Томас Уиллис (1621-1675), Мэри Уолкер (1888-1974)
Самое раннее сообщение о миастении гравис (МГ) появилось в 1672 г., когда Томас Уиллис, знаменитый английский анатом и врач, написал о женщине, «которая временно теряла способность говорить и становилась нема, как рыба». Более распространенные симптомы этого нервно-мышечного расстройства включают опущение век и слабость в руках и ногах, особенно после физической нагрузки.
В 1934 г. физостигмин использовался в качестве противоядия при отравлении кураре. Шотландский врач Мэри Уолкер предположила, что из-за того, что симптомы МГ напоминали мышечную слабость, вызванную отравлением кураре, причиной этого заболевания могло стать курареподобное вещество, циркулирующее по кровотоку. Она ввела физостигмин нескольким пациентам. «Затем... подобно Лазарю, восставшему из могилы, они встали и пошли по комнате» (Джейн Эллсуорт, 1952).
Физостигмин действует посредством продления эффектов ацетилхолина (АХ). После высвобождения из нервных окончаний нейротрансмиттер АХ попадает в синаптическую щель и активизирует рецепторы на мышцах, заставляя их сокращаться. Физостигмин - антихолинэстеразное средство, которое инактивирует фермент холинэстеразу (разрушает АХ), таким образом повышая способность АХ вызывать мышечные сокращения.
В 1935 г. Уолкер испытала неостигмин, препарат, подобный физостигми- ну, впервые синтезированный в 1931 г., и обнаружила, что он даже более совершенен. При введении неостигмин вызывал более мощные мышечные сокращения, которые продолжались дольше с малым количеством побочных эффектов. Следующим значительным достижением при лечении МГ был пиридостигмин (местинон), который появился в 1959 г. Он принимается перорально и имеет меньше побочных эффектов и действует более длительно - особенно ночью.
Во время войны в Персидском заливе в 1990—1991 гг. американским солдатам давали принимать пиридостигмин для предотвращения токсических эффектов и смертности от воздействия нервно-паралитического газа зомана. Существовало мнение, что прием пиридостигмина в сочетании с действием на средств защиты от насекомых могло способствовать развитию синдрома Войны в Заливе, очень разнообразные симптомы которого включают нарушения памяти, усталость, боли в суставах, головокружение, болезни кожи и иммунной системы.
Пациенты с тяжелыми формами миастении гравис испытывают выраженную слабость в конечностях. Первая публичная демонстрация Мэри Уолкер действия неостигмина на больных миастенией гравис была подобна восстанию Лазаря из могилы.