Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
Психопатии
Существует точка зрения, согласно которой в определенных условиях каждый обнаруживает ту или иную степень конформности. Но, если речь идет об экстремальных обстоятельствах, связанных с биологическим выживанием, то сходные с большинством поведенческие реакции к конформности отношения не имеют. Что касается потребности жить «не хуже людей», примерно одинаковых способов и форм проведения досуга, то в их основе не конформность, а вековая бедность и связанная с нею ограниченность выбора. В свойственном же многим нуворишам стремлении демонстрировать одинаковые пристрастия (мода на религиозность, марку автомобиля, вид спорта), как правило, проявляет себя именно конформность в сочетании с тщеславием, снобизмом и почти всегда плебейской сущностью.
Следует отличать конформность как природную особенность личности от конформизма как способа адаптации к системе официальных ценностей. Усвоение определенных групповых норм и предписаний, будучи непременным условием социализации личности, вовсе не предполагает пассивного принятия господствующих мнений и порядка вещей. Суть конформизма не в отсутствии самостоятельного мышления, а в отказе от привилегии высказывать собственное суждение, и, как правило, он порожден тоталитарными режимами и культивируется ими. Лояльность и тем более покорность по отношению к власти или покупаются ею или достигаются репрессивными мерами. Критичность и собственное мнение вполне может иметь место, но сохранение его при себе есть условие выживания. Одни воспринимают ритуальное соблюдение требуемых правил как фрустриру- ющий фактор, как социальное унижение. Другие находятся со своим конформизмом в гармонии и готовы жить по закону стаи. Ощущение принадлежности ко многим дает им эмоциональный комфорт, чувство безопасности и правоты. Вероятно, это одна из причин исторической стойкости конформизма. Привычка к беспринципному следованию нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения, утрате нравственной оценки преступлений аморальной власти и собственного в них участия. Имея широкое представительство в населении, конформисты вместе с конформными личностями служат нравственно-психологической основой тоталитарных режимов.
Конформность, так же как порядочность или бессовестность, жесткой сцепленности с тем или иным характером не имеет. Рассмотрение конформности в главе об аномальных личностях — дань традициям. Распространенность конформных личностей в молодежной среде, по материалам давних исследований, от 10% до 30%. Складывается впечатление, что число неспособных к самостоятельному мышлению вместе с нежелающими думать значительно превышает эти цифры, что весьма существенно сказывается на общественном климате. Современных исследований по определению места, которое занимают конформные личности в населении, не проводится, хотя знать об этом не только любопытно, но и полезно, поскольку это знание могло бы определить векторы развития общества и страны и поставить вопросы сравнительно частного научного характера — например, может ли психически аномальное быть серьезным множеством, а серьезное множество считаться аномалией? Понятно, что на эти вопросы нельзя будет ответить определенно и окончательно, прежде всего потому, что в психологии и психиатрии границы нормы недостаточно определенны и имеют тенденцию меняться вместе с меняющейся жизнью. Современная концепция нормы как оптимума адаптации к социуму неизбежно ставит вопрос о характере социума. В тоталитарном обществе, где понятия «мыслящий» и «инакомыслящий» тождественны, проблемы с адаптацией будут иметь как раз неконформные личности. Следует ли из этого вывод об их аномальности?
Вполне возможно, что доля конформных личностей в населении — это установленная природой константа, универсальная для человеческой популяции, и тогда это неустранимая сущность, и порождаемые ею проблемы становятся в ряд с другими, вытекающими из природы человека. Если же эта константа существенно колеблется в разных человеческих сообществах (этносах, регионах, странах), закономерен вопрос — почему? Излишек конформной массы в странах с тоталитарной историей — естественное следствие многовекового жестокого искусственного отбора, подавлявшего достоинство, яркость, нестандартность и поощрявшего серость, стадность и рабскую психологию. Засилье неспособных самостоятельно мыслить — серьезная преграда на пути культурного и общественного прогресса. Изменение ситуации требует чрезвычайных многосторонних усилий.
В изучении феномена конформности, стоящего на границе клинической и социальной психиатрии, должны сочетаться клинико-психологический и социально-психологический подходы. Весьма важно провести широкое исследование этого феномена в историческом, этноконфессиональном, возрастном, половом аспектах, понять его социальные и биологические корни, значение образования, профессии, проживания в городе или селе, у моря (в портовых городах) или в глубине континента и т.д. и т.п. И в конце концов задаться вопросом: конформность — это дефект психики или особое ее свойство, адаптирующее к суровому миру?
Антисоциальное поведение обязательно приведет морально-дефектную личность к конфликту с законом. Эти, по определению Э. Крепелина, «враги общества» знают разницу между добром и злом, вполне вменяемы и ответственны перед законом. Анэтические психопаты во множестве присутствуют среди воров «в законе», проституток, для которых их профессия — следствие естественного и осознанного выбора, среди матерей, добровольно и без сожаления бросающих детей, среди инцестофилов (сожительствующих с кровными родственниками). От обычного мерзавца и подлеца анэтическая личность отличается тем, что она таковая с рождения, всегда и всюду и не стремится ни быть, ни казаться в свободное от подлых и мерзких деяний время добропорядочной и социально приемлемой, то есть соответствует критериям психопатии П.Б. Ганнушкина.
Основываясь на склонности анэтических психопатов к антисоциальному поведению, итальянский психиатр Ч. Аомброзо предложил считать свойственные им аномалии характера специфическими для «врожденных преступников», что вполне справедливо для именно такой квалификации анэтических психопатов, тем более что социальная их коррекция невозможна.
Из-за отсутствия единого диагностического подхода трудно судить о распространенности нравственнодефектных личностей. Нет ответа на вопрос: анэтические психопаты — следствие дегенерации или общественной деградации? Возможно, это природой установленная константа, по-разному представленная в разных этносах, а может быть, она универсальна для человечества в целом. Вполне отдавая себе отчет в субъективности любых впечатлений, не опирающихся на широкие исследования, позволю себе высказать мнение, что анэтические личности, к сожалению, явление достаточно заметное.
Как нам известно, морально-дефектным психопатам неведомо чувство вины. Любопытно, в связи с этим доступно ли им переживание идей виновности хотя бы в психозе? Может быть, депрессия — печальная привилегия приличных людей? Может быть, бессовестные лучше защищены от психических расстройств?
Отдельного и особого внимания заслуживает рассмотрение феномена конформности, поскольку, будучи широко распространенным, он представляет собой социальное явление, оказывающее серьезное влияние на общественное развитие.
Среди особенностей, свойственных конформным личностям, обычно называют банальность, шаблонность, стремление походить на привычное окружение, уподобиться большинству, консерватизм, лояльность к власти и настороженность по отношению к новой действительности в любых ее формах, некритичность и т.п. А.Е. Личко считал конформность акцентуацией характера и полагал наиболее устойчивой его чертой зависимость от непосредственного окружения. П.Б. Ганнушкин связывал конформность с низким интеллектом и, классифицируя аномальные личности, поместил этих субъектов в рубрику «конституционально-глупых».
Этимология термина (от латинского conformis — подобный) не полностью отражает его суть. В основе ментальности и поведения конформных личностей лежит именно некритичность, то есть неспособность к самостоятельному мышлению. Некритичность не стоит в одном ряду с вышеназванными характерологическими особенностями. Консерватизм, банальность и пр. являются производными некритичности, которая сама по себе не может считаться отдельной чертой характера и отражает, по всей вероятности, более глубинный дефект психики, определяющий не столько недостаточность интеллекта, сколько его серость, бескрылость, отсутствие оригинального мышления и творческого потенциала. Не будучи умственно отсталыми, конформные личности в силу природно-генетических причин неспособны к критическому анализу, сопоставлению позиций, взвешиванию аргументации, выработке собственного суждения и в итоге — поиску истины.
Глупость отличается от конформности тем, что глупец может прийти к своему ничтожному суждению в процессе вполне самостоятельных размышлений. Конформный же находится в плену избитых истин или архетипических и даже дремучих установок и представлений потому, что их разделяет большинство. Находясь в дискомфортном состоянии, например, в униженном социальном или экономическом положении, конформные не размышляют о его природе, часто не только не осознают, но и Fie воспринимают унижение, легко склоняются к конспирологическим его объяснениям, готовы жить и выживать на биологическом уровне. Неспособные критически мыслить, «стремящиеся уподобиться многим», крайне внушаемые, конформные личности становятся участниками коллективных психозов и заблуждений. Описанные старыми авторами индуцированные психические эпидемии только зарождались среди истероидов, параноиков, эпилептиков, а распространялись именно в конформной среде.
В детстве конформные обычно открыты, общительны, уступчивы, послушны и незаметны, бесцветны и посредственны. Им нечем обратить на себя внимание. Они легко и естественно воспринимают режим детского сада, школы, вливаются в коллектив, при этом весьма зависимы от ситуации и окружения. Для них очень важно ощущение похожести на многих, принадлежности к большинству. Вместе со всеми активно участвуют в общественной классной работе и с тем же энтузиазмом — в травле сверстников, непохожих на большинство. Отвергание же привычным окружением (из-за случайного нарушения какого-либо правила детского кодекса чести или неуспехов в спорте, учебе и т.п.) или ломка стереотипов (смена класса, школы, места жительства) могут оказаться серьезным психотравмирующим обстоятельством.
Непосредственное окружение определяет их суждения, манеры, формы времяпрепровождения и поведение в целом, но было бы неверным считать конформных «продуктом среды». Скорее они сами, будучи явлением нередким, выступают в качестве «средообразующего» фактора, во многом влияющего на стиль жизни коллектива или группы. В подростковой компании «за компанию» курят, выпивают, хулиганят. Но чаще конформные дети и подростки вполне благонравны и удобны для школьных учителей (школа традиционно не поощряет носителей именно критического Духа).
Повзрослев, конформные становятся опорой для любого толка авторитарных режимов, поскольку, не будучи свободно мыслящими, легко пропагандируются и управляются. Авторитет любой, даже аморальной, сильной власти априорен, исходящую от нее информацию воспринимают не к размышлению, а к сведению, а предписания и запреты — к исполнению. Предпочтение отдается простым, воздействующим не на разум, а на чувства лозунгам и призывам, Характерна привычка к терпению и страху перед жизнью, покорность в бесправии, ограничении во всем, одинаковой для всех нищете. Понятия «страна» и «государство», «режим» и «отечество» тождественны. Гражданами себя не чувствуют и быть ими не стремятся. В гражданских правах и свободах потребности не испытывают. Собственный имидж строится по принципу «мы как все», «поступаем как положено» (кем и почему так положено, неважно). Склонны к культу вождей и предубеждению в отношении любых меньшинств. Свойственное конформным личностям общинное сознание исключает персональную ответственность, вину и раскаяние. Ближе конформным зависть и недоверие ко всему, выходящему за рамки привычной серости и стандарта. Приверженность конформных коллективистской доктрине, бездумная готовность раствориться в массе (коллективе, толпе), врожденная «социалистичность» определяют их враждебность к состязательности, конкурентности, таланту, самобытности, личностному началу в целом. Консерватизм и стремление к изоляции, псевдопатриотичность и ксенофобия способствуют укоренению в среде конформных националистических идей. Социальная инфантильность среди прочего проявляет себя тягой к развлечениям, веселью в любых формах и при любых обстоятельствах, пренебрежением к ценности здоровья и жизни (своих и чужих). Конформная ментальность и конформная субкультура — это питательная среда для сохранения племенного жизненного уклада и для воспроизводства той власти, которой выгодна и удобна именно такая ментальность обывательской массы.
По-видимому, среди конформных есть часть «спящих» неконформных. Имеются в виду те, кто, не будучи лишенным способности самостоятельно думать, волею обстоятельств не испытывал в этом нужды. Их можно «разбудить», привить им вкус к размышлениям, к получению наслаждения от этого психического процесса.
Неустойчивые психопаты в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляют себя разбросанностью интересов, невыполнением требований режима, их поведение мотивировано лишь стремлением к получению удовольствия. Несмотря на то что у детей черты неустойчивости неспецифичны и носят физиологический характер, все же повышенная внушаемость, подчиняемость дурному влиянию уже заметны. Они беззаботны, избегают школьных трудностей. У них слабо развиты воля и чувство долга. | Будучи неспособными заставить себя делать то, что нужно, они достаточно настойчивы в реализации сиюминутных желаний. Гонимые жаждой впечатлений, бродят по улицам, магазинам, катаются в общественном транспорте. Они простодушны, любопытны, доверчивы, охотно «за компанию» прогуливают уроки, курят, хулиганят, в 10-12 лет в компании асоциальных приятелей начинают выпивать.
Подростки с неустойчивой психопатией собственного мнения и стойких интересов не имеют. Их стремления, взгляды, поступки диктуются лидером. Они общительны, но глубокие и стабильные привязанности им не свойственны. Не терпят занятий, требующих усидчивости и кропотливого труда. Живут сегодняшним днем, стремясь наполнить его легкими удовольствиями. Легкомыслие, разболтанность и беспринципность неустойчивых обычно сочетаются с добродушием; им несвойственно держать сложную интригу, вынашивать, таить и лелеять злой умысел. Если добродушие вполне совместимо с расхлябанностью, то зло всегда сосредоточенно (разгильдяи редко бывают негодяями, и наоборот). Не имея, к сожалению, личностного стержня, принципов, собственных взглядов на добро и зло, не умея себя занять, неустойчивые личности совершенно не переносят одиночества и легко поддаются влиянию микросреды. Слабовольные, они не способны к сопротивлению и послушно, не заботясь о собственной выгоде или пользе, следуют за складывающимися обстоятельствами или за другими людьми.
Социально-позитивное окружение способствует адаптации неустойчивого подростка. Слабоволие и трусоватость помогают ему удерживаться в рамках жестко регламентированного режима, где он учится или работает под страхом наказания или возможных потерь. Те же черты вместе с любопытством, жаждой ярких впечатлений и подчиняемостью делают его послушным орудием яркого лидера асоциальной группы. В поисках удовольствий и развлечений неустойчивые психопаты наркотизируются, алкоголизируются, быстро деградируют и, ранее милые, приветливые, уступчивые, становятся грубыми, бессердечными, холодными.
Проблема бесхарактерности крайне серьезна с социальнопрогностической точки зрения не только в отношении самой неустойчивой личности, но и для социума в целом, во-первых, потому что неустойчивых много, а во-вторых, потому что значительное число пьяниц, алкоголиков и наркоманов рекрутируется именно из этой среды.
Антисоциальные (бесчувственные, нравственно- дефектные, морально-тупые, анэтические) психопаты. Основной аномалией личностей этого типа является недоразвитие высших эмоций — альтруистических и этических. Это, по определению К. Шнайдера, бездушные психопаты, у которых изначально отсутствуют социальные эмоции, регулирующие отношения в семье и обществе. С раннего детства поражает отсутствие привязанности к близким, даже к матери. Болезни, тревоги, несчастья родителей их не трогают, тоски по дому они не испытывают, увещевания воспринимают иронически; к товарищам, игрушкам, домашней обстановке теплых чувств не питают. Они бессердечны, им неведомы стыд, раскаяние, сострадание, чувства вины, долга, ответственности, благодарности, чести. Анэтические подростки дерзят и сквернословят в лицо взрослым. Не испытывая ни к кому симпатий, они равнодушны к похвале и порицанию, лживы, причем лгут не во спасение и не для рисовки, а для сокрытия намерений, которые диктуются примитивными желаниями и эгоизмом. Они ленивы, неспособны к регулярному труду, безразличны к своему будущему. Даже при отсутствии непосредственно преступных намерений из-за моральной дефектности поступки их, как правило, антисоциальны. Они не желают считаться даже с минимальными удобствами других людей не потому, что воспитаны эгоистами, а из-за природного отсутствия совести; педагогическому воздействию недоступны, так как нет никакой почвы для воспитательных влияний. Анэтический психопат при любых, даже самых благоприятных обстоятельствах поступит безнравственно, получая удовольствие от преступления как такового. В подростковом возрасте злоупотребляет алкоголем, наркотизируется, ворует, в семье не удерживается.
Истероидная психопатия чаще встречается у девочек и диагностируется в пубертатном возрасте, но главные ее черты (эгоизм, стремление находиться в центре внимания, быть предметом всеобщего восхищения) заметны уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По Ясперсу, главный признак истероидной личности в том, чтобы «себе и другим казаться больше, чем есть в действительности, и переживать заметнее и сильнее, чем она на это способна». У истерических детей бросается в глаза нечто поддельное, театральное, аффектированное. Они выставляют свои чувства напоказ, в зависимости от обстоятельств выглядят возмущенными, терпеливыми, самоотверженными, сокрушенными. С удовольствием выступают с чтением стихов, капризны, любят, чтобы их упрашивали, завистливы и ревнивы к чужому успеху. Добиваясь первенства в коллективе, интригуют, доносят, клевещут, умеют всех перессорить. Они экстравагантны в прическе, одежде, склонны к фантазиям. Не умея держать в узде воображение, выдумывают необыкновенные истории, в которых выступают в роли благородных героев или прибегают к самооговорам, приписывая себе участие в бандах, алкоголизацию, прием наркотиков и пр. Фантазируя, будучи самовнушаемыми, увлекаются, легко вживаются в роль и иногда на короткое время могут поверить в свои фантазии. Инфантильность истероидов проявляется в способности вытеснять все неприятное, игнорировать реальность и доводы здравого смысла. Истероидные психопаты часто становятся фанатами эстрадных идолов, преследуют их своим вниманием, вмешиваются в частную жизнь. Вместо глубины, искренности и постоянства чувств — экзальтированное обожание и поклонение, легко меняющиеся на равнодушие и злословие в адрес вчерашних кумиров.
Стремление к вниманию и признанию не является специфически истерическим свойством, но у истероидных личностей эта естественная общечеловеческая потребность гипертрофирована. Они используют все, что может стать источником внимания к их персоне, убедить окружение в их собственной значимости и оригинальности — близость к знаменитостям, осведомленность в скандалах и сплетнях вокруг них, демонстрация увлеченности оккультными практиками, крайними направлениями в философии и искусстве, — и способны сами «впечатлиться» своими нестандартными талантами. Средством для привлечения внимания становятся эксцентричные манеры и поступки, шокирующие мнения и фальшивые слезы. Стремясь поразить воображение, продемонстрировать нестандартность личности, безбожник подчеркнуто открыто носит атрибуты веры, истово крестится, идя мимо храма. Показная религиозность проявляет себя демонстративным посещением духовников, церкви, стремлением быть на короткой ноге с высокопоставленными духовными лицами. За этим фасадом нет обычно ничего, кроме пустоты и тщеславия. Не умея быть самим собой, истероид надевает чужие маски, легко вживается в чужие образы — от ранимого сенситива до глубокомысленного шизоида. Под маской разочарованности в людях и скептического отношения к ценности самой жизни может скрываться вполне жизнелюбивый субъект.
Декомпенсирующим обстоятельством чаще всего оказывается недостаточное внимание или равнодушие к ним окружающих. На это они реагируют грубостью, демонстративными уходами из дома, нарочито асоциальным поведением. Желая вернуть утраченное внимание определенных лиц, прибегают к симуляции соматических и психических расстройств, суицидному шантажу и демонстративным суицидным попыткам.
Инфантильность, отсутствие цельности личности, социальная незрелость не обязательно являются препятствием для профессиональной и особенно семейной адаптации истероидных психопатов. Некоторые из «ищущих признания» при исключительно благоприятных обстоятельствах добиваются огромных успехов в публичной деятельности, требующей харизмы. Маска высокой моральности, как правило, сочетается у них с отсутствием моральных ограничений в практической деятельности.
Шизоидная психопатия проявляет себя отсутствием свойственной детям эмоциональной живости, слабостью инстинктов, влечений, опережающим речевым и интеллектуальным развитием. Шизоиды поражают недетской рассудительностью, отвлеченными интересами (изучение транспортных потоков, карт, календарей). Задолго до школы и нередко без помощи взрослых овладевают письмом и чтением. Сосредоточены на внутренней душевной жизни более, чем на вокруг происходящем. В связи с такими особенностями другие дети к ним не тянутся, да они и сами не стремятся к сверстникам, прекрасно обходясь собственным обществом. Лучший собеседник — книга. Если они продуктивны в интересующей их области (коллекционирование, изучение археологических древностей, вопросов астрономии, космогонии и пр.), то оказываются чрезвычайно интересными для сверстников, что способствует их адаптации в школьной среде. Замкнутость, мечтательность, беспомощность в практической жизни шизоидного подростка сочетаются с тонким реагированием на отвлеченные ситуации и холодностью к конкретным заботам и радостям близких. Плохая интуиция и недостаточная способность к сопереживанию могут быть причиной неожиданных бестактных поступков. Тонкому, угловатому телу соответствует угловатая, холодная, резкая натура. В подростковом возрасте дезадаптирующими оказываются смена обстановки, обстоятельства, ущемляющие его индивидуальность, попытки вторгнуться в его внутренний мир (собрания с разбором персональных дел, турпоходы, необходимость публичной декламации стихов и т.п.). Шизоидные психопаты нередко отлично учатся, поражая учителей глубокими знаниями по частным вопросам, а в дальнейшем могут успешно работать в какой-либо узкой области, что способствует их социальной адаптации.
Для эпилиптоидных психопатов характерны взрывчатость, гневливость, конфликтность, мстительность, жестокость, застревание на обидах, агрессивность. В детстве получают удовольствие, обижая младших, мучая животных. В препубертатном возрасте у части эпилептоидов проявляются черты гиперсоциальности: утрированное стремление к порядку, педантизм, чрезмерная аккуратность в ведении дневника, тетрадей и пр. Эпилептоидный характер заостряется в подростковом возрасте. Мышление, эмоции, моторика становятся вязкими и тугоподвижными. Инертность и медлительность перемежаются периодами дисфорий (злобно-тоскливого настроения с требующими разрядки внутренней накаленностью, душевным смятением, напряженностью). Достаточно бывает самого мелкого повода для бурной аффективной вспышки, часто сопровождающейся агрессией, реже аутоагрессией и заканчивающейся прострацией. Протекающий на фоне суженного или помраченного сознания патологический аффект, вынуждающий ставить вопрос о вменяемости, чаще встречается именно у эпилеп- тоидных личностей.
В группе сверстников эпилептоид стремится занять лидирующее положение, подчинить окружающих своей воле, используя самые брутальные средства вплоть до жестоких избиений. Страдания жертвы доставляют им чувственное наслаждение. Усиленное половое влечение приводит к сексуальным эксцессам с садистической окраской. В состоянии опьянения злобны и агрессивны, склонны к употреблению наркотиков с целью получения удовольствия или для усиления действия алкоголя. Среди увлечений преобладают азартные игры, силовые виды спорта или требующие чрезвычайной аккуратности поделки. К своим вещам бережливы. Заметна тяга к накоплению, обогащению. Причиненное им зло помнят так же хорошо, как и собственные благодеяния. Характерная для эпилептоидов тяжеловесная атлетическая конституция хорошо гармонирует с негибким, вязким, тяжеловесным характером и ощущением тяжести при общении с ними.
Подобострастие и льстивость по отношению к начальству и жажда власти с деспотическим стремлением подчинять и унижать окружающих способствует адаптации эпилептоида в условиях жестко регламентированного режима (служба в армии, пребывание в местах заключения). Стремятся занять какую-либо должность, пусть и небольшую, обожают форму со знаками различия, подчеркивающими их начальственный статус. Каллиграфический почерк с завитушками, стремление к составлению и ведению всяческих журналов и графиков обеспечивает им должности старост классов и штабных писарей. Именно эпилептоиды многие месяцы компонуют и оформляют «дембельские» альбомы, сочетая эти занятия с измывательствами над солдатами-первогодками. Социальный аспект «дедовщины» весьма серьезен. Прошедшие через унижение редко становятся свободными гражданами. Следует справедливости ради заметить, что если бы армейская «дедовщина» существовала только благодаря эпилептоидам, то она не была бы столь широко распространена и так глубоко укоренена. По-видимому, поддерживается она, среди других причин, и тем, что, во-первых, унижаемый частенько завидует унижающему и мечтает им стать, и, во-вторых ко многим ощущение своей силы приходит через жестокость по отношению к слабым и беззащитным. Что же касается непосредственно эпилептоидов, то получение лычек младших командиров в армии, лидерского или близкого к лидеру статуса в тюремной камере вполне удовлетворяет их амбиции и способствует душевной гармонии.
Антисоциальные черты эпилептоидной личности создают предпосылки для разных форм отклоняющегося и криминального поведения. В то же время часть эпилептоидных подростков благодаря преобладанию у них гиперсоциаль- ных черт (аккуратности, педантизма, исполнительности, подчеркнутой правильности поведения) неплохо адаптируются и достигают успехов в обучении и освоении профессии.