Регулярные изменения во всех сферах нашего общества — политике, экономике, науки и искусстве — в корне меняют и взгляд на человека. Не только ученые, но и обычные люди стали проявлять интерес к законам физиологии и психологии, в частности к тем разделам этих наук, которые касаются отношений человека с человеком.
Одной из самых актуальных проблем современного общества является вопрос о межличностных отношениях физически здоровых индивидов с инвалидами, в частности с инвалидами по зрению. Поэтому изучение психологических особенностей человека с ограниченными возможностями, а также осознание трудностей, связанных с частичной или полной потерей зрения, являются той самой необходимостью, без которой адаптация слабовидящих людей просто невозможна.
Особенности психики слабовидящих людей
Для того, чтобы понять психологию слабовидящего человека, необходимо подробно рассмотреть некоторые психофизиологические аспекты. Психика незрячего и слабовидящего индивида, так же как и психика здорового человека, является единством объективного и субъективного: в ней отражена объективная действительность, преломленная сознанием индивида. Однако изучение психики слабовидящих и незрячих людей осложнена некоторыми особенностями.
Во-первых, психика незрячих и слабовидящих подвержена влиянию аномальных факторов, в данном случае нарушениям зрения, которые в значительной степени маскируют и даже искажают закономерные проявления основных психических процессов, а также состояния и свойства личности. Особенно сложен процесс изучения закономерностей и особенностей психики незрячих и слабовидящих людей, если дефекты зрения осложнены тяжелыми сопутствующими заболеваниями других органов и систем.
Во-вторых, сложность понимания психики слабовидящих состоит в том, что данная группа объединяет людей с различными заболеваниями как по характеру, так и по степени нарушения зрительных функций. В связи с этим необходимо ознакомиться с понятиями, используемыми в психологии для определения степени нарушения зрения. Так, под термином «острота зрения» подразумевают «способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними». При этом нормальной считается острота зрения, при которой имеется «способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте». Таким образом, незрячими следует считать людей, острота зрения которых колеблется от О до 0,04 включительно, а слабовидящими тех, острота зрения которых находится в пределах 0,05-0,2.
Среди людей, считающихся слепыми, выделяют абсолютно слепых и парциально (частично) слепых, т. е. различающих либо свет и тьму, либо формы предметов и фигуры людей. Острота зрения последних колеблется в пределах 0,005-0,04.
Для развития психики огромное значение имеет период наступления слепоты. Так, слепорожденными считают тех, кто лишился зрения до момента становления речи (около 3 лет), т. е. еще не имеющих зрительных представлений. К категории ослепших относят индивидов, потерявших зрение позднее и сохранивших в памяти зрительные образы. Чем позже наступило нарушение зрительных функций, тем меньше влияние аномалии зрения на психическое развитие. Однако позднее наступление слепоты ограничивает динамичность и пластику нервной системы в плане компенсаторного приспособления.
Далее будет логичным рассмотреть суть понятия «дефект» в плане процесса компенсации. Дефектом называют психологический или физический недостаток, послуживший причиной отклонения от нормального психического развития. Дефекты могут быть врожден-ными и приобретенными. И те и другие относят к так называемым первичным соматическим дефектам.
Описанные аномалии вызывают вторичные отклонения от нормы -— снижение зрения, частичную или полную слепоту, сужение поля зрения и прочее, что оказывает негативное влияние на ряд психологических процессов. Таким образом, между соматическим заболеванием или дефектом и развившейся в дальнейшем аномалией психики существуют сложные и многообразные функциональнее связи.