Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
Термин | Определение |
---|---|
Зоб | |
Золлингера-Эллисона синдром | Золлингера-Эллисона синдром, син.: гастринома, гастрин-продуцирующая опухоль, апудома, ульцерогенная апудома - синдром множественного язвообразования в желудке, двенадцатиперстной и тощей кишке. Является результатом гиперплазии гастрин-продуцирующих клеток поджелудочной железы и высокого содержания в плазме крови гастрина. Гипергастринемия приводит к гиперстимуляции париетальных клеток желудка, усилению секреции ими соляной кислоты и повышению кислотности желудочного сока. Описан впервые в 1955г. амер. врачами Золлингером и Эллисоном (R. М. Zollinger, Е. Ellisson). |
Золотой час | «Золотой час» - первый час от начала ангинозного приступа получил название «золотого», т.к. тромболизис, проведенный в первый час от начала болезни, спасает наибольшее число жизней у больных с инфарктом миокарда. |
Зонд | |
Зрение | психофизиологическая функция, обеспечивающая способность воспринимать и различать размеры, форму, движение и цвета предметов, а также их взаимное расположение на основании анализа световых раздражений (отражаемого или излучаемого объектами света). 3. обеспечивается деятельностью зрительной сенсорной системы и высших отделов мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны определенной длины — в диапазоне от 380 до 770 нм. Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой 3. Наибольшая острота 3. отмечается в области желтого пятна. Определение остроты 3. производят по специальным таблицам. Если продольная ось глаза слишком длинная, то изображение предмета попадает не на сетчатку глаза, а на стекловидное тело, возникает явление близорукости, или миопии. При короткой продольной оси глаза изображение располагается за сетчаткой — это явление называется дальнозоркостью, или гиперметропией. При старении организма возникает старческая дальнозоркость (пресбиопия), связанная с уменьшением эластичности хрусталика одним из дефектов 3. у человека является астигматизм, который состоит в том, что кривизна роговицы неодинакова в различных плоскостях, и поэтому световые лучи, лежащие в одной плоскости, фокусируются не в той точке, где фокусиру¬ются лучи, лежащие в другой плоскости. Коррекция 3. в этих случаях осуществляется путем подбора необходимых линз. |
Зрительная система | Сенсорная система, обеспечивающая восприятие световых раздражителей и определяющая способность животных воспринимать предметы и объекты внешнего мира. Рецепторное звено 3. с. — фоторецепторы сосредоточены в сетчатке, от которой информация передается по волокнам зрительного нерва к структурам среднего и промежуточного мозга. Отсюда берет начало восходящий путь к затылочной доле коры большого мозга, где располагается зрительная сенсорная кора (поля 17, 18, 19). Кроме того, от среднего мозга начинаются многочисленные связи 3. с. с другими сенсорными системами и со структурами моторных систем мозга. Они обеспечивают протекание зрачковых рефлексов (см. Рефлекс зрачковый), реакции аккомодации, сочетанные движения глаз. У приматов и человека высокая степень развития 3. с. обес-печивает возможность тонких зрительно-моторных взаимодействий. |
Зрительный нерв | Зрительный нерв. Вторая пара черепно-мозговых нервов у позвоночных животных и человека, передающая нервные импульсы от сетчатки глаза в головной мозг; каждый 2.Зрительный нерв отходит от сетчатки в месте расположения слепого пятна; в полости черепа возникает перекрёст (хиазма) нервов, идущих от правого и левого глаза, при этом около половины нервных волокон от каждой стороны переходят на другую сторону и образуют с оставшимися нервными волокнами зрительный тракт, поэтому зрительные центры в каждой доле головного мозга получают информацию как о левом, так и о правом поле зрения через оба зрительных тракта. Симптомы поражения: характер нарушения зрения зависит от локализации повреждения по ходу 3. н.: если он повреждён между глазным яблоком и хиазмой, человек может стать слепым на этот глаз; если повреждение произошло в области хиазмы или зрительного тракта, то выпадает половина поля зрения в обоих глазах (подобное нарушение полей зрения наблюдается при инсульте и опухоли головного мозга). |
Зубной налёт | Зубной налёт. Отложение на зубах пищевых остатков и некоторых видов микроорганизмов, появляющееся после употребления практически любой пищи, злоупотребления некоторыми продуктами (напр, кофе), курения; способствует развитию заболеваний различных зубов и дёсен. Через несколько часов после появления 3. н., если не удалить его, образуется зубная бляшка — беловатое мягкое отложение на зубах человека, представляющее собой структурно сложное полимикробное образование различной толщиной. Она крайне опасна для внешней эмали зуба, и способна её разрушить. В 3. н. могут произойти изменения состава микроорганизмов, нарушение кислотно- щелочного баланса, накопление кальция и его отложения в виде фосфорнокислых солей, что приводит к появлению зубного камня. Лечение: профессиональная стоматологическая помощь (удаление 3. н.). Профилактика: ежедневное соблюдение гигиены полости рта. См. также: зубной камень, гингивит, пародонтит. |
Зубной протез | Зубной протез. Приспособление, восполняющее отсутствие одного или нескольких зубов или дефект коронки зуба. адгезивный зубной протез. Зубной протез, укреплённый на опорных зубах адгезивным материалом. съёмный пластиночный зубной протез. Зубной протез, состоящий из базисной пластинки, опирающейся на дёсны или твёрдое нёбо, с укреплёнными на ней искусств, зубами. мостовидный зубной протез. Основу зуба составляет разновидность костной ткани дентин, который на коронке покрыт эмалью, а в области шейки и корня цементом; внутри корня расположен канал, заполненный пульпой, через который внутрь зуба проходят капилляры и нерв; зачатки зубов формируются у эмбриона с 5-й нед. внутриутробного развития; при' рождении ребёнка сформированные к этому моменту зубы (все молочные и часть постоянных) располагаются в альвеолах челюстей, но прорезываются позже. Кол-во молочных зубов: 20. Кол-во постоянных зубов: 32. Разновидн.: резцы, клыки, премоляры, моляры. Заболевания: адентия, альвеолит, амелобластома, аномалии прикуса, кариес, макродентия, микродентия, пародонтит, пародонтоз, патологическая стираемость зубов, периодонтит, прогения, прогнатия, пульпит, флюороз. Уход за зубами: ежедневная чистка зубов щёткой в теч. 3 мин до или после завтрака и перед сном и чистка нитью (флоссом) межзубных промежутков, что позволяет удалять зубной налет и эффективно предотвращает кариес гладких поверхностей (образующийся на зубах налёт вначале мягкий и легко удаляется зубной щёткой и флоссом, но через сутки он уплотняется, пропитывается минеральными солями, его удаление становится более трудным). Профилактика заболеваний зубов. Чтобы иметь здоровые зубы, необходимо ежедневно правильно ухаживать за полостью рта, употреблять как можно меньше сахара, пить фторированную воду, ограничивать курение и употребление спиртного, т. к. они усугубляют болезни дёсен, предрасполагают к развитию злокачественных опухолей полости рта. |
Зубы мудрости | Зубы мудрости. Зубы третьей пары моляров каждой челюсти, прорезывающиеся у человека во взрослом возрасте (обычно после 20 лет). |
Зуд | |
Иглодержатель Матье | Иглодержатель Матье. Хирургич. инструмент для удержания хирургич. иглы при наложении шва — сочетание инструментов-пинцета с зажимом; снабжён удобными пружинящими рукоятками а так же кремальерным замком, который размыкается при дальнейшем сжатии рукоятки. Разновидности: Хегара, Троянова и др. |
Игнипунктура | Игнипунктура, -ы; ж. Разновидность рефлексотерапии, проводимая с помощью прижигания биологически активных точек тлеющими палочками (сигаретами) из сухой полыни и др. |
Игра | У человека исторически сложившийся вид деятельности, направленной на познание, усвоение и передачу из поколения в поколение накопленного опыта, знаний, культуры. Биологическая потребность в игре для жизнеобеспечения организмов подтверждается наличием стадии игрового поведения на ранних этапах развития высших млекопитающих, во время которой происходит усвоение специфических для каждого вида животных поведенческих реакций. У человека игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (см. Возраст), способствуя интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности ребенка. В игре моделируются определенные ситуации, конфликты, отношения. В процессе И. ребенок подражает (см. Подражание, Импринтинг) поведенческим реакциям и действиям взрослых, которые в дальнейшем могут служить моделью его будущего практического поведения. Таким образом, И. представляет собой форму обучения «впрок». В И. происходит не только реальное освоение ребенком предметного мира, но и формирование и совершенствование основных психических процессов (восприятия, мышления, воображения и т. д.), закладываются основы произвольного управления собственным поведением (см. Сознание, Воля), усвоение социальных норм и правил общественного поведения, приобретение раз¬личных практических навыков и умений |
Идеомоторная реакция | Идеомоторная реакция. Физиол. Движения, возникающие у челоевка непроизвольно под влиянием некоторых представлений о движении. |