Эмоциональное развитие личности слабовидящих людей
На протяжении столетий в сознании простого обывателя складывалось представление о слабовидящем или слепом человеке, как о неполноценной, ущербной личности. Нередко слепцам приписывали несуществующие отрицательные качества, такие как полное отсутствие духовности, наличие дурных наклонностей и отрицательных свойств характера. Все перечисленное, якобы, являлось следствием утраты или нарушения зрения.
Однако наряду с упомянутым мнением существовало и другое, прямо противоположное. Оно утверждало, что характер и психическое развитие слабовидящих людей не зависит ни от условий жизни, ни от и: соматического состояния. Ведь личность всегда формируется спонтанно, а слепой или слабовидящий человек просто меньше общается с внешним миром, тем самым способствуя своему самосовершенствованию и самопознанию.
В частности, А. А. Крогиус писал следующее о влиянии на человеческую психику слабовидения и слепоты: «... она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но так же, как одно впечатление может вызывать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой».
Тифлопсихилоги отмечают тот факт, что дефект зрения может способствовать развитию негативной стороны личности, в частности, негативного видения мира, лени, внушаемости и пр. Тем не менее, при правильном воспитании и обучении слабовидящих детей, мотивации обучения и общения приводят к формированию позитивных качеств. Таким образом, правильно организованное воспитание ведет к полной независимости характера от зрительного анализатора.
Очевидно, что главными составляющими в плане формирования свойств личности являются социальные факторы, не зависящие ни от времени возникновения, ни от степени патологии зрения. Последняя играет роль лишь в отношении аномальной личности к окружающему ее миру, сужая его прямо пропорционально глубине патологии. Тем не менее, слабовидящий или незрячий индивидуум проявляет живой интерес к тем видам деятельности, которые не требуют зрительного контроля. Причем данный интерес оказывается устойчивым и глубоким, точно таким же, как у здоровых людей. Обучение, построенное на приобретении навыков, не требующих зрительного контроля, оказывается развивающим и не зависит от дефекта зрения. Что касается отношений слабовидящего или слепо-о человека с нормальным, то различия между ними наблюдаются лишь в динамике становления свойств личности. Огромную роль социально-психологического воспитания в плане развития личности детей с нарушениями зрения подчеркивал Л. С. Выготский.
Он говорил, что недалеко то время, когда слабовидящие и слепые дети «перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность».
Это интересно
На форумах социальных порталов для слабовидящих можно общаться, получать ответы на свои вопросы. Здесь можно найти друзей или даже свою вторую половину. Это та сажая соломинка, спасательный круг, проводник в мир позитивных эмоций и новых ощущений. Что касается мероприятий такого рода порталов, то все они направлены на улучшение качества жизни слабовидящих людей. Прежде всего, это всевозможные обучающие тренинги, конференции и семинары для слабовидящих и незрячих, их трудоустройство, а также сотрудничество с различными медицинскими учреждениями, что дает возможность инвалидам по зрению получить консультацию у специалиста любой категории.
Таким образом, эмоциональная сфера слабовидящих и незрячих людей на данный момент считается слабо изученной, поэтому представляет большой инее для исследователей. Это связано с трудностями, возникающими при объективном изучении чувств и эмоций. Другой, менее явной причиной этого пробела является недостаточная оценка важности эмоциональных переживаний в процессе развития личности слабовидящего или слепого человека.
Согласно наблюдениям тифлопсихологов, различные нарушения зрения сужают область чувственного восприятия, что, конечно же, сказывается на качестве чувств и их значимости для жизнедеятельности. Однако дефект зрения в силах повлиять лишь на степень выраженности отдельных эмоций, а также на их внешнее выражение. Например, эгоизм, утрата чувства долга и чувства нового, негативизм, враждебность и прочее являются результатами неадекватного воспитания, а также отношения к слабовидящему или незрячему ребенку.
Многие ученые прошлого столетия отмечают, что слабовидение и слепота влекут за собой ощутимые изменения эмоций в сторону астенических. Такого рода эмоциональные состояния подавляют активность человека, способствуя возникновению чувства тоски, грусти, либо, напротив, крайней раздражительности. Такого рода выводы сделаны в ходе исследований людей, поздно лишившихся зрения и тяжело их переживающих. Тем не менее, подобные взгляды постепенно распространились и на рано ослепших и слепорожденных.
В настоящее время тифлопсихологи пришли к следующим выводам: компенсаторные процессы организма плюс правильно организованное обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей способны свести зс минимуму негативное влияние утраты зрения на их эмоциональное развитие.