Эмоциональное развитие личности слабовидящих людей - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали...

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на...

Стоимость дешевых лекарств может вырасти на треть!

Дешевые лекарственные препараты, в скором времени, могут...

Правительство РФ хочет следить за хирургами во время операцийСъемка во время операции

Российские законотворцы всерьез рассматривают...

Наши ученые разработали новый метод лечения рака

В Калужской области провели первую операцию методом...

Граждане РФ получат оплачиваемый рабочий день для диспансеризацииДень оплачиваемого отпуска для деспансеризации

Новый закон предложен к рассмотрению депутатами Госдумы....

Эмоциональное развитие личности слабовидящих людей

На протяжении столетий в сознании простого обывателя складывалось представление о слабови­дящем или слепом человеке, как о неполноценной, ущербной личности. Нередко слепцам приписывали несуществующие отрицательные качества, такие как полное отсутствие духовности, наличие дурных на­клонностей и отрицательных свойств характера. Все перечисленное, якобы, являлось следствием утраты или нарушения зрения.

Однако наряду с упомянутым мнением существова­ло и другое, прямо противоположное. Оно утверждало, что характер и психическое развитие слабовидящих людей не зависит ни от условий жизни, ни от и: соматического состояния. Ведь личность всегда фор­мируется спонтанно, а слепой или слабовидящий человек просто меньше общается с внешним миром, тем самым способствуя своему самосовершенствова­нию и самопознанию.

В частности, А. А. Крогиус писал следующее о влиянии на человеческую психику слабовидения и слепоты: «... она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но так же, как одно впечатление может вызывать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой».

Тифлопсихилоги отмечают тот факт, что дефект зрения может способствовать развитию негативной стороны личности, в частности, негативного видения мира, лени, внушаемости и пр. Тем не менее, при правильном воспитании и обучении слабовидящих детей, мотивации обучения и общения приводят к формированию позитивных качеств. Таким образом, правильно организованное воспитание ведет к полной независимости характера от зрительного анализатора.

Очевидно, что главными составляющими в плане формирования свойств личности являются социальные факторы, не зависящие ни от времени возникновения, ни от степени патологии зрения. Последняя играет роль лишь в отношении аномальной личности к окру­жающему ее миру, сужая его прямо пропорционально глубине патологии. Тем не менее, слабовидящий или незрячий индивидуум проявляет живой интерес к тем видам деятельности, которые не требуют зрительного контроля. Причем данный интерес оказывается устой­чивым и глубоким, точно таким же, как у здоровых людей. Обучение, построенное на приобретении навы­ков, не требующих зрительного контроля, оказывается развивающим и не зависит от дефекта зрения. Что касается отношений слабовидящего или слепо-о человека с нормальным, то различия между ними наблюдаются лишь в динамике становления свойств личности. Огромную роль социально-психологиче­ского воспитания в плане развития личности детей с нарушениями зрения подчеркивал Л. С. Выготский.

Он говорил, что недалеко то время, когда слабовидя­щие и слепые дети «перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а де­фект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность».

Это интересно

На форумах социальных порталов для сла­бовидящих можно общаться, получать ответы на свои вопросы. Здесь можно най­ти друзей или даже свою вторую половину. Это та сажая соломинка, спасательный круг, проводник в мир позитивных эмоций и новых ощущений. Что касается меро­приятий такого рода порталов, то все они направлены на улучшение качества жизни слабовидящих людей. Прежде всего, это всевозможные обучающие тренинги, конференции и семинары для слабовидя­щих и незрячих, их трудоустройство, а также сотрудничество с различными медицинскими учреждениями, что дает возможность инвалидам по зрению полу­чить консультацию у специалиста любой категории.

Таким образом, эмоциональная сфера слабовидя­щих и незрячих людей на данный момент считается слабо изученной, поэтому представляет большой ин­ее для исследователей. Это связано с трудностями, возникающими при объективном изучении чувств и эмоций. Другой, менее явной причиной этого пробе­ла является недостаточная оценка важности эмоцио­нальных переживаний в процессе развития личности слабовидящего или слепого человека.

Согласно наблюдениям тифлопсихологов, различ­ные нарушения зрения сужают область чувственного восприятия, что, конечно же, сказывается на каче­стве чувств и их значимости для жизнедеятельности. Однако дефект зрения в силах повлиять лишь на степень выраженности отдельных эмоций, а также на их внешнее выражение. Например, эгоизм, утрата чувства долга и чувства нового, негативизм, враждеб­ность и прочее являются результатами неадекватного воспитания, а также отношения к слабовидящему или незрячему ребенку.

Многие ученые прошлого столетия отмечают, что слабовидение и слепота влекут за собой ощутимые изменения эмоций в сторону астенических. Такого рода эмоциональные состояния подавляют активность человека, способствуя возникновению чувства тоски, грусти, либо, напротив, крайней раздражительности. Такого рода выводы сделаны в ходе исследований людей, поздно лишившихся зрения и тяжело их переживающих. Тем не менее, подобные взгляды постепенно распространились и на рано ослепших и слепорожденных.

В настоящее время тифлопсихологи пришли к сле­дующим выводам: компенсаторные процессы организ­ма плюс правильно организованное обучение и воспи­тание слабовидящих и слепых детей способны свести зс минимуму негативное влияние утраты зрения на их эмоциональное развитие.

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры