- Сделайте все возможное, чтобы предотвратить вспышки гнева и раздражительности у ребенка. Определив самые частые источники плохого настроения ребенка, вы сможете овладеть ситуацией, до того как произойдет срыв. Понаблюдайте за настроением ребенка несколько дней- или недель. Отметьте, что на него влияет: время дня, социальная ситуация, чувство голода, желание поспать, не связано ли это каждый раз с возвращением из детского сада. Вы можете найти простую схему, которую легко изменить, покормив ребенка пораньше, медленнее возвращаясь с ним из детского сада домой или избегая таких ситуаций, в которых он окажется перевозбужденным.
- Не ждите от малыша невыполнимого, тем более когда вы находитесь в каком-нибудь вызывающем бурные эмоции месте, таком как магазин игрушек. Планируйте экскурсии, требующие от ребенка хорошего поведения и сдержанности в наименее напряженное время суток. Приступ раздражительности скорее всего произойдет, когда ребенок голоден или устал, особенно в конце дня.
- Предлагайте ребенку выбор, дабы дать ему почувствовать себя в большей мере самостоятельным. Чем указывать: «Пора спать!», спросите: «Ты хочешь сначала почистить зубы или надеть пижаму?»
- Полагая, что ребенку пора прекратить игру,, предупредите его об этом за пять минут, чтобы дать ему время настроиться на ваше требования.
- Объясняйте ребенку, что последует за его плохими поступками: тайм-ауты, досрочное окончание игры, лишение прогулки и т. п.
- Не уступайте капризам даже изредка, если вы хотите убедить ребенка в том, что за вспышки раздражения и агрессивности он будет наказан;
- Обеспечьте естественный выход энергии и агрессии ребенка. Позвольте ему каждый день побегать во дворе и покричать, особенно если он проводит большую часть времени в помещении, в обстановке, где ему приходится подчиняться многочисленным сдерживающим правилам.
- Научите ребенка объяснять, высказывать свои эмоции, чтобы он мог описать вам то, что переживает, например гнев или обиду. Если он еще не умеет говорить, помогите ему, угадывая вслух, что 011 чувствует.
- Научите ребенка успокаиваться и похвалите его за усилия. © Говорите тихо, когда чувствуете, что ребенок на грани или в состоянии срыва.
Если у ребенка начался приступ истерики, ваша задача:
- убедиться в том, что он в безопасности и не причинит себе вреда; ^ реагировать адекватно;
- оставаться по возможности спокойной, поскольку ваши гнев и тревога только ухудшат ситуацию. Ваш голос должен быть мягким, а движения нерезкими. Потеря вами самоконтроля только еще больше напугает ребенка и усилит приступ. Более того, если вы станете кричать, то просто укрепите уверенность ребенка в том, что крик помогает достичь желаемого.
- Отвлеките ребенка шуткой или каким-нибудь новым занятием: -ч- встаньте с ним перед зеркалом и дайте посмотреть, как он выглядит во время приступа злости (возможно, он перестанет кричать и начнет смеяться);
- сядьте рядом с ребенком на пол или на землю и начните дрыгать ногами, чтобы показать, как нелепо это выглядит, заставьте капризулю смеяться вместе с вами и забыть о том, чем был вызван этот приступ.
- Сделайте себе короткую передышку. Оставьте ребенка одного, сказав ему, что вернетесь, когда он успокоится (убедитесь в том, что он будет без вас в комнате в безопасности). Или скажите сыну или дочери, что они могут пойти в свою комнату и там кричать и хлопать дверью столько, сколько им хочется. Без зрителей взрыв эмо-гдий ослабеет и пройдет быстрее.
- Обнимите и успокойте ребенка, когда приступ злости кончится, и напомните ему, что вы любите его, даже когда он сердится.
- После того как отпрыск успокоится, выясните, чем он был расстроен. Обдумайте причины его неадекватного поведения. Обсудите с ребенком, как избежать повторения скандалов.
- Выдавайте ребенку звездочку или наклейку в дни, которые прошли без приступов раздражения.
- Попросите ребенка дождаться паузы в вашем разговоре, а затем, извинившись, говорить.
- Объясните малышу, что является достаточным поводом для того, чтобы прерывать разговор: травма, просьба о помощи в туалете или опасная ситуация. Объясните, какие вещи могут подождать несколько минут.
- Договоритесь с ребенком, что, если ему от вас что-нибудь нужно, когда вы разговариваете с другим взрослым, он должен подойти и легонько сжать вашу руку. Вы тоже сожмете его руку, показывая, что поняли и через минуту будете с ним. Сначала на его пожатие реагируйте немедленно, чтобы малыш видел, как хорошо действует этот метод. Потом ждите подольше, кивая ребенку каждые несколько минут, чтобы дать знать о том, что вы помните о его просьбе.
- Если ребенок прерывает вас из-за чего-то, что может подождать, объясните ему, что будете с ним через минуту, и продолжайте разговаривать.
- Если вы нужны ребенку, сократите телефонный разговор, если он не очень важный и может продолжиться в более подходящее время.
- Похвалите ребенка за его терпение.