В структуре заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей различают аномалии развития (врожденные пороки сердца (ВПС) и сосудов), приобретенные болезни (невоспалительного и инфекционно-воспалительного характера), поражения сердца при наследственных заболеваниях и синдромах, а также патологию неустановленной этиологии (кардиомиопатии), опухоли и т.д.
Наиболее сложные условия функционирования сердечно-сосудистой системы возникают на 1-м году жизни ребенка, когда происходят закрытие внутриутробных коммуникаций и переход на «взрослый» тип кровообращения. В пубертатном периоде наблюдается значительное отставание развития сердечно-сосудистой системы от соматического роста ребенка, что приводит к частым дистоническим состояниям.
Раннее выявление, комплексное и адекватное лечение болезней сердечно-сосудистой системы способствуют их наиболее доброкачественному течению, снижению общего количества рецидивов и частоты формирования пороков сердца.