Определение уровня знаний: попросите больного рассказать, что он съел за последние сутки или что он ест обычно, и сказать, что из перечисленного может спровоцировать повышение уровня глюкозы в крови (чтобы оценить сбалансированность рациона, попросите больного вести пищевой дневник в течение 2 дней). Спросите, что из потребленной пищи приводит к увеличению веса, уровня глюкозы или липидов в крови. Ее л больной не в состоянии ответить на эти вопросы, проинструктируйте его, ка описано выше.
Определение модели поведения: спро сите больного, испытывает ли он какие-либо сложности, мешающие ему соблюдать диету, что дается ему труднее всего и что, как ему кажется, можно было бы улучшить. Выясните, помогают ли ему близкие, друзья и коллеги придерживаться диеты или, наоборот, мешают. Обсудите модели поведения, которые бы помогли больному справиться с трудностями. Например, если он ежедневно перекусывает жирной или сладкой пищей, предложите ему варианты закусок с меньшим содержанием жиров или сахара, порекомендуйте уменьшить порцию или употреблять эти продукты через день. Предоставив несколько вариантов на выбор, вы гораздо быстрее добьетесь желаемого поведения, чем просто потребовав немедленно отказаться от неподходящей пищи.
Повышение физической активности
Физические упражнения — неотъемлемая часть лечения сахарного диабета. Когда еще не был открыт инсулин, врачи пытались бороться с гипергликемией с помощью физических нагрузок и ограничения потребления углеводов. В наши дни физкультура и спорт стали весьма популярны^ и врачи отчетливо поняли, насколько велика роль физических упражнений в лечении сахарного диабета. Регулярные занятия физкультурой полезны всем, хотя вопреки распространенному заблуждению сами по себе не вызывают заметного снижения веса. Для похудания расход энергии должен превышать суточную энергетическую ценность рациона. Польза физических упражнений для больных сахарным диабетом такая же, как и для здоровых людей, за исключением нескольких отличий.