмам, связанным с малоумием, конкретностью мышления и пр., а именно по шизофрениче­ским, сцепленным с аутизмом и расщеплением, определяю­щим иное, искаженное понимание мира и, соответственно, непонимание понятного здоровым, в том числе школьной программы. Не надо путать непонятливость олигофрена и «непонимание» шизофреника. Эмоции олигофрена просты, но вполне ожидаемы и выразительны. Нередко они гипер­трофированы, неадекватны по силе, но всегда адекватны по знаку. У дефектного шизофреника наблюдаются неадекват­ность, непонятность и запустевание эмоциональной жиз­ни, а речь, утрачивая сигнальную функцию, перестает быть средством общения. Если возникновение психопатологиче­ских феноменов (в том числе дефекта) при шизофрении у детей сводить к регрессии, то есть недоразвитию, обратно­му развитию и пр., то с логической неизбежностью следует, что нет разницы между развитием и психозом. Олигофрен плохо соображает, в то время как механизмы интеллекту­альной непродуктивности дефектного шизофреника не связаны с малоумием, в ее основах не олигофренические, а психотические механизмы — расщепление и аутизм, опре­деляющие иную мотивацию поведения или вообще ее отсут­ствие. Дефект при шизофрении не имеет даже отдаленного сходства с олигофренией, а термин «олигофреноподобный» при этом состоянии лишен клинического смысла.




Тесты для врачей

Наши партнеры