Социально-психологическая адаптация слабовидящих и незрячих людей в наши дни является самой важной проблемой тифлопсихологии. Так, дети с нарушениями зрения долгое время «заключены» в ограниченном пространстве интернатов и спецшкол, из-за чего лишаются возможности полноценно и самостоятельно включиться в жизнь своих сверстников.
Очень часто цели специальных школ сужаются до формирования представлений и знаний, достаточных лишь для успешной сдачи выпускных экзаменов или поступления в другое учебное заведение. Однако, как отмечают многие специалисты, выпускники таких школ испытывают массу затруднений, связанных с вхождением в общество обычных людей. Это связано с закрытостью спецшкол для слабовидящих, что сильно ограничивает развитие у них коммуникативных навыков. Как следствие, возникают затруднения при ориентировке, адекватной оценке дефекта зрения и построении отношений со сверстниками. Помимо этого, общество здоровых людей мало осведомлено о психологических особенностях и реальных возможностях выпускников спецшкол для слабовидящих детей.
Первым опытом общения для слабовидящего ребенка чаще всего является его поступление в школу. И от того, насколько успешно пройдет становление личности в школьной группе, зависит дальнейшая возможность юноши или девушки интегрировать в общество. Таким образом, актуальной становится организация психологического сопровождения слабовидящего или незрячего ребенка с первых же школьных дней и далее, на каж^м этапе развития его личности.
Давая определение развитию личности в условиях изменяющейся социальной среды, А. В. Петровский пишет следующее: «В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности». Таким образом, становление личности в первой фазе предполагает усвоение норм, действующих в обществе, а также овладение адекватными средствами и формами деятельности. Все вместе это принято называть фазой адаптации.
Во второй фазе, фазе индивидуализации происходит обострение противоречий между результатом адаптации («Я как все») и неудовлетворенной тягой к персонализации («Я лучше всех»).
Третью фазу, фазу интеграции, А. В. Петровский описывает следующим образом: «В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые «вклады» в жизнь группы».
В соответствии с приведенной выше теорией, наступление каждой фазы является своеобразным моментом развития личности, проявляющимся каждый раз с разных сторон. И если слабовидящему или слепому ребенку удается успешно преодолеть трудности адаптационного периода, при наступлении второй фазы у него могут развиться такие качества личности, как безынициативность, робость, зависимость, неуверенность в себе и недооценка собственных возможностей.
Последнее только доказывает неизбежность психологического сопровождения слабовидящих и слепых детей. Ведь успешное преодоление всех трудностей на пути социально-психологической адаптации в будущем определит весь ход интеграции человека в общество. В заключение уместно будет подчеркнуть, что профилактикой нарушений социально-психологической адаптации слабовидящих и незрячих людей, прежде всего, является хорошо организованное психологическое сопровождение их на каждом жизненном этапе.