Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
Шизофрения
До настоящего времени не прекращаются дискуссии о времени начала шизофрении у детей. Опираясь на положение, что шизофрения в детстве исчерпывается симптомами поврежденного развития, что психопатологические феномены при ней есть видоизмененные нормальные формы поведения, присущие раннему возрасту, Л. Бендер рассматривала возможность врожденной и даже внутриутробной процессуальной шизофрении. Те же взгляды изложены А.Н. Бернштейном, Г.В. Козловской и др.
Другие авторы (Л. Халберштадт, М. Кнобель, С.С. Мнухин и др.) оспаривали возможность развития шизофрении у детей раннего возраста из-за незрелости их психики. Важность различения проявлений психического заболевания и поврежденного развития подчеркивал Т.И. Юдин. Трактовка симптоматологии шизофрении у детей, сведенная к симптомам поврежденного развития, так же как и концепция врожденной шизофрении, может и должна быть оспорена. Следует предположить, что в группу больных с поврежденным развитием включаются дети, у которых с раннего детства, а то и с самого рождения обнаруживаются расстройства психики, только внешне сходные с теми, которые считаются характерными для шизофрении и которые действительно являются врожденными. Это представители своеобразной, описанной С.С. Мнухиным врожденной разновидности общего психического недоразвития, так называемой атонической формы олигофрении, связанной с различными перинатальными повреждениями головного мозга. «В основе их отрыва от реальности, отсутствия интересов, целевой активности лежит не аутизм, галлюцинации, навязчивые или бредовые переживания и т.п., а глубокое недоразвитие инстинктивной жизни, крайняя слабость ориентировочных, пищевых, защитных реакций. Именно первичной дефектностью подкорковых систем, этой энергетической основы психической деятельности, объясняется отсутствие каких-либо мотивов и целей в поведении описываемых детей, их благодушие, аспонтанность, глубокая апрозексия и одновременно проявления инертности, склонность к стереотипиям, фантазированию и рассуждательству, полное отсутствие «психического напряжения», необычайная «атоничность» психики, своеобразная разряжен- ность, внешне выглядящие как аутизм, абулия, паратимия, гебоидность и пр. Важнейшая отличительная особенность этих детей заключается в том, что, когда удается хотя бы ненадолго сосредоточить их внимание, они способны дать осмысленные ответы на вопросы и вполне адекватные эмоциональные реакции... Нарушения психики этих детей правомерно расценивать не как проявление шизофрении, а как «шизоформную» или «атоническую» разновидность олигофрении. Углубленное изучение этих детей подтверждает шаткость представлений о врожденной и так называемой привитой шизофрении».
Течение шизофрении в детском возрасте, как правило, непрерывное и злокачественное. Злокачественность определяется как темпом течения, быстро приводящим к дефекту, так и некурабельностыо. Описан вариант течения детской шизофрении в темпе галопа. Его следует разграничивать с детским слабоумием (dementia infantilis) Т. Геллера, возникающим у вполне нормально развитых, но физически и психически хрупких детей и выражающимся в быстро нарастающем полном распаде психики и речи. «...Эти дети в течение нескольких месяцев утрачивают все приобретенные до болезни навыки, бесцельно суетятся с утра до ночи, стереотипно подпрыгивают, раскачиваются либо кружатся на месте, неопрятны, тащат все в рот; превращаясь в глубоких олигофренов, сохраняют обычно тонкое «интеллектуальное» лицо («лицо принца»). Разграничение болезни Геллера и ранней детской шизофрении в течение первых месяцев действительно весьма непросто. Обе эти болезни возникают в дошкольном возрасте у детей физически и психически грацильных, выражаются в утрате интересов и активности, эмоциональной связи с окружающими, неадекватности и непонятности поведения и др. Речь при этом идет о качественно разных заболеваниях. Болезнь Геллера — одна из разновидностей прогрессирующего, грубо деструктивного, по-видимому, абиотрофического процесса, приводящего к глубокому слабоумию. При ранней детской шизофрении ни органической личностной деградации, ни грубо органического ослабоумливания, ни полной утраты речи не отмечается. Проявления шизофрении, в значительной мере схожие с таковыми у взрослых, возникают не ранее 3-4-летнего возраста и выражаются в подлинном аутизме, в появлении у детей сравнительно простых, но вполне содержательных болезненных переживаний, в глубокой интраверсии и обусловленных течением болезни ослаблением привязанности и активности. У этих детей с самого начала течение без ремиссий, наклонность к кататоно-гебефренным проявлениям и, в меньшей мере, отрывочные бредовые высказывания, галлюцинации и др. И спустя годы картины нарушений их психики остаются вполне характерными для шизофрении и не сводимыми к органическому либо олигофреническому дефекту» (С.С. Мнухин).
Проявлением детской шизофрении могут быть так называемые патологические фантазии. Фантазирование вообще свойственно детям. Оно даже необходимо для развития творческого начала. Игровые фантазии и перевоплощения вполне здоровых детей в сюжетном плане могут быть совершенно безудержными — от принятия на себя роли притаившейся мины до санитарной собаки и даже специальной военной белки. Но здоровый ребенок — гость в фантазиях, а живет в реальности, а больной — наоборот, граница между реальностью и фантазией у него размыта. Здоровый фантазирует с товарищами, больной одинок. Здоровый никогда полностью не перевоплощается в вымышленный образ, всегда критичен к фантазиям. Если он лепит пирожки из песка, то он их, как правило, не ест. Фантазии детей, больных шизофренией, характеризуются аутистическим налетом, оторванностью от реальности, стереотипностью. Затяжное бредоподобное фантазирование может наблюдаться и у психопатов (истероидных, шизоидных), в этих случаях фантазии ярко-эмоционально окрашены, их содержание отражает личностные особенности, установки и комплексы. Диагностическая оценка не должна основываться только на степени неправдоподобия и нелепости сюжета фантазии. Следует учитывать конституциональную почву, «премор- бид» фантазирующего. Фантазии крепелиновского чудака или атонического олигофрена могут быть весьма неправдоподобными, чудными и нелепыми, но для фершробена вполне адекватными. В отличие от больных шизофренией, в общении с близкими они сохраняют непосредственность и теплоту. Шизофренические же фантазии всегда вплетены в общий шизофренический контекст. При установлении диагноза приоритет должен быть отдан именно ему.
В.М. Башиной и ее сотрудниками было показано, что аффективные расстройства в виде гипоманий и депрессий
с навязчивостями и деперсонализацией отличаются хорошими ремиссиями и благоприятным течением. Если основываться на критериях Э. Крепелина о единообразности исхода при шизофрении и Й. Лутца о безусловно плохом прогнозе шизофрении у детей, то следует считать эти психопатологические комплексы проявлениями заболеваний иной, не шизофренической природы.
Примерно то же можно сказать о дереализационно- деперсонализационных переживаниях. В классическом варианте этот синдром предполагает страдание пациента, потребность поделиться своими переживаниями, найти понимание и помощь. Необычные и тягостные ощущения, невозможность описать их простыми словами вынуждают больных прибегать к сложным метафорам и сравнениям, производящим на первый взгляд впечатление вычурности, что может быть истолковано неопытным врачом как шизофренический бред. Склонность к рефлексии, опасение, иногда оправданное, что врач может не понять его состояния, заставляют больного многократно повторять в разных выражениях одну и ту же мысль, подыскивая все новые сравнения. Это многословие при формальном подходе к диагностике расценивается нередко как шизофреническое резонерство. Пациент с деперсонализацией (а это обычно душевно тонкие, сложные личности) улавливает снижение к себе профессионального интереса «определившегося с диагнозом» доктора. За этим может последовать разочарование и реальная потеря контакта с лечащим врачом. В описаниях деперсонализации при шизофрении доминируют не утрата чувственного компонента, а отчуждение и автоматизация психических актов, приближающиеся к синдрому психического автоматизма. Новизна телесных ощущений не столько в снижении интенсивности или даже утрате ощущений, сколько в их необычности, а перемены в окружающем, как правило, касаются не столько облика внешнего мира, сколько странности происходящего. Диагностическая оценка любой симптоматики, в том числе навязчивостей и деперсонализации, обязательно должна учитывать контекст, в котором эта симптоматика выступает.
Возникает естественный вопрос: в какой мере психопатологический феномен может изменяться при различных психических расстройствах и правомерно ли использование его привычного названия, если, выступая в рамках конкретного психического заболевания, он утрачивает свои корневые свойства? Как быть? Можно исходить из того, что опора на определение симптома, данное при его описании, непродуктивна, поскольку вынуждает изобретать новые обозначения для в чем-то или внешне похожих на него феноменов. Другая позиция в том, что отказ от следования классическим определениям ведет к утрате диагностических опор в принципе и не способствует конструктивному диалогу между специалистами.
Психические заболевания отнюдь не являются дисгармоническими хаотическими структурами. Психоз — это гармоническое образование, в котором стержневая и факультативная симптоматика представлена в единстве и находится в родственных отношениях. Аутизм не сочетается с расстройствами памяти, витальной депрессии не свойственны идеи величия, анэтическая личность не будет терзаться идеями виновности. Психозы, и в том числе шизофрения, — это, в основном, генетически детерминированные и организованные устойчивые системы, вполне самодостаточные и закрытые для чуждой, не свойственной им симптоматики. Возникновение, симптоматика и характер течения психозов запрограммированы, подчиняются внутренним закономерностям, а связь с окружающей реальностью ограничивается не более чем сюжетной канвой.
Поскольку настоящие навязчивости и деперсонализация предполагают сохранность ядра личности, то остается принять, что для шизофрении эти симптомы — «далекие родственники». В противном случае нужно пересматривать саму концепцию шизофрении как болезни, тотально поражающей личность и не оставляющей возможности подняться над психозом, отщепить психические расстройства и критически их осмыслить. В связи с тем, что для возникновения навязчивостей и деперсонализации необходима способность пациента к рефлексии, самонаблюдению и самоотчету, тем более мала вероятность их появления у детей.
Первые проявления психического заболевания внимательная мать заметит достаточно быстро. В общении с ребенком она начинает испытывать определенный дискомфорт. Ее смущают неожиданность и непонятность поступков. Она не встречает ожидаемых нежности и теплоты, ее пугают «бестактный» смех, необъяснимые гнев и агрессивность, ничем не мотивированная боязнь знакомых вещей и привычных ситуаций. Явно снижается интерес к окружающему миру, игра становится бедной и стереотипной, могут измениться тональность голоса и соразмерность голосовых модуляций. Слова наполняются новым символическим смыслом, появляются неологизмы. Рисунок упрощается до пачкотни.
Стержневой синдром детской шизофрении — аутизм. Но под этим термином понимают не всегда одно и то же. Для одних аутизм — это замкнутость, для других — погружение в далекий от реальности мир, для третьих — невозможность контактов. Вероятно, правы те, кто считает, что аутизм — это существование в ином измерении, в иной плоскости бытия, что сопровождается иным, новым восприятием реальности, разрушением прежних потребностей и, соответственно, иным качеством контактов с окружением. Глубокая интраверсия с несложными патологическими переживаниями (подозрительность, страхи, фантазии) дополняет картину.
Существует ошибочное мнение, что детскую шизофрению трудно диагностировать, так как наблюдающиеся при ней дурашливость, гримасничанье вообще свойственны детям. Когда дурачится и гримасничает здоровый ребенок, всегда видно, почему он это делает. Поведение же и мимика маленького шизофреника не могут быть рационально поняты и объяснены, как и все его побуждения. На всем лежит печать непонятности. Старые авторы отмечали, что у детей, больных шизофренией, все психические функции «тронуты», на всем «печать болезни». Именно аутизм вместе с дезинтеграцией, разобщением психической жизни, расстройством единства, сцепления всех психических функций определяют невозможность их эффективного использования и, в конечном итоге, клиническую картину. Течение болезни, как правило, непрерывное и достаточно быстро приводящее к именно шизофреническому дефекту.
В происхождении шизофрении несомненна роль наследственности. Накопление шизофрении в семьях больных коррелирует с увеличением степени родства. Механизм манифестации психоза неясен; роль экзогенных, в том числе психогенных, факторов в реализации и развитии шизофренического психоза трудно подтвердить, так же как и опровергнуть, но преувеличивать ее, видимо, не стоит. Трудно себе представить, чтобы такие глубинные сущности, как шизофрения, даже в малой степени зависели от любых ситуационных воздействий (смены погоды или распада семьи, соматических болезней или гормональной перестройки). Время начала болезни, скорее всего, наподобие часового механизма заложено в генетической программе.
Симптоматология детской шизофрении не может считаться до конца разработанной. Диагностическая значимость психопатологических феноменов и даже принадлежность их к шизофрении неоднозначно оцениваются разными авторами. Тенденция рассматривать в рамках шизофрении помимо симптомов первого ранга практически всю описанную в учебниках психиатрии патологию (депрессии и навязчивости, деперсонализацию и патологические фантазии, нарушения сознания и обманы восприятия, биполярные аффективные, неврозо- и психопатоподобные расстройства и т.д.) размывает ее границы как нозологической структуры. Не будучи специфичными, тем более патогномоничными для шизофрении, любые психопатологические феномены приобретают диагностическое значение только благодаря своеобразию, которым наделяет эти феномены шизофреническая сущность.
Неврозоподобная симптоматика ограничивается обычно описанием явлений, называемых навязчивыми (страхи, мысли, действия). Классическое определение навязчивостей включает в себя в ряду других составляющих понимание пациентом болезненного происхождения феномена, ощущение его навязанности и бессмысленности, и что содержание, присутствующее в сознании в данный момент, помимо желания и воли остается в нем и не может быть произвольно удалено. Таким образом, «Я» оказывается в состоянии конфликта с содержанием, которое оно хотело бы подавить, но не может этого сделать. Поскольку шизофрения целиком захватывает, «пронизывает» личность больного, то трудно представить его находящимся в состоянии конфликта с собственной психикой, мучительно отщепляющим болезненную симптоматику. При отсутствии волевого контроля и выбора, как это бывает при шизофрении, говорить о навязчивостях не приходится. Чаще мы имеем дело с заумными и нелепыми страхами, контрастными представлениями, расстройствами мышления типа «умственной жвачки», стереотипными двигательными ритуалами, при которых мы и не ждем критического осмысления. Выступают они в общем шизофреническом контексте на фоне аутизации и нарастающих изменений личности.
Проблемы шизофрении у детей включают в себя все свойственные шизофрении взрослых и специфические для детского возраста особенности. До настоящего времени подвергаются сомнению как существование шизофрении в качестве нозологической формы вообще, так и возможность ее у детей в принципе. Среди исследователей нет единства взглядов на причины и сущность психических расстройств при шизофрении у детей, на возраст начала болезни, симптоматологию, диагностику, особенности течения, значение средовых влияний и качество исхода. Само понятие «детская шизофрения» не имеет единого толкования. Что это? Отдельная болезнь или то же заболевание, что у взрослых, но переносимое в детстве с особенностями, свойственными возрасту? Одни исследователи трактуют шизофрению как эндогенный психоз с исключительно прогредиентным течением и строго определенным комплексом симптомов, другие включают в ее рамки практически все психические расстройства, сцепленные с задержкой развития. Понятно, что первая концепция сужает рамки шизофрении, а вторая способствует непомерному расширению ее границ.
В отсутствие патогномоничных биологических признаков диагностическая концепция шизофрении могла бы быть основана на временной договоренности. Примером такой договоренности по разным причинам, в том числе и вышеназванным, не стала МКБ-10. В результате степень верифицированности диагноза зависит от диагностических критериев, которые считает более надежными врач-практик.
К приверженцам сдержанной диагностики шизофрении у детей следует отнести Й. Лутца, который внес в диагностический процесс следующие критерии: обязателен период нормального развития, шизофрения — заболевание эндогенное, «свободное в своем происхождении от подозрений на энцефалит или психогению», наступающее не ранее трех лет, всегда с плохим прогнозом — сравнительно быстрой эволюцией к дефекту. Это достаточно жесткие критерии, но они со всей определенностью устанавливают бесспорность существования у детей крепелиновской деменции и ее пределы. Тенденцию к сужению рамок шизофрении поддерживали немецкие и французские авторы. Англо-американская школа в целом понимает шизофрению у детей более широко и существенно раздвигает ее границы.
Несмотря на своеобразие протекания шизофрении в детском возрасте, сходство симптоматики, течения, конечных состояний говорит в пользу единства шизофрении у взрослых и детей.
Исследователи шизофрении предшествовавших поколений писали о противоположности психики ребенка с характерными для нее непосредственностью, общительностью и жизнерадостностью и шизофренической психики с утратой таковых.