Социально-психологическая адаптация слабовидящих и незрячих людей - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

Наши новости

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали...

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на...

Стоимость дешевых лекарств может вырасти на треть!

Дешевые лекарственные препараты, в скором времени, могут...

Правительство РФ хочет следить за хирургами во время операцийСъемка во время операции

Российские законотворцы всерьез рассматривают...

Наши ученые разработали новый метод лечения рака

В Калужской области провели первую операцию методом...

Граждане РФ получат оплачиваемый рабочий день для диспансеризацииДень оплачиваемого отпуска для деспансеризации

Новый закон предложен к рассмотрению депутатами Госдумы....

Социально-психологическая адаптация слабови­дящих и незрячих людей в наши дни является самой важной проблемой тифлопсихологии. Так, дети с нарушениями зрения долгое время «заключены» в ограниченном пространстве интернатов и спецшкол, из-за чего лишаются возможности полноценно и само­стоятельно включиться в жизнь своих сверстников.

Очень часто цели специальных школ сужаются до формирования представлений и знаний, достаточных лишь для успешной сдачи выпускных экзаменов или поступления в другое учебное заведение. Однако, как отмечают многие специалисты, выпускники таких школ испытывают массу затруднений, связанных с вхождением в общество обычных людей. Это связано с закрытостью спецшкол для слабовидящих, что силь­но ограничивает развитие у них коммуникативных навыков. Как следствие, возникают затруднения при ориентировке, адекватной оценке дефекта зрения и по­строении отношений со сверстниками. Помимо этого, общество здоровых людей мало осведомлено о психо­логических особенностях и реальных возможностях выпускников спецшкол для слабовидящих детей.

Первым опытом общения для слабовидящего ре­бенка чаще всего является его поступление в школу. И от того, насколько успешно пройдет становление личности в школьной группе, зависит дальнейшая возможность юноши или девушки интегрировать в общество. Таким образом, актуальной становится организация психологического сопровождения сла­бовидящего или незрячего ребенка с первых же школьных дней и далее, на каж^м этапе развития его личности.

Давая определение развитию личности в условиях изменяющейся социальной среды, А. В. Петровский пишет следующее: «В том случае, если индивид вхо­дит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности». Таким образом, становление личности в первой фазе предполагает усвоение норм, действующих в обществе, а также овладение адек­ватными средствами и формами деятельности. Все вместе это принято называть фазой адаптации.

Во второй фазе, фазе индивидуализации проис­ходит обострение противоречий между результатом адаптации («Я как все») и неудовлетворенной тягой к персонализации («Я лучше всех»).

Третью фазу, фазу интеграции, А. В. Петровский описывает следующим образом: «В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям груп­пового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые «вклады» в жизнь группы».

В соответствии с приведенной выше теорией, на­ступление каждой фазы является своеобразным мо­ментом развития личности, проявляющимся каждый раз с разных сторон. И если слабовидящему или слепому ребенку удается успешно преодолеть трудно­сти адаптационного периода, при наступлении второй фазы у него могут развиться такие качества лично­сти, как безынициативность, робость, зависимость, неуверенность в себе и недооценка собственных воз­можностей.

Последнее только доказывает неизбежность психо­логического сопровождения слабовидящих и слепых детей. Ведь успешное преодоление всех трудностей на пути социально-психологической адаптации в бу­дущем определит весь ход интеграции человека в об­щество. В заключение уместно будет подчеркнуть, что профилактикой нарушений социально-психологи­ческой адаптации слабовидящих и незрячих людей, прежде всего, является хорошо организованное психо­логическое сопровождение их на каждом жизненном этапе.

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры