Большинство антител Lewis не способно разрушать эритроциты, содержащие соответствующие антигены, in vivo [111]. Холодовые антитела анти-Le IgM, температурный оптимум которых ниже комнатной температуры 20-22 °С, не активны при температуре тела человека. Неполные антитела анти-Le IgG, хотя и являются тепловыми, однако не вызывают посттрансфузионных осложнений как истинные антиэритроцитарные антитела.
Выделяют четыре причины, по которым Lewis-несовместимость не проявляет себя клинически [115].
Во-первых, большинство антител, особенно анти-Le15, имеет низкую активность. Многие из них не реагируют с нативными эритроцитами и определяются только с помощью стандартных эритроцитов, обработанных протеолитически-ми ферментами (фицин, папайи, бромелин). Такие ферментзависимые антитела в реакциях несовместимости in vivo не участвуют.
Во-вторых, антигены Lewis, присутствующие в донорской плазме (если переливают цельную кровь) и в том небольшом количестве плазмы, которое имеется в эритроцитарном концентрате, нейтрализуют антитела Lewis реципиента. Взаимодействие антител с растворенными в плазме субстанциями происходит быстрее, чем с субстанциями, фиксированными на мембране эритроцитов, и деструкция эритроцитов не успевает развиться.
В-третьих, перелитые эритроциты утрачивают свои антигены Lewis в плазме реципиента. Например: эритроциты Le(a-b+), перелитые реципиенту Le(a-b-), имеющему антитела анти-Le15, становятся Le(a-b-), а олигосахариды Leb, смытые с эритроцитов, нейтрализуются присутствующими антителами анти-Le15.
В-четвертых, если антитела имеют специфичность aHTH-LebH, они способны реагировать только с эритроцитами OLe(a-b+), но не эритроцитами ALe(a-b+). Таким образом, для реципиентов группы А(П), содержащих антитела aHTH-LebH, любые эритроциты А(П) будут совместимыми.
Совместимость донора и реципиента по групповым антигенам, растворенным в плазме крови, в трансфузиологии не учитывают.
Иммуносерологам и трансфузиологам известно, что универсальную плазму группы AB(IV), содержащую группоспецифические субстанции АВО, переливают в большом количестве (2-2,5 л и более) реципиентам А(И) и В(Ш), имеющим естественные антитела против этих антигенов. Однако при этом каких-либо осложнений не наблюдают.
Антигены системы Gm при переливании плазмы также не учитывают, хотя некоторые реципиенты (по нашим подсчетам, около 5 %) содержат антитела против иммуноглобулинов переливаемой плазмы. Однако и в этих случаях трансфузии не сопровождаются реакциями.
По-видимому, взаимодействие растворимых антигенов с антителами не приводит к посттрансфузионным реакциям, но когда мишенью становятся нерастворимые антигены, фиксированные на эритроцитах, последние разрушаются, что проявляется клинически в виде тяжелого посттрансфузионного осложнения.
Антигены Lewis, являясь по своей природе водорастворимыми, в основной своей массе находятся в плазме и реагируют с соответствующими антителами в жидкофазной системе. Эритроциты, содержащие антигены Lewis в значительно меньшем количестве, чем плазма, остаются интактными. Это, на наш взгляд, пятая причина того, почему несовместимость донора и реципиента по системе Lewis не вызывает посттрансфузионных реакций.
В экспериментах по приживлению эритроцитов, меченных Cr51, in vivo установлено, что время циркуляции эритроцитов Le(a~b+) у реципиентов, имеющих анти-Ееь-антитела, такое же, как у реципиентов без антител. Немедленных или отсроченных трансфузионных реакций не наблюдали. Уровень гемоглобина после переливания Ееь-несовместимых эритроцитов повышался как при совместимой трансфузии и оставался одинаковым в течение нескольких недель.
При огромном объеме трансфузиологической помощи в современной медицинской практике лрансфузионные реакции, вызванные антителами анти-Le3, все-таки регистрируют (М.А. Умнова и др. [12], Krieger, Simmons [136], Brendemoen, Aas [43] и др. [160,164,191]).
Jesse, Sheek [119] описали острую гемолитическую реакцию средней тяжести у 21-летней африканки, которой в связи с осложненным спонтанным выкидышем 4 раза перелили кровь. Перекрестные пробы на индивидуальную совместимость (тест с центрифугированием и непрямая реакция Кумбса) перед каждой трансфузией были отрицательными. После 4-го переливания у женщины появились боли в пояснице, озноб, температура, гематурия. Кроме анти-Ееь-антител, в сыворотке женщины других антиэритроцитарных антител не обнаружено. Гемолитическая реакция была кратковременной, осложнение через 2 дня было купировано. Авторы полагали, что картина посттрансфузионного осложнения была вызвана анти-Ееь-антителами. Другие случаи гемолитических посттрансфузионных реакций, обусловленных антителами анти-Leb, не описаны.
Aubuchon и соавт. [26], van Loghem и соавт. (цит. по [6]) привели случаи посттрансфузионных реакций, обусловленных антителами анти-Leх. Для таких реципиентов практически все доноры несовместимы. Однако даже в этих случаях, как отмечают Waheed и соавт. [233], посттрансфузионные реакции крайне редки.
В акушерской практике зарегистрированы единичные случаи гемолитической болезни новорожденных, связанные с Lewis, которые, однако, вызывали сомнение относительно их обусловленности именно этим фактором. Mollison и
соавт. [173], анализируя эти работы, не нашли достаточного клинического и гематологического подтверждения.
Как показали Spitalnik и соавт. [213], в 12 случаях из отобранных ими 13 пар мать - плод в крови матери присутствовали одновременно IgM и IgG анти-Ьеа-антитела, в пуповинной крови новорожденных имелись антитела анти-Le8 IgG, регистрируемые только высокочувствительным ферментсвя-зывающим имммуносорбентным методом. Гемолитических реакций у новорожденных не бвло. Полученные данные позволили авторам заключить, что антитела анти-Le3 IgM через плаценту не проходят, а антитела анти-Leа IgG легко проникают через плаценту, однако не вызывают разрушения эритроцитов плода, поскольку антигены Lewis у плодов и новорожденных отсутствуют.